Взаимосвязь критериев оценки организации процесса здоровьетворящего образования
Дело | Люди | Способ | Время | Место | ||
Дело | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | |
Люди | 2.1. | 2.2. | 2.3. | 2.4. | 2.5. | |
Способ | 3.1. | 3.2. | 3.3. | 3.4. | 3.5. | |
Время | 4.1. | 4.2. | 4.3. | 4.4. | 4.5. | |
Место | 5.1. | 5.2. | 5.3. | 5.4. | 5.5. |
Таким образом, достоверность оценки процесса, а следовательно, и обоснования его эффективности обеспечивается взаимосвязанностью трех составляющих этой оценки: 1) критериями как параметрами оценки; 2) показателями как содержанием этих параметров и основанием для выделения уровней развития процесса; 3) признаками как приметами, знаками, посредством которых проявляются показатели и уровни оцениваемого процесса.
Качественными показателями эффективности организации процесса здоровьетворящего образования на современном этапе развития отечественной общеобразовательной школы мы определили:
1) объем валеологизации педагогического процесса в аспекте специальной работы по сохранению и становлению здоровья учащихся и учителей;
2) использование в учебном процессе педагогических технологий, обеспечивающих сохранение и становление здоровья учащихся и учителей;
3) степень валеологичности уроков по учебным дисциплинам школьного учебного плана;
4) внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся по различным предметам рейтинговой оценки;
5) упорядоченность системы домашних заданий;
6) наличие в системе образования данной школы уроков валеологии;
7) включение учителей в разработку интегративных курсов учебных дисциплин;
8) реализация в педагогическом процессе принципов здоровьетворящего образования. Обоснуем целесообразность данных параметров.
1. Согласно нашей концепции индивидуального здоровья, одним из положений которой является целостный подход к человеку и, следовательно, к становлению его здоровья, активизация одной сферы его организма закономерно вызывает активизацию других сфер. Например, физические упражнения (так называемые физкультминутки) традиционно применяются в учебном процессе как средство активизации умственной деятельности, благодаря тому, что способствуют улучшению кровообращения и снабжения кислородом клеток головного мозга и как следствие этого снижению или снятию умственного напряжения. Отсюда, под объемом валеологизации педагогического процесса мы понимаем количество элементов урока, специально целенаправленных на повышение уровня здоровья субъектов педагогического процесса. Как указывалось в предыдущих главах это динамические валеопаузы, психологические или интеллектуальные валеопаузы и фрагменты урока, обязательно сопровождающиеся двигательной активностью детей. Регулярность их использования на уроках как количественное отражение его здоровьетворящего потенциала дает основание считать этот показатель достоверным признаком процесса здоровьетворящего образования.
2. Использование в учебном процессе педагогических технологий, обеспечивающих сохранение и становление здоровья учащихся и учителей, мы отслеживаем, во-первых, по количеству учителей, применяющих на своих уроках технологии, обеспечивающие одновременное решение и образовательных, и валеологических задач, и, во-вторых, по частоте использования данных технологий в учебном процессе.
3. Степень валеологичности уроков по учебным дисциплинам школьного учебного плана мы, во-первых, отслеживаем по наличию в начале каждого урока специального психологического настроя, позитивной установки на урок, а в конце каждого урока – этапа благодарения, во-вторых, измеряем по количеству эвристических вопросов учителя на одном уроке, предполагающих активизацию мыслительной деятельности детей и опору на их субъектный опыт; в-третьих, по количеству ситуаций на уроке, способствующих обнаружению учащимися смысла в предлагаемых для усвоения знаниях; в-четвертых, по наличию у учащихся возможности свободного высказывания своих мнений по поводу предлагаемого учебного материала; в-пятых, по соотношению телесной статичности и динамичности детей на уроке.
4. Внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся по различным предметам рейтинговой оценки мы отслеживаем по количеству учителей, применяющих эту методику в практике своей педагогической деятельности.
5. Показателем упорядоченности системы домашних заданий является, во-первых, время, затрачиваемое учащимися ежедневно на выполнение домашних заданий, и, во-вторых, своевременность коррекции этого процесса на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража этого времени.
