Педагогическая центрация

Беседа и наблюдение (раскрыть)

Наблюдение – практический метод психолого-педагогического исследования.

Наблюдать можно за классом, за группой детей

Педагогическое наблюдение—метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов воспитательной практики.

Педагогическое наблюдение проводится не случайно и стихийно, а целенаправленно и планомерно. Для этого необходима предварительная подготовка.

  1. Надлежит сформулировать цельи задачи наблюдения, наметить его объект.
  2. Следует также подготовить план, вопросы, последовательность, организацию наблюдения.
  3. Необходимо фиксировать наблюдаемый материал.
  4. Обязательно сделать анализ результатов наблюдения
  5. Выводы

Ни в коем случае нельзя, чтобы объект наблюдения (ребенок) знал о том, что за ним наблюдают, за исключением тех случаев, когда наблюдатель хочет это показать объекту наблюдения (ребенку)

Беседа – практический метод психолого-педагогического исследования.

Беседа - разговор с желанием понять, исследовать, узнать

1. Продумываниебеседы, формулирование цели

2.Подготовка плана «А» и плана «Б»

3. Анализ проведенной беседы

Выводы

Рекомендация к беседе с ребенком:

· Беседа должна оканчиваться так, чтобы ему потом захотелось поговорить еще

Финал разговора позитивный!

Рекомендация к беседе с родителями:

· Нельзя обвинять ребенка

· Учителю необходимо, чтобы родитель стал союзником

Рекомендация к беседе с коллегами:

· Необходимо подчеркнуть свое положительное отношение к делу

8.Профессиограмма -описание профессии. (Как нам её описывать? )

Педагогическое общение

1. Общение с родителями- цель: необходимо,чтобы родитли стали союзниками. Общение должно быть таким,чтобы родители хотели с вами общаться

2. Дети-самое главное,чтобы дети вас уважали. Чтобы добиться уважения-никогда не должно быть расхождения слов с делом. Требовать нужно минимум,кот можно достичь и проверить.об-ие не должно начинаться с пустых обещаний и требований. Важно,чтобы дети серьезно отнеслись к вам как к преподавателю.

3. Коллеги- нужно,чтобы коллеги любили,важно наладить позитивнй контакт с рукводством

Начало общения: главное-понять цель. Общение должно начинаться с вежливости,но с понятной дистанцией. Начинать нужно с позитивных фраз

Управление об-ем: управлять содержанием. 1) не дать собеседнику уйти в сторону от темы. 2) управление временем

Завершение об-ия: по истечению об-ия люди должны захотеть пообщаться снова. Речь в конце также должна быть позитивной

10. Стили общения: 1) авторетарный – пристройка сверху. = разговор с позиции силы. => подчин., унижен. положение собеседника = нет диалога

Сильный, но не всегда уважаемый, авторитетный.

Директор/завуч/учитель – ученик/родители

2) Демократический – пристройка рядом. Режим диалога, равны. Передается сверху вниз(от директора к учителю). Опасно тем, что грань с панибратством – дети с удовольствием ее переходят. Характерно в общении с коллегами.

3) Заискивания – пристройка снизу = смотрю снизу вверх. Хар-но для общения старших коллег с младшими. Недопустимо с ребенком и родителями.

ВСЕ ОБЩЕНИЯ НАДО НАЧИНАТЬ С ДИСТАНЦИИ. Т.к. ничем не обижаете чел-ка, не обязываете его. Позже возможно спокойное варьирование дистанции(не обидно собеседнику).

11.Рекомендации к успешному общению. (не можем найти)

12.Педагогический такт
Такт –прикосновение. Педагогический такт – чувство меры в общении с детьми.(Шутить, но не насмехаться. Возмущаться, но не злиться. Делать замечание, но не унижать. Быть демократичным, но не допускать панибратства.

Педагогическая этика

Этика – 1.обычай.2 Наука о морали.3.свод правил, которому должен следовать человек.

Педагогическая этика учителя - свод правил которым должен следовать человек, представитель той или иной профессии.

Несоблюдение педагогической этики ведет к неэффективной работе.

(1.Учитель не должен говорить ученику о его низких способностях.
2.Учитель не должен говорить плохо о родителях ребенка.
3.Учитель не должен заниматься из своего класса с учеником за деньги.
4.Учитель не должен принимать подарки от родетелей.)

15. Рудольф Штеймер. Австрия. Всесторонне развитый человек, но предпочтение отдал философии. Создал свою философию – антропософию. В первой четверти 20 в. один промышленник заинтересовался его идеям и предложил открыть школу. Идеи Штейнера: ребенок до 9 лет не является земным, он ещё помнит тот мир, откуда пришел. Ш.считал, что ребенок должен развиваться как можно естественнее. ( дом на природе, из древесины и т.д.) Контакт с натуральными материалами влияет на ребенка. Игрушки должны быть из натурального материала, неопределенные(развивает воображение).
Теория сказки:
1.не литературная
2.её надо рассказывать до конца.
3.Если ребенок просит рассказывать одну и ту же сказку, её надо рассказывать.
4.Не обсуждать сказку с ребенком.(не говорить про мораль, добро, зло)
Учителем у Ш.мог быть только тот ч-к, который знает его философию. Его школы расчитаны на детей 14-16 лет. Задача школы:социализация. Был особый предмет в школе: эвритмия. Сочетал в себе движение,пение,музыку. Этот предмет. По его мнению, приносит гармонию в сущность человека. Им нужно заниматься каждый день.

16. Мария Монтессори. (Италия)Врач, психолог, ученый, философ. Начинала работу с умстенно-отсталыми детьми. Её задачей было их социализировать(научить читать,писать, самообслуживанию).

Достигла больших успехов. Воспитывала меленьких детей(садик, нач.классы школы). Начинала с развития сенсорики. Создала свою методику адаптации детей к жизни. Её теория: педагог должен помогать, но не делать вместе. Девиз её школы: « Помоги мне сделать это самому». Её целью было сформировать: способность принять решение, способность выполнить задуманное, чувство ответственности за это. Крупный промышленник помог ей открыть школу. Но во время Второй Мировой Войны она была вынуждена уехать из страны, школу закрыли. Она продолжала работу в США. Сегодня в Голландии есть центр Монтессори, все её методики хранятся там. (её методика признана государственной). Чтобы открыть школу под её именем, надо получить разрешение, выкупить патент.

17. Авторитет. Авторитарность учителя.
Авторитарность –незаслуженная власть. Часто человек демострирует эту власть, пользуется ею. Такой учитель не всегда уважаем. Обычно такой тип педагога встречается в авторитарной школе.

Авторитет –предполагает заслуженное уважение других людей. Человек становится источником правильных мыслей, идей. Это власть на личных заслугах. Дети уважают такого педагога.

Педагогическая центрация.

-это та цель, которая направлена на все усилия педагога.

Группы педагогов по целям:

1.Конформные – центрация на непротивление большинству. Главное – не выделяться из среды коллег.

2.Эгоцентризм – центрация на себе. Человек во всех ситуациях думает о себе. Его не интересуют окружающие. Он считает, что они должны думать о нем.

3. Гуманистическая – центрация на детях (для педагога). Человек строит свою жизнь на деятельности ребенка.

4.Административная – Важно ,что говорит начальство. Пристройка снизу.

5.Методическая – центрация на предмете.

Наши рекомендации