Тема 2.4. Дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностямиздоровья

Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего видадля детей с нарушениями слуха.Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения.Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Специальные (логопедические) группы в детских садах комбинированного вида.Логопедические пункты в детских садах общего типа и в центрах развития ребёнка.Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.Логопедическая помощь в системе здравоохранения.Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с трудностями в обучении (задержкой психического развития).Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением умственного развития (умственной отсталостью).

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях:

- физическое воспитание детей - коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве;

- формирование игровой деятельности, обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением;

- изобразительная и конструктивная деятельность - сенсорное воспитание (развитие различных видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, двигательного);

- трудовое воспитание;

- ознакомление с окружающим миром - преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем;

- развитие речи.

Ведущие разделы:

- развитие языковой способности;

- накопление словаря и работа нал значением слова;

- формирование разных форм речи (устной, письменной, тактильной);

- отработка различных видов речевой деятельности;

- проведение элементарных языковых наблюдений;

- развитие остаточного слуха и обучение произношению:

- обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;

- создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;

- формирование навыков речевой коммуникации;

- развитие обучения произношению;

- создание потребности в устном общении;

- формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;

- широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;

- формирование элементарных математических представлений;

- музыкальное воспитание:

- формирование восприятия музыки;

- вокально-интонационное развитие голоса;

- развитие ритма движений и речи;

- развитие слухового восприятия музыки;

- развитие динамического, ритмического, тембрового слуха.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

- специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей;

- детских садах комбинированного вида;

- дошкольных группах, отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе);

- образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа - детский сад» для глухих или для слабослышащих детей.

В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. Продолжительность обучения и воспитания - 4-5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно. В структуре образовательных учреждений «Начальная школа - детский сад и «Школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10 - 11-й кл.) школы для слабослышащих или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышаших и позднооглохших детей.

Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.

Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста.

Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

Негативные стороны:

- изолированность от семьи;

- неразвитая языковая среда;

- невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухоречевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми).

В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога.

Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь: в учреждениях здравоохранения по месту жительства; группах кратковременного пребывания; Центрах реабилитации слуха и речи.

Основное содержание работы в этих учреждениях - развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков.

Специалисты:

- проводят коррекционные занятия с детьми;

- обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;

- оказывают психотерапевтическую помощь.

Занятия проводятся при обязательном присутствии родителей.

Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения

Формы интеграции:

- временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера);

- частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня);

- комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1-2 чел. наравне со слышащими воспитываются е массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы).

Специальные дошкольные учреждения:

✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;

✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;

✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;

✓ специальные дошкольные учреждения смешанного вида. Цели данных учреждений:

✓ воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей;

✓ подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению.

Обучение и воспитание осуществляютсяпо специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Наполняемость группы.

✓ слепые и слабовидящие дети — 10 чел.;

✓ дети с косоглазием и амблиопией — 10—12 чел.

Особенности учебно-воспитательного процесса:

✓ развитие зрительного восприятия;

✓ формирование предметных представлений;

✓ социальная адаптация;

✓ ориентировка в пространстве;

✓ развитие осязания;

✓ развитие слухового восприятия;

✓ лечебная физкультура;

✓ ритмика;

✓ коррекция нарушений речи.

Основные принципы:

✓ широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);

✓ использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;

✓ проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;

✓ развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);

✓ организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием.

Как отмечает Л.И. Плаксина, важное место в педагогическом процессе занимает работа по взаимосвязи коррекционно-воспи- тательной и лечебно-восстановительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укретению общего состояния здоровья.

В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционные занятия проводятся специалистами.

Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях).

3. Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо:

✓ создать соответствующие условия для зрительного восприятия;

✓ оптимально использовать наглядные пособия;

✓ применять специальные методы обучения и вести коррекци- онно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

✓ подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

Условия для зрительного восприятия:

✓ достаточная освещенность;

✓ удобное размещение детей;

✓ доступное расположение наглядного материала;

✓ регулирование зрительных нагрузок;

✓ организация коррекционных упражнений для зрения.