6. Наличие в составе учебных предметов данной школы уроков валеологии, нацеленных, во-первых, на формирование у учащихся системы знаний об их личном здоровье; во-вторых, на практическую подготовку учащихся к становлению собственного здоровья в процессе жизнедеятельности; в-третьих, на систематизацию всех получаемых учащимися в процессе образования знаний с позиции их значимости и полезности для их здоровья.
7. Включение учителей в разработку интегративных курсов учебных дисциплин мы измеряем по количеству учителей, приступивших к разработке программ таких курсов, по количеству учителей, уже завершающих или завершивших подобную работу, и по количеству учителей, приступивших к реализации в своей педагогической деятельности таких программ.
8. Реализация в педагогическом процессе принципов здоровьетворящего образования отслеживается нами, во-первых, по количеству учителей, строящих свою педагогическую деятельность на основе принципов здоровьетворящего образования, во-вторых, по полноте использования учителями данных принципов.
Таким образом, совокупность обозначенных показателей в их количественной и качественной соотнесенности служит основанием для выводов об уровне эффективности организуемого в данном образовательном учреждении процесса здоровьетворящего образования.
РЕЗЮМЕ IV. Организация процесса здоровьетворящего образования в соответствии с разработанной нами концепцией осуществлялась, во-первых, с учетом уровня развития современной школы и особенностей организации педагогического процесса в различных образовательных учреждениях в настоящее время, во-вторых, при включении в эту работу достаточно большого числа учителей и учащихся и, в-третьих, через апробацию разных положений нашей концепции в разных образовательных учреждениях.
Такие факторы, как разнообразие задействованных в работе субъектов педагогического процесса (от школьных учителей до преподавателей педагогических колледжей) и различных видов образовательных учреждений (от общих до профессионально направленных), а также почти восьмилетняя продолжительность опытной работы по организации процесса здоровьетворящего образования позволили, во-первых, составить достаточно объективное представление о состоянии проблемы сохранения и становления здоровья субъектов педагогического процесса в рамках их взаимодействия в условиях современной организации системы образования, во-вторых, наметить пути решения проблемы здоровья субъектов педагогического процесса, с одной стороны, в зоне актуального развития современной школы, а с другой стороны, в зоне ее ближайшего развития.
В результате опытная работа протекала на протяжении четырех этапов:
1) ценностно-ориентационного;
2) проектировочно-опытного;
3) конструктивно-формирующего;
4) аналитико-прогностического.
При этом все этапы были, во-первых, преемственно связаны между собой, а во-вторых, начинаясь последовательно друг за другом, затем протекали параллельно, что соответствует специфике становления здоровья, определяющего предмет нашего исследования. В итоге такое построение опытной работы обеспечило ее эффективность и позволило получить пролонгированные результаты. Оптимальное протекание эксперимента было обеспечено совокупностью преемственно связанных между собой программ, регулирующих каждое направление данной работы:
1) образовательной программой по валеологии для учащихся;
2) обобщенной обучающей программой по организации процесса здоровьетворящего образования для педагогов разных образовательных учреждений;
3) просветительской валеологической программой для всех, которая использовалась нами в варианте, скорректированном для семьи, и в работе с родителями.
Эффективность нашей работы определялась также ее содержанием, которое составляла, во-первых, наша собственная педагогическая деятельность и, во-вторых, деятельность учителей, задействованных в работе по организации процесса здоровьетворящего образования, которые реализовывали наши идеи в собственной педагогической деятельности. Положительные результаты были также обеспечены и активной позицией учащихся, которые в рамках нашей концепции также являются субъектами педагогического процесса.
Организовав работу в четырех взаимопроникающих направлениях – валеологическое просвещение и образование, валеологическое развитие, диагностическая деятельность и методическая подготовка – мы обеспечили получение результата – организацию здоровьетворящей деятельности субъектов педагогического процесса – в двух сферах:в сфере их обыденной жизни и в сфере трудовой деятельности.
