Сущность и функции педагогического процесса
Билет 1.сущность пед. деят. функции уч-ля. Проф компетентность учителя
Сущность. Представляет собой вид соц-ой деят-тинапр-ой на передачу накопленного человечеством опыта от старшего поколения к младшему а так же создание условий для их личного развития и подготовки к их выполнению соц/х ролей в обществе/гражданина, семьянина,работника.
Эти задачи выполняются не только пед-ми, но и родителями, общ-миорг-ми, СМИ, но деятельность педагога профессиональная, а деят-ть остальных участников восп-я общепедагогическая.
Деят-тьпед-гаосущ-ся в спец-ноорг-ыхучр-ях: дет сад, шк, ср. спец, вышка.
Цель пед-ой деят-ти реализуется через решение соц-пед/хзадач:
1. Формирование воспитательной среды
2. Орг/я деят/ти воспит/ов (учебный, трудовой, игровой,досуговой д/сти)
3. Создание воспитательного коллектива
4. Развитие индивидуальности личности
Педаг/я дея/ть связано с выполнением нескольких функций: управ/е процессами об/я, воспитан/я, развития, формирования. Не учить а направлять учение, не воспитывать а руководить процессами восп/я призван учитель. Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове уч/кА обязан знающий педагог.
Своеобразия труда уч/я основанного на ф/ии управления м/о рассматреть ч/з педагогический проект(урок,кл час..). отсюда выделяют след функции:
1. Целеполагание . цель – это предвиденье результата,который должен быть получен в деят/ти. Для того чтобы рез/т совподал с поставленной целью необхадимо выполнение 2х ф-ий: диагноз и прогноз позволяет осуществить след. Функц: проектная и плонирование. Планом заканчивается подготовленный этап.
Завершающая ф/я аналитическая.
Для того чтоб управлять развитием личности педагог должен быть компететным, проф/я комп/ть выражает единство теор/ой и прак/ой готвности к осущ/ю пед/ой деят/ти:
· Теоретическая: методологических основ пед/ки, закономерности разв/я личности, технический воспитания об/я, законов возрастного и психразвитияреб/кА и тд.
· Практическая: умение переводить сод/е объекта проц/савосп/я в конкретной задаче, подбирать сод/е, формы, методы и задачи в соответствии с поставленными задачами, умение устанавливать связь м/у компонентами восп/я, т.е создавать условия, включать в совместный д/ть, выбирать приемы активизации, умение учитывать и оценивать рез/ты пед/ой деят/ти с помощью анализа и самоанализа.
Т.О результативность пед/ойдея/ти пред/ся уровнем профессионализма учителя.
Методы обучения. Классификация метода обучения.
Методы обучения-способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение цели обучения
Классификация-объединение или разделение объектов и явлений по какому-либо основанию (признакам)
Единой классификации методов в педагогике не существует, т.к.разные ученые и педагоги классифицируют методы по различным методам (признакам)
Самые Древние классификации это:
1) Традиционные классификации(по источнику получения знания).Источником может быть слово, наглядность и практика, отсюда 3 группы методов:
o Словесные (беседа, рассказ, объяснение, лекция, разъяснение, работа с книгой, инструктаж, дискуссия)
o Наглядные (иллюстрация , демонстрация, наблюдение, видеометод)
o Практические (действие, упражнение, практ.работа, лаб.работа, графические работы, опыт)
2) Классификация по типу познавательной деят/ти (уровень активности и самостоятельности учащихся, авторы И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин)
Выделяют след.методы:
o Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный)
o Репродуктивный
Эти 2 методы предполагают усвоение знаний в готовом виде. Результативность зависит от точности воспроизведения
o Проблемное изложение – является переходным методом от исполнительной к творческой д/ти;
o Частично-поисковый (эвристический)
o Исследовательский
Эти 2 метода предполагают высокий уровень самостоятельности и познавательной активности
3) По целостному подходу процесса обучения (Ю.В.Бабанский)
o Методы организации и осуществлений учебно-позновательной д/ти (словесные, практические, наглядные)
§ Индуктивные и дедуктивные (логика)
§ Репродуктивные и проблемно-поисковые (мышление)
§ Методы самост.работыи работы под руководству учителя (по управлению)
o Методы стимулирования и мотивации учебной познавательной д/ти
§ Методы стимулирования и мотивации интересов к учению
§ Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности
o Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деят/ти
§ Методы устного контроля и самоконтроля
§ Методы письменного контроля и самоконтроля
§ Методы лаборат. и практич. контроля и самоконтроля
Вывод: Таким образом, при любой классификации используются словесные методы. Нет хороших и плохих методов. Все методы взаимосвязаны в обучении и во многом результат обучения зависит от мастерства учителя и эффективным владением каким-либо из методов.
Сущность и функции педагогического процесса.
Педагогич. процесс- развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых , направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному результату.
Функции пед.процесса:
-обучающая,-развивающая,-воспитывающая
Компоненты, в которых протекает пед.процесс:
- целевой(совокупность всех целей и задач);-содержательный(включает смысл, к/й вкладывается в общие цели и задачи);деятельностный(взаимод-е педагогов и воспитуемых на основе выбранных форм, методов,средств);-результативный(представляет сравнение с поставленной целью и опред-е эффективности его протекания);
Этапы пед.процесса:
1. Подготовительный.Задачи:-целепологание(на этом этапе цели образования трансформируются в конкретные учебно-воспит. задачи);-диагностика условий(представляет исследование учебной дея-ти);-прогнозирование;-проектирование;-планирование;
2. Основной этап.Компоненты:- постановка цели и задачи;-взаимодействие педагогов и учащихся направленное на эти цели;-использование форм,методов,и средств;- создание благоприятных условий для достижения рез-та;-осуществление мер стимулирования позновательнойдея-ти;-осуществляется оперативный педагогический контроль;
Продуктивность этого этапа во многом зависит от мастерства учителя.
3. Заключительный.Анализ достигнутых результатов.