Развитие психологии в XIX в
В XIX в. психология выделилась как самостоятельная наука. Основателем научной психологии принято считать немецкого исследователя В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Соответственно, этот год считается годом рождения психологии как науки – Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания. Не стоит считать Вундта революционером в плане создания новой психологической системы. В целом, он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания (таких как ощущение и «простые чувствования» типа удовольствия-неудовольствия, покоя-беспокойства и т.д.) и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в связи с чем это направление называется «структурализм», а теория В. Вундта – «теорией элементов сознания». Основной метод изучения структуры сознания для Вундта также оставался традиционным – интроспективным, эксперимент выступал вспомогательным методом. Тем не менее широкое его использование было, несомненно, новаторством.
Другим крупным психологом того времени – и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, совершенно уникален – был американский ученый У. Джемс (Джеймс), создатель теории «потока сознания». Он создал особый подход к сознанию и собственную теорию; его ряд идей послужил основой для новых направлений психологической мысли, а по тем временам их оригинальность была удивительна. Джемс полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т.д., не менее – а, возможно, и более – важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джемсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя.
Душевную жизнь Джемс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта, из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джемса главное не то, каков объективный мир сам по себе, а то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее – каким он себе его выстраивает во внутреннем плане. Итак, главная задача души – «приспособить» человека к миру за счет того, что из ощущений выстраивается мир, удобный для субъекта, хотя, быть может, и не соответствующий объективному. Из этого следует, что субъективные миры уникальны и неповторимы. В особенности это относится к человеческому «Я», к самосознанию. Именно к Джемсу восходят первые исследования самосознания и самооценки.
Конец XIX в. в истории психологии ознаменовался рядом существенных событий. Главными из них стали следующие два: успешная научная экспериментальная разработка проблем, связанных с изучением познавательных процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления; и общий кризис психологической науки. Этот кризис выразился в том, что психология как наука, использующая интроспекцию и ориентирующаяся на физиологию организма, оказалась неспособной решить многие проблемы, связанные с сознанием, личностью и межличностными отношениями людей.
Кроме того, ее знания в целом были малопригодными для практики, а методы, с помощью которых они добывались, недостаточно надежными. Выход из этой ситуации психологи искали в разных направлениях. С одной стороны, потерпев неудачу в решении наиболее сложных научных проблем, некоторые психологи предпочли объявить их неразрешимыми и обратились к менее сложным вопросам. Так поступили, например, американские ученые, исключив из области психологических исследований сознание, мышление и связанную с ними терминологию, и занялись изучением элементарных форм поведения человека и животных (бихевиоризм в лице Дж. Уотсона и Э. Торндайка). С другой – выход из кризиса видели в отказе от ассоциации и обращения к иным принципам построения психологических знаний, например, к представлению о целостности психических явлений, их несводимости к элементарным (гештальтпсихология немецких ученых М. Вертгеймера, К. Коффки, В. Келера, К. Левина). В психологию наряду с сознанием пытались внести категорию бессознательного, чтобы с её помощью объяснить наиболее сложные поступки людей. В новой психологии (глубинная психология 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера) сознание уже не играло столь существенной роли, какая ему отводилась в старой эмпирической психологии XIX в.
Психология XX в.
Три обозначенных новых направления в психологии начала XX в. продолжали разрабатываться наряду с традиционными. В первой половине XX в. возникли многочисленные специальные отрасли прикладной психологии, которая с тех пор перестала быть «чистой» наукой и нашла широкое применение в практике.
Это – психология труда, педагогическая психология, медицинская психология и др. Наряду с прикладными отраслями выделились и многие специальные области научной психологии. К ним относятся психофизиология, социальная, возрастная, дифференциальная психология и ряд других. Научная и прикладная психология развивались по самым разным направлениям, кризис в некоторой степени был преодолен, хотя многие вопросы оставались неразрешенными.
Во второй половине XX в. сильное воздействие на психологию оказывает научно-техническая революция. В ней все шире начинают применяться методы математики, кибернетики, теории информации, а также электронно-вычислительная техника. Психология активно вбирает новейшие данные из области медицины и биологии. В заключение следует отметить, что, прослеживая исторический путь развития психологии, можно выделить (по Л.Д. Столяренко) следующие основные этапы формирования предмета психологии:
1. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3. Психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
4. Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.