На основе результатов нашей опытной работы с учителями мы сформулировали четыре важнейших условия, без которых организация здоровьетворящего образования в принципе невозможна. Это:
1) обязательное проведение обучающих семинаров одновременно для всего педагогического коллектива данного образовательного учреждения;
2) обязательное участие во всех семинарских занятиях административного состава школы (директора и всех его заместителей) на равных с другими членами педагогического коллектива правах;
3) соответствие между регулярностью семинарских занятий и продолжительностью каждого из них;
4) деятельность административного состава школы как единой сплоченной команды, работающей на одну общую цель;
5) наличие координатора процесса из членов педагогического коллектива образовательного учреждения.
Таким образом, комплексный и системный подходы к организации опытной работы, а также ее динамическая продолжительность, обеспечивающая достаточное накопление количественных изменений, обусловили достижение ожидаемых результатов, которые подтвердили жизнеспособность, рентабельность и оптимальность разработанной нами концепции организации процесса здоровьетворящего образования на современном этапе развития отечественной массовой школы.
Целесообразность предлагаемой организации процесса здоровьетворящего образования отражается в критериях оценки его эффективности, разработанных на основе закона перехода количественных изменений в качественные. Учитывая процессуальный характер предмета нашего исследования, в качестве критериев его оценки мы определили:
1) целесообразно организуемое дело – процесс здоровьетворящего образования;
2) активность субъектов этого дела как источника и результата его развития;
3) способ организации этого дела, который определяется совокупностью составляющих его методов, приемов и организационных форм;
4) временные характеристики организуемого процесса, такие как продолжительность, периодичность и регулярность, а также режим его организации;
5) совокупность условий организации пространства, в котором реализуется данное дело.
Организация процесса здоровьетворящего образования осуществляется последовательно на трех уровнях: 1) пропедевтическом, 2) интроективном и 3) творческом. Согласно этим уровням его динамика проявляется в постепенном переходе от представления идеи реципиентам, ознакомления их с идеей к созданию условий для принятия ими идеи и затем к управлению активными самостоятельными действиями субъектов педагогического процесса по реализации идеи.
Таким образом, каждый этап и каждый уровень в нашей работе характеризуется количественными изменениями показателей, составляющих содержание определенных нами критериев оценки эффективности организации процесса здоровьетворящего образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проанализировав генезис проблемы здоровьетворящего образования как фактора сохранения и становления здоровья субъектов педагогического процесса через выявление и обоснование теоретических положений и методологических подходов, составляющих базис ее исследования, мы пришли к выводу, что глобальность проблемы здоровья человека и человечества как важнейшего условия сохранения жизни на земле требует причастности к ее решению всех общественных институтов, и в первую очередь общеобразовательной школы, которая на современном этапе развития общества является практически главным инструментом целенаправленно организованного формирования личности, отвечающей его самым насущным требованиям. Этот факт, осознанный в конце XX столетия педагогической общественностью нашей страны, позволил обозначить проблему здоровья учащихся как педагогическую и поставить перед школой задачу его сохранения и становления в процессе их образования. Обоснованность такого подхода определяется тем, что здоровье человека представляет собой своеобразное бинарное явление, в котором природное и культурное, материальное и духовное существуют в неразрывном единстве и взаимообусловливают свое развитие и проявление.
Двухсоставная сущность здоровья проявляется в активности трех сфер человека: телесной или соматической, психоэмоциональной и интеллектуальной. Функционируя в неразрывном единстве, эти сферы, с одной стороны, определяют уровень здоровья человека, а с другой стороны, взаимно влияют друг на друга, изменяясь под воздействием окружающей среды, но более всего собственной деятельности человека как носителя здоровья. Возможность воздействия человека на свое здоровье позволяет ставить задачу обучения человека способам положительного воздействия и, как следствие этого, поднимать проблему сохранения и становления здоровья педагогическими средствами.
