Возникновение и методологическая основа психологии как науки

Н.В. МАКАРОВА

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

Печатается по решению редакционно-издательского совета Кольского филиала Петрозаводского государственного университета

Рецензенты:

Дюжилов С.А. – к.и.н., зав. кафедрой истории и педагогики КФ ПетрГУ;

Костина Г.В. – к.ф.н., зав. кафедрой филологии КФ ПетрГУ.

Учебное пособие содержит информационный, теоретический и практический материал по темам курса «Психология и педагогика». Вся информация поделена на блоки – учебные модули, так как пособие имеет электронный аналог. Учебный материал каждой темы разделен на три учебных блока: целевой, содержательный, деятельностный. Информация целевого блока отражает программное обеспечение. Содержательный блок поможет студентам фиксировать научные понятия и определения в системе психолого-педагогических знаний. Деятельностный блок даст возможность при активных упражнениях добиться сформированных умений и навыков.

Издание адресовано студентам, обучающимся на экономическом и экологическом факультете.

© Макарова Н.В., 2010

© Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, 2010

Редактор электронного издания В.С. Макаров.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебное пособие включен материал, соответствующий Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (утвержден 15 марта.2000 г. Министерством образования Российской Федерации) и требованиям к разработке и условиям реализации основной образовательной программы по подготовке студентов экономического факультета. Предмет «Психология и педагогика» относиться к обязательному федеральному компоненту подготовки студентов по специальностям: 080105 – Финансы и кредит; 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080504 – Государственное и муниципальное управление. Предмет «Психология и педагогика» относиться к обязательному федеральному компоненту подготовки студентов по специальностям: 013100 – Экология; 011600 – Биология.

В качестве основы для разработки данного учебного пособия использована программа «Психология и педагогика», утвержденная кафедрой истории и педагогики Кольского филиала Петрозаводского государственного университета. Учебному заведению дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать основные программы вуза на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Главной целью курса подготовки является формирование профессиональной компетенции, под которой понимается умение интерпретировать научную информацию и формировать навык мыслетехнического и рефлексивного компонента в интеллектуальном развитии специалиста. Профессиональная компетенция должна иметь базовую основу психолого-педагогических знаний.

В целом курс предполагает формирование у студентов научного взгляда на разработки различных психолого-педагогических направлений и формирует профессиональное самосознание в процессе управления производственными технологиями.

Весь информационный материал учебного пособия детерминирован тематикой программы: разделен на две основные части, каждая из которых идентифицирована по целевому, содержательному и деятельностному компонентам. В приложениях студенты могут найти вопросы для контроля знаний и темы для самостоятельной подготовки, а также тестовые формы для самопроверки. Обе части учебного пособия соответствует теоретической и практической информационной базе учебно-методического комплекса курса «Психология и педагогика».

Часть 1.

Психология как наука: предмет, задачи и методы

Целевой блок Содержательный блок Деятельностный блок

Целевой блок

Цели занятия

1. Получить информацию о возникновении и развитии психологии как науки.

2. Определить предмет, задачи и методы науки.

3. Познакомиться и проанализировать специфику и источники развития науки.

4. Определить появление психологических знаний в истории человечества.

5. Выявить связь психологии с философией.

6. Дать определение основным категориям науки.

7. Выявит связь между психологией и другими науками.

Содержательный блок

1. Возникновение и методологическая основа психологии как науки.

2. Предмет, задачи и методы науки.

3. Основные направления психологии ХХ века.

Возникновение и методологическая основа психологии как науки

Психология (psyche (гр.) – душа, logos – учение) – наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных. Один из разделов философии «о душе» ХVI в. стал носить название «психология». В самостоятельную науку эти знания были выделены из философии уже в XVIII-XIX вв.

Античные и средневековые представления о душе человека можно найти в различных источниках:

· Аристотель (384-322 до н.э.) – «О душе», «Метафизика», «Этика», «Риторика»;

· Р.Декарт (1596-1650) – «Диоптрика», «Человек»;

· Ж-Ж. Руссо (1712-1778) – «Эмиль, или О воспитании», «Исповедь» и др.

В 1870-1880 гг. складываются два концептуальных направления:

· естественно-научная психология;

· культурно-историческая психология.

В современной научной классификации психология заявлена как феноменологическая и прикладная наука, имеющая более 50 направлений. В систему психологических наук входят множество самостоятельных научных направлений:

· история психологии, практическая психология, общая психология, возрастная психология;

· медицинская психология, педагогическая психология, социальная психология, юридическая психология, спортивная психология, музыкальная психология;

· психология менеджмента, психология масс, конфликтология и др.

Основные направления изучения психики: психофизиология, зоопсихология, психолингвистика, нейропсихология и др.

Психология изучает внутренние и внешние проявления психических процессов, психические функции, функции самосознания и общую структуру личности. Психологические знания в истории человечества разнообразны и многоплановы. Эти знания необходимы каждой личности в отдельности, педагогам, медикам и почти в каждой профессии.

Долгое время все накопленные знания будущей науки развивались в рамках философских теорий, поэтому методологической основой психологии является философия. Философские знания в современном мире тоже разнообразны.

Материалистическое понимание мира стало основой развития бихевиоризма в психологии. Диалектическое понимание и метафизические знания лежат в основе гуманистической психологии. Историческое понимание действительности стало основой когнитивной и глубинной психологии.

Чтобы выявить методологическую основу, необходимо познакомиться и с методологическими принципами изучения личности человека.

Основным методологическим принципом изучения человека является детерминизм (лат. определять) – закономерная и необходимая зависи­мость психических явлений от порождающих их факторов. Современные исследователи различают три вида детерминизма:

· биологический детерминизм (лежит в основе учения и теории Ч. Дарвина);

· механический детерминизм (представляет психику побочных явлений);

· психологический детерминизм (является основой изучения особых результатов поведения личности).

Известный психолог советского времени С.Л. Рубинштейн трактовал детерминизм как действие «внешних причин через внутренние условия». Исследователь А.Н. Леонтьев трактовал его как «внутреннее действие личности, наблюдаемое через внешние проявления деятельности». Диалектический материализм определял его так: «...изменяя реальный, не зависимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект (личность) изменяется сам».

Наши рекомендации