Тенденции развития образования, педагогическая профессия в современном мире

Цель: сформировать представления о современных процессах в развитии мирового образовательного пространства; показать тенденции развития отечественного образования в начале ХХI века, раскрыть требования к педагогической профессии в условиях модернизации образования.

Задачи:студенты должны знать основные образовательные парадигмы; современные приоритетные проблемы в образовании и воспитании; сущность непрерывности, интеграции, гуманизации и демократизации образования; особенности стандартизации и модернизации современного обра

 
зования; основные положения современных законодательных документов об образовании; современные требования к подготовке учителя на основе компетентностного подхода; уметь характеризовать современную систему отечественного образования, опираясь на работы учёных-педагогов и законодательные документы об образовании; анализировать тенденции развития современного мирового образовательного пространства, раскрывать сущность глобализации и интеграции в образовании; синтезировать и обобщать информацию, полученную из различных педагогических источников; раскрывать современные требования к подготовке учителя.

Основные понятия: непрерывность, интеграция, гуманизация и демократизация образования; единое образовательное пространство; образование как многоуровневое явление; современная образовательная парадигма; глобализация и интеграция мирового образовательного процесса; стандартизация и модернизация образования; поликультурное образование; ЮНЕСКО, образовательная среда учебного заведения.

Основные документы: Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Форма изучения:семинарское занятие с использованием технологий case-study, самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Непрерывность образования. Интеграция образования. Гуманизация и демократизация образования. Создание единого образовательного пространства. Стандартизация. Модернизация обра

 
зования.

2. Современная система отечественного образования: стратегия развития. «Наша новая школа» (2010).

3. Педагогические учебные заведения. Особенности развития высшего педагогического образования в России. Современная система непрерывного педагогического образования.

4. Создание и использование образовательной среды учебного заведения.

Основная литература

1. Бандурка A. M., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие.- М., 2009. - 250 с.

2. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А. С. Роботовой - М., 2007.

3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008. - 300 с.

4. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

5. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010) www.consultant.ru›Востребованные законы›Об образовании

6. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

7. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие /Сост.С.А.Воронина, Е.Н.Орлова, Е.Ю.Ромашина; Науч. ред. А.А.Орлов. – Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.

8. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с.

9. Карпович Т. Е. Основы педагогики: Практикум. - М., 2007. - 176 с.

10. Конвенция о правах ребенка. 1989 г. / Гуманитарная сфера и права человека.- М., 1992.-С. 98-112.

11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Профессиональное образование.-2002.- № 5. - С. 17-20; № 6. - С. 17-20.

12. Кукушин B. C. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - М., 2006. - 224 с.

13. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008.

14. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов; под ред. А. А. Орлова - М., 2008.

15. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4 февраля 2010 г. mon.gov.ru›Документы›Наша новая школа

16. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki

Дополнительная литература

1. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.

2. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.

II. Практическая часть

1. Ответьте на вопросы:

1) Какие существуют подходы к пониманию гуманизации и демократизации образования?

2) Каковы основные признаки (черты) демократизации образования?

3) Какие направления демократизации образования были провозглашены в России в начале 1990-х гг.?

4) В чем заключается сущность проблемы гарантии права на образование?

5) Как Вы понимаете идею непрерывного образования?

6) Какие изменения произошли в системе профессионального образования в начале ХХI века? Как Вы думаете, с чем это связано?

2. Раскройте связь демократизации образования с идеей его гуманизации, которая является одной из ведущих в истории мировой педагогической мысли. Для конкретизации этого аспекта рекомендуется обратиться к тексту документа «Конвенция о правах ребенка. 1989 г.».

Сделайте выписки в соответствии со следующими вопросами.

- Какие права гарантируются ребенку?

- Какие гарантии созданы для подтверждения права ребенка на образование (ст. 28.1).

3. Охарактеризуйте структуру и инновации в высшей школе. При этом необходимо подчеркнуть, что модели университетского образования исторически формировались под влиянием различных факторов и доминирующей образовательной парадигмы (культурно-ценностная, академическая, профессиональная, технократическая, гуманистическая) (см. Бордовская Н. В., Реан А. А.)

4. Заполните таблицу

Наши рекомендации