Как ответ на социальный заказ современного общества специалистов, причастных к здоровью и культуре человека, появилось новое научное направление, получившее, по предложению И. И. Брехмана, название «валеология». Изучение результатов, достигнутых на текущем эмпирическом этапе развития данной науки, позволило сделать вывод о ее предмете, в качестве которого выступает разработка теории здоровья и практики его достижения педагогическими средствами. Трактуя валеологию, согласно буквальному значению данного термина, как науку о становлении здоровья человека без лекарств и лекарственных препаратов за счет оптимального использования им внутренних ресурсов своего организма, мы считаем специфическими чертами валеологии: 1) ее антропологическую сущность, ибо здоровье человека как состояние его целостного организма в значительной мере зависит от характера его общественных взаимоотношений; 2) интегральность, проявляющуюся в опоре валеологии на достижения различных наук, предметом изучения которых является человек; 3) личностно-ориентированнуюнаправленность, согласно которой индивид в процессе творения своего здоровья является одновременно и субъектом, и объектом этой деятельности; 4) педагогический характер, ибо главная задача валеологии – научить человека сознательно, целенаправленно и планомерно творить свое здоровье с учетом условий своей жизни и особенностей разносторонней деятельности; 5) гуманистичность, показателем которой является взаимосвязанный характер процессов здоровьетворения и «человекотворения».
В отличие от медицины, по отношению к которой валеология является содружественной наукой, она изучает здоровье в динамике, в процессе его становления. Понимая процесс становления как родовое понятие по отношению к процессу развития, мы считаем, что становление здоровья осуществляется через сознательное и самостоятельное сохранение, поддержание, укрепление и наращивание человеком резервных мощностей всех клеток, органов и систем своего организма во взаимодействии со всеми многообразными составляющими окружающего мира. При таком подходе здоровье является в определенной мере продуктом культурной деятельности человека, а его структурными компонентами выступают:
1) культура физиологическая, проявляющаяся в способности человека управлять физиологическими процессами, протекающими в его организме, отслеживать эти процессы и наращивать резервные мощности клеток, органов и систем организма;
2) культурапсихологическая,фундаментом которой является способность человека управлять своими чувствами и эмоциями и на основе этого вступать в контакт с окружающими его людьми;
3) культурафизическая, показателем которой является способность на протяжении всей сознательной жизни управлять природосообразными телодвижениями, сохраняя гибкость позвоночника и эластичность мышц и пр.;
4) культура интеллектуальная, состоящая в способности человека управлять своими мыслями, контролировать их течение и использовать эти умения в построении всей системы своих отношений.
Отсюда логика процесса становления здоровья определяется степенью значимости протекающих в организме человека психофизиологических процессов для его жизнедеятельности, которая регулируется не только инстинктивным началом в человеке, но и сознательно прилагаемыми им волевыми усилиями, что в итоге способствует развитию его душевных и духовных сил. Благодаря такому подходу в процесс становления здоровья человека вовлекаются все связи, все аспекты его взаимодействия с окружающим миром, включая и самого человека как части природы, а следовательно, и окружающего мира. Такой подход к становлению здоровья человека, с одной стороны, обеспечивает достижение гарантированного результата в решении данной задачи, а с другой стороны, обеспечивает комплексность построения системы его взаимоотношений с этим миром, что относится на данном этапе развития человечества к области педагогики и в частности к сферам обучения, воспитания и образования детей и молодежи. Отсюда следует логический вывод: если обучение детей умению «строить» взаимоотношения входит в задачи школы, а характер этих взаимоотношений является фактором, влияющим на их здоровье, то формирование у них умения строить свое здоровье также должно быть задачей школы.
2. Многоаспектный анализ организации современного процесса общего и профессионального образования в рамках проблемы данного исследования показал, что решение задачи сохранения и становления здоровья учащихся возможно при условии организации в школе здоровьетворящего образования, которое, не будучи отдельным педагогическим процессом, представляет собой качественную характеристику целостного педагогического процесса, является имманентно присущим ему свойством.
На основании изучения понятий «человек», «здоровье человека» и «процесс образования» мы сформулировали понятие здоровьетворящего образования, разработали, теоретически обосновали и экспериментально проверили модель его организации в современной школе. Согласно нашей концепции, мы трактуем здоровьетворящее образование как целенаправленно организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья учащихся и учителей в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня. Вместе с тем мы понимаем здоровьетворящее образование не как отдельный процесс, а как качественную характеристику особым образом организованного целостного педагогического процесса, нацеленного на становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов, что обусловливает полноценное решение образовательных задач. Сохраняемое таким образом здоровье обеспечивает им высокий уровень умственной и физической работоспособности, состояние внутреннего психологического комфорта, способность к конструктивно-позитивному мышлению, что закономерно обусловливает полноценное решение образовательных задач.