4. Программы обучения и воспитанияобеспечивают всестороннее развитие и подготовку к школе детей с нарушенным зрением. Специальные элементы в содержании образования:

✓ физическое воспитание:

• преодоление недостатков физического развития, возникающих на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.;

• развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление;

✓ трудовое обучение:

• систематическая работа по формированию навыков самообслуживания;

• поэтапное выполнение действие: сначала — по образцу, затем — по инструкции;

• развитие зрительного анализа и формирование предметных образов и предметно-практических действий;

✓ игра:

• пропедевтические занятия по обучению игре;

• преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры;

• дидактические и творческие игры — важное средство развития зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания;

• формирование элементарных математических представлений;

• формирование сенсорных эталонов (геометрические фигуры, меры длины, меры веса и др.) по принципу нарастающей сложности;

• формирование элементарных математических представлений с опорой на практические действия с реальными предметами (или их изображениями);

✓ изобразительная деятельность:

• формирование поэтапного обследования предметов, умения анализировать их основные признаки;

. повтор одной темы на занятиях по лепке, аппликации, рисованию;

• формирование пространственной ориентировки в самом процессе изображения;

• ознакомление с окружающим миром;

• формирование чувственного опыта (с использованием остаточного зрения, полисенсорных взаимосвязей — слухо-двигатель- ных, тактильно-двигательных, осязательных);

. развитие речи в процессе познания окружающего мира;

. расширение и систематизация представлений об обществе, природе; овладение элементарными математическими и эстетическими знаниями;

• основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п.;

✓ музыкальные занятия:

• воспитание музыкальной восприимчивости;

• формирование музыкальной деятельности — от показа к подражанию — на полифункциопальной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной;

• использование предметов (ленты, флажки, обручи, мячи и т. п.) в музы ка.| 1ьно-ритмических упражн ениях.

5. Основные направления коррекционно-педагогической работы:

✓ специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

✓ организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности;

✓ для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия;

✓ для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов;

✓ значительный объем практических заданий и упражнений;

✓ формирование различительных способностей анализаторов;

✓ овладение эталонами признаков и свойств;

✓ формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа "Ребенку с нарушением зрения — о нем самом");

✓ занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы;

✓ взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной работой.

6. Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий.

Сенсорное развитие включает:

✓ усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;

✓ овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающей мир.

Содержание сенсорного воспитания охватывает широкий объем признаков и свойств предметов: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени.

Методика сенсорного воспитания предусматривает:

✓ обучение детей обследованию предметов;

✓ формирование представлений о сенсорных эталонах.

Специальные занятия и упражнения способствуют развитию ощущений и восприятий слепых и слабовидящих детей.

Прежде всего следует развивать:

✓ тактильное восприятие;

✓ слуховое восприятие;

✓ восприятие речи.

7.Характервзаимосвязи психолого-педагогической коррекции с лечением зренияпроявляется прежде всего в максимальном сближении педагогических и медицинских коррекционных средств, с помощью которых осуществляется преодоление или ослабление нарушений развития детей.

Логопедические пункты в детских садах общего типа и в центрах развития ребёнка.

В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего диагноз «общее недоразвитие речи, нерезко выраженное недоразвитие речи» уже ставят детям с 4—5-летнего возраста. Количество таких детей неуклонно растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что заметно усугубляет их психологическое состояние и речевое развитие. Выход из этой ситуации большинству родителей таких детей видится в посещении ими дошкольного логопункта и в проведении с детьми коррекционно-развивающей работы.

Однако необходимо принять во внимание, что:

· открытым остается вопрос о методическом и правовом обеспечении: в отличие от работы в логопедической группе, нет программ для работы на логопункте, нет положения о логопунктах, принятого на государственном уровне;

· происходит значительное увеличение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи;

· группа детей для занятий очень разнопланова. В последнее время прослеживается тенденция на утяжеление речевого дефекта (ФФНР с дизартрическим компонентом, ОНР, задержка темпа речевого развития и т. п.) у детей массовых групп. Группа детей с чисто фонетическими нарушениями немногочисленна;

· форма занятий в основном индивидуальная или в малых подвижных микрогруппах;

· воспитатели массовых групп, как правило, не участвуют в коррекционной работе (в отличие от логопедических групп), так что процесс закрепления материала ложится на плечи логопеда и родителей;

· целью работы логопеда на логопункте является коррекция фонетического дефекта, что априори не подходит для ребенка с общим недоразвитием речи или для ребенка с замедленным (индивидуальным) темпом речевого развития.

Дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), — это дети с системным речевым нарушением, характеризующимся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.

При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4—5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Все вышеперечисленные проблемы создают дополнительные трудности в организации и планировании работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.

Доказано, что во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.

По данным современных психологов, физиологов, логопедов, педагогов, в возрасте 4—5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств
предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выражено «чутье ребенка к языку». Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период для развития учебных умений и навыков), целесообразнее начинать его с 4,5-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп развития которых индивидуален и отстает от средней возрастной нормы.

«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»(Л. С. Выготский).

Таким образом, на сегодняшний день особенно актуальной становится проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в условиях логопедического пункта ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели,в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении единых целей и задач.

Наши рекомендации