Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении
Тьютор помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:
– владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;
– инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);
– предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (тьютор вместе с учеником «проживает» его проект);
– помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;
– является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы к культуре и организовать работу над этими вопросами.
Появление тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образования, он выступает ключевой фигурой в реализации концепции гуманитарного образования.
Тьютор не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации работы с материалом культуры. Задачей тьютора является не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребенку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление ее (с возможной корреляцией темы, целей и задач исследования), организация рефлексии ребенком проделанного пути.
Предтечи, разновидности, последователи
& Метод жизненных заданий, метод исканий. Педагогические идеи проектного обучения в России связаны прежде всего с именем С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий со своими соратниками первым реализовал в практике идеи Дж. Дьюи, начав эту работу еще в 1905 году. После революции в России метод проектов нашел благодатную почву. В двадцатые годы в Российском образовании существовали и Дальтон-план, и метод проектов П. Петерсона, и его трансформации (метод жизненных заданий, метод исканий, комплексный метод и другие вариации).
Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было прежде всего в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов.
В 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» проектные методы были отменены как методическое прожектерство.
& «Дальтон-план» Е. Паркхерст состоял в выполнении учебной программы, разбитой на подряды (контракты), где указывались разделы, рекомендательная литература, контрольные вопросы, материалы для ответов на эти вопросы. Согласно договорам, ученики обязывались выполнять в течение недели учебные задания и упражнения. Контракты составлялись с учетом сил и желаний учащихся. Порядок, темп выполнения подрядов являлся личным делом учащихся. Предусматривались систематический контроль и проверка результатов деятельности учащихся.
& Кейс-стади (case-study) метод (разработка Гарвардского университета) – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительной особенностью метода кейс-стади является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Различают следующие виды кейсов: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы.
Очень популярными являются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах.
Кейсы готовятся на базе «полевых» исследований или «обобщенного» опыта. Содержательно материал в таких кейсах имеет признаки организационной конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.
Наиболее распространенными в российской школе являются кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Именно с них начинали использовать кейсы многие преподаватели бизнес-дисциплин. Широкое распространение сегодня получили «видеоклипы» из учебных и даже художественных фильмов. Больщими возможностями обладают компьютерные кейс-комплекты с использованием мультимедийных средств.
Кейс-метод обучения предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания учащимся, дидактические материалы в помощь преподавателю.
Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.
Метод кейс-стади развивает компетентностные качества личности:
• Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать ее).
• Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).
• Творческие умения (одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем).
• Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиасредства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет).
• Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать свое и т.д.).
Рекомендуемая литература
1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директоршколы. – 1995. – № 6.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1998.
4. Методологияучебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М.: МИПКРО, 2001.
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народноеобразование. – 2000. – № 7.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999.
7. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
8. Пахомова Н.Ю. Метод проектов // Информатикаи образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование, 1996.
9. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики // Информатикаи образование. – 1996. – № 1, 2.
10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
11. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. – М.: Просвещение, 1994.
12. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М: Педагогика, 1989.
13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.
14. Проект«Гражданин» – способ социализации подростков // Народное образование. – 2000. – № 7.
15. Селевко Г.К. Производственные задания для учащихся // Вечерняя сменная школа. – 1964. – № 5.
16. Смолянинова О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование. – 2001. – № 6.
17. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директоршколы. – 1998. – № 3.
18. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998.
19. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М.: «Проект Гармония» и ЮНПРЕСС, 1998.