Организация здоровьетворящего образования обеспечивается включением его субъектов в активное творение собственного здоровья первоначально в рамках учебного процесса, а впоследствии и за его пределами. Такой подход к организации целостного педагогического процесса способствует не только становлению здоровья его субъектов, которое является важнейшим условием полноценного развития и проявления всех их сущностных человеческих сил, но и обеспечивает оптимальное достижение образовательных целей и полноценное решение учебно-воспитательных задач.
3. Проведенный нами валеологический анализ современного педагогического процесса общеобразовательной школы в аспекте его организации позволил обозначить особенности включения его субъектов (учителей и учащихся, а также косвенно их родителей) в организацию здоровьетворящего образования в современной школе. Выявив две группы так называемых «болезнетворных» факторов, одна из которых связана с нормативными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса, а другая – с системой взаимоотношений между его субъектами, мы осуществили поиск путей преодоления негативного влияния педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей и пришли к выводу о том, что наиболее возможным и приемлемым (то есть рентабельным) в настоящее время средством, обеспечивающим повышение уровня здоровья учащихся и учителей, является определенное изменение системы их взаимоотношений, в которые они вступают в процессе обучения.
Наиболее эффективным средством, обеспечивающим изменение характера взаимодействия между учащимися и учителями, являются, на наш взгляд, так называемые принципы здоровьетворящего образования, объединенные в две группы, согласно своей направленности: 1) принципы валеогенного сознания и 2) принципы валеологического поведения. Принципы валеогенного сознания выполняют мировоззренческую функцию в становлении личности, так как способствуют формированию в человеке здоровьетворящей жизненной позиции, признаком которой является установка на обнаружение положительного в окружающем мире, а принципы валеологического поведения направлены на регулирование деятельности индивида, обеспечивая ему умение жить в гармонии и согласии с окружающими людьми и окружающим миром в целом, что в конечном итоге способствует сохранению, поддержанию, укреплению и наращиванию здоровья всех субъектов данной коммуникации.
Реализация принципов здоровьетворящего образования в педагогическом процессе школы приводит к проявлению ряда закономерностей, отражающих действие всеобщих законов объективного мира: системности, детерминизма, диалектического синтеза, перехода количества в качество, диалектической противоречивости, а результаты их реализации проявляются: 1) в кардинальном изменении отношений всех субъектов образовательного пространства к себе и между собой благодаря снижению, а часто и полному преодолению состояния конфликтности в межличностном взаимодействии; 2) в возникновении потребности и решимости к изменению ситуации в данном образовательном учреждении в положительную сторону; 3) в сознательном и активном участии в этом процессе практически всех его субъектов: и учителей, и учащихся, и их родителей; 4) в закономерном «оздоровлении» всех других сторон жизни субъектов образовательного процесса, в том числе и не связанных со школой напрямую. При этом успешное достижение цели возможно только при одновременной реализации всех принципов в их тесной взаимосвязи и единстве.
Включение субъектов педагогического процесса в организацию здоровьетворящего образования достигается также посредством использования здоровьетворящих педагогических технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач. Здоровьетворящий эффект данных технологий, который дает основание называть их валеологическими, достигается благодаря тому, что, во-первых, все они построены на основе резонанса, во-вторых, максимально физиологичны для человека и, в-третьих, отвечают требованиям простоты в применении, доступности в освоении, безопасности в воздействии, эффективности в результате, экспертируемости в оценке. Таким образом, валеологические технологии, используемые при организации процесса здоровьетворящего образования, можно называть резонансными, так как они предполагают установление особой связи – резонанса – между субъектом и объектом. При этом все технологии, допустимые к применению в педагогическом процессе, объединены в три классификационные группы, согласно следующим трем признакам: 1) по инструментам или средствам резонанса, 2) по объекту воздействия или направленности резонанса, 3) по доминирующему образовательному результату в становлении личности.
Применение этих технологий в процессе обучения позволяет выделить еще одно основание для их классификации в две группы: 1) технологии, направленные на решение дидактических задач и попутно обеспечивающие сохранение, здоровья, и 2) технологии, направленные на становление здоровья и попутно обеспечивающие решение дидактических и воспитательных задач.
Существенными признаками валеологическихтехнологий, как разновидностей педагогических технологий, являются возможность их тиражирования, то есть освоения любым индивидом, и гарантированность результата, то есть достижение результата, соответствующего цели при соблюдении технологически целесообразных условий и нормативных допусков. При этом освоение данных технологий возможно только в режиме их проживания, которое в рамках нашего исследования понимается как активное освоение субъектом данной технологии только при условии самостоятельной деятельности, но в полном соответствии со строго установленными нормами протекания данного процесса.
Эффективность и рентабельность этих технологий проявляется также и в том, что в процессе их применения осуществляется не только становление здоровья человека, но и диагностика его уровня и динамики. При этом в диагностике мы выделяем два направления: 1) оценка состояния организма человека, осуществляемая с помощью различных количественных измерений соматической составляющей здоровья, и 2) оценка самочувствия человека, выражаемая им в собственных качественных оценках. Первое направление диагностики базируется на объективных критериях оценки здоровья человека, а второе – на субъективных.
Наряду с этим валеологическая диагностика состояния здоровья человека строится, с одной стороны, на принципах интеграции, комплексности и корреляции, а с другой стороны, на принципах простоты, доступности, безопасности и эффективности, что отражает ее связь с валеологическими технологиями, построенными на основе этих же принципов.
Изменчивость и динамичность здоровья как его сущностные черты определяют процессуальный характер валеологической диагностики здоровья. Это проявляется, во-первых, в постоянном изменении качественного состояния каждого показателя здоровья в каждый данный момент и, во-вторых, в отличии каждой совокупности этих показателей в каждый данный момент от совокупности этих же показателей в любой предыдущий, а также последующий момент, что в полной мере соответствует тезису об уникальности нормы здоровья для каждого конкретного человека в каждый конкретный период его жизни, а также диктует необходимость установления такой нормы и ее границ для каждого конкретного человека в каждый конкретный период его жизни.
Одним их эффективных средств валеологической диагностики состояния здоровья растущего организма ребенка школьного возраста является так называемый индивидуальный «Дневник здоровья», который каждый ученик ведет сами при руководящей и направляющей роли учителя. Включая учащихся в активную рефлексивную деятельность, «Дневник здоровья» позволяет фиксировать изменение самочувствия и состояния здоровья учащихся в течение учебного дня и тем самым формировать у них положительное отношение к своему здоровью и соответственно к себе. В настоящее время в педагогической практике широкое распространение получают самые разные формы «Дневников здоровья» и при этом с самыми разными названиями. Это дает возможность оптимально соотносить каждую из форм с возрастными и психофизиологическими особенностями конкретных субъектов, приспосабливая ее к конкретным условиям конкретного образовательного учреждения. Для учителя такой «Дневник» может служить инструментом обратной связи в процессе организации учебной деятельности учащихся.
Таким образом, валеологическая диагностика состояния здоровья учащихся в процессе образования в целом носит культурную направленность, ибо каждое их слово, каждое их действие для валеологически грамотного и компетентного учителя является основанием для выводов, во-первых, о состоянии всех сфер организма его воспитанников в каждый фиксируемый момент, а во-вторых, о необходимой коррекции своей педагогической деятельности на основе учета изменений состояния их здоровья.
Здоровьетворящее образование предусматривает также максимально возможную в современных условиях валеологизацию педагогического процесса в школе, содержанием которой является, во-первых, введение в учебный план всех ступеней школы уроков валеологии, направленных на «обучение» детей «здоровью», то есть на формирование у них культуры отношения к своему здоровью как условию их полноценной самореализации в жизни и деятельности; и во-вторых, реализация системы мер, способствующих сохранению и становлению здоровья детей и учителей на каждом уроке и обеспечивающих их валеологический характер. Этими мерами являются: 1) психологически комфортное начало и окончание урока; 2) изменение системы оценивания знаний учащихся; 3) опора на субъектный опыт учащихся при изучении нового материала; 4) преимущественно проблемно-поисковый характер формулировки вопросов, задаваемых учащимся на уроках по всем предметам; 5) обеспечение условий для круговой рассадки учащихся в классе; 6) внедрение в учебный процесс системы активных оздоровительных мероприятий, направленных на поддержание, укрепление и активное развитие физической составляющей здоровья учащихся и учителей. При этом отметим, что положительный результат при организации здоровьетворящего образования это дает только при условии всеобщности обозначенных мер, а также комплексности, постоянстве, регулярности и постепенном усложнении их содержания.
Таким образом, включение субъектов педагогического процесса в организацию здоровьетворящего образования достигается в результате: во-первых, валеологизации педагогического процесса в направлении специальной работы по сохранению и становлению здоровья учащихся и учителей; во-вторых, использования в учебном процессе педагогических здоровьетворящих (валеологических) технологий, обеспечивающих, с одной стороны, сохранение и становление здоровья учащихся и учителей и одновременно эффективное решение дидактических и воспитательных задач, с другой стороны; в-третьих, организации содержания различных учебных предметов с позиции целостного подхода к здоровью человека и учета особенностей его становления в процессе образования; в-четвертых, внедрения в систему контроля за качеством знаний учащихся по различным предметам рейтинговой оценки; в-пятых, упорядочения системы домашних заданий; в-шестых, введения в учебный план школы уроков валеологии; в-седьмых, включения учителей в разработку интегративных курсов учебных дисциплин; в-восьмых, реализации в педагогическом процессе принципов здоровьетворящего образования, которые обеспечивают формирование у учащихся и учителей валеогенного сознания как основы здоровьетворящей жизненной позиции и валеологического поведения как условия гармоничного взаимодействия индивида с окружающими людьми и окружающим миром в целом. Внедрение в систему современного школьного образования обозначенных мер стимулирует деятельность всех субъектов педагогического процесса в плане творения собственного здоровья, что обусловливает его сохранение и становление.
Однако определяющим условием организации здоровьетворящего образования является его кадровое обеспечение. Согласно представленной в данном исследовании концепции здоровья, вести детей по пути здоровья должен тот, кто, во-первых, понимает, что такое здоровье; во-вторых, сам, на собственном примере демонстрирует жизнь как путь здоровья; в-третьих, умеет помогать ребенку строить свой собственный, соответствующий его индивидуальности Путь Здоровья. Такой личностью, способной взять на себя ответственность за формирование у детей, подростков, а также и взрослых людей готовности к здоровьетворению и к здоровой жизни и деятельности, в настоящее время может стать педагог-валеолог при условии соответствующей профессиональной подготовки.
Обеспечивая такому специалисту условия для овладения, во-первых, знаниями о здоровье и факторах, влияющих на его становление без лекарств и лекарственных препаратов, во-вторых, знаниями о значении здоровья для полноценной и счастливой жизни человека, в-третьих, способами становления своего собственного здоровья, в-четвертых, методами управления становлением здоровья субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей, а также родителей учащихся) и, наконец, в-пятых, навыками организации валеологической работы в современной школе, можно приступить к решению проблемы сохранения и становления здоровья подрастающего поколения в процессе образования. При этом системообразующую функцию в профессиональной подготовке будущих педагогов-валеологов, на наш взгляд, должен выполнять курс педагогической валеологии как науки об организации процесса здоровьетворящего образования, ведущая цель которого состоит в формировании у студентов собственного здоровья как инструмента формирования здоровья других людей, в том числе и учащихся.
Важной частью профессиональной подготовки педагога-валеолога является валеопедагогическая практика, которую студенты последовательно проходят в школе, в дошкольных образовательных учреждениях и в различных лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях социальной помощи населению. Кроме того, валеологическая направленность определяет и всю научно-исследовательскую работу студентов, осуществляемую ими в процессе обучения вузе.
Таким образом, именно педагог-валеолог сегодня призван донести до сознания всех граждан мысль о том, что бережное отношение человека к здоровью других людей возможно только на основе признания ценности своего здоровья и понимания и принятия положения о глубинной зависимости всех людей друг от друга на уровне здоровья, ибо наш мир – это единый целостный «организм», в котором всё взаимосвязано. Поэтому каждому человеку необходимо помнить о своей роли в этом мире и понимать, что, поддерживая других, он тем самым поддерживает себя.
Однако полноценное решение задачи повышения уровня здо