При лечении речевым расстройств
За последние десятилетия вопросам патологии речи у нас уделяется большое внимание.
Развитие этой проблемы идет все время как бы двумя путями — педагогическим, или, как он теперь называется логопедическим, и медицинским.
Но у нас недостаточно широко еще проводится совместная работа врача и логопеда. Долгое время не было и единого направления в лечении речевых расстройств.
Существование логопедии как отдельной отрасли насчитывает не более 40 лет.
До этого отдельные разделы ее были совершенно обособлены и не всегда являлись теоретически обоснованными.
Начало теоретических обоснований практической работы при некоторых речевых нарушениях было положено сурдопедагогами.
Терапия же заикания, имея вековую давность, бесконечно видоизменялась и развивалась своеобразно, будучи зависима от совершенно различных взглядов ее авторов на сущность заикания. Известно, что проблемой лечения заикания занимались не только врачи; тут были артисты, психологи, педагоги и, наконец, нередко сами больные-логоневротики, лица различных профессий, освободившиеся от своего речевого недуга и рекомендовавшие различные способы лечения на основании своего личного опыта. Отсюда эта пестрота всевозможных методов лечения, способов и приемов, облегчавших заикающимся их речь.
Методы восстановления речи при целом ряде речевых расстройств таких, как: афазия, дизартрия, ринолалия — не вызывали больших разногласий у их авторов и совместными усилиями психоневрологов,
отоларингологов и логопедов здесь удалось разработать
достаточно четкую методику.
Не так обстояло дело с лечением заикания. Различными путями шло развитие этой проблемы у нас и на Западе. На Западе этим вопросом занимались главным образом отоларингологи.
В нашей стране с самого начала проблема заикания изучалась психиатрами. Труды отечественных психиатров послужили как бы своеобразным фундаментом для построения коллективно-психологического метода лечения заикания.
Поэтому, вероятно, первые логопедические учреждения в нашей стране и возникают в системе невропсихиатрических клиник, институтов и психоневрологических диспансеров.
Таким образом, логопедия как наука развивалась в тесном общении с психиатрией, неврологией, отоларингологией и сурдопедагогикой.
Но первоначальные формы логопедической помощи при различных видах речевых расстройств не обеспечивали еще подлинного единства педагогических и лечебных мероприятий.
Большей частью, каждый специалист, будь то сурдопедагог, психиатр или отоларинголог, работал индивидуально.
Совместная работа врача и логопеда у нас в стране была впервые организована психиатрами В.А. Гиляровским, Ю.А. Флоренской и Н.П. Тяпугиным.
Еще в 1922— 1923 гг. они применили для лечения заикания коллективный метод. Этот метод объединял работу врача, логопеда и психолога.
В.А. Гиляровский считал, что этот метод должен будет найти у нас в стране широкое применение.
В дальнейшем тесный контакт в работе логопедов, сурдопедагогов и врачей осуществил в Ленинградском отофонетическом институте профессор Д.В. Фельдберг. Затем в Харькове в Отоларингологическом институте М.И. Панкиным организуется логопедическое отделение.
Большой вклад внес М.И. Пайкин со своими сотрудниками-логопедами в теоретическую разработку ряда актуальных вопросов логопедии, особенно вопросов, касающихся генеза функциональной ринолалии и методики логопедической работы с ними.
В 1929 г. В.А. Гиляровский в содружестве с сурдопедагогом ФА. Pay предложил создать учреждение для лечения заикания у детей дошкольного возраста, где должны были полностью объединиться все лечебные и педагогические мероприятия.
Это учреждение получило название логопедического полустационара и было открыто при психоневрологической больнице им. З.П. Соловьева.
Тесная связь логопедов с врачами-психиатрами в этом учреждении дала возможность расширить перспективы работы логопеда и углубить ее теоретическую базу. Здесь в совместной работе логопеда и врача продвинулось и изучение вопросов этиологии заикания. Благодаря тому, что наблюдения над заикающимися детьми в этом учреждении велись почти у истоков возникновения заикания, т. е. с раннего возраста, было возможно психиатрам совместно с логопедами вскрыть все многообразие причин, вызывающих заикание у детей (работа P.M. Боскис).
В процессе изучения динамики заикания обозначилась большая роль соматогенного фактора, как ослабляющего корковую деятельность (работа НА. Власовой и В.П. Кудрявцевой).
Результатом совместных наблюдений психиатра и логопеда над развитием моторики логоневротиков явилось включение в курс лечения заикания специальных музыкально-ритмических занятий. Это существенный момент в лечении заикания впервые был предложен В А. Гиляровским в 1930 г. Этот вид двигательных ритмических упражнений, связанных с речью, был назван ее автором (ВА. Гринер) логопедической ритмикой.
В процессе перестройки психиатрии на принципах учения И.П. Павлова значительно обогатилась и логопедия; она получила необходимые ей теоретические обоснования методов лечения речевых расстройств. И особенно ясно выявилась связь зрительных и слуховых анализаторов при восстановлении речи у афазиков и логоневротиков.
Большое значение для лечения заикания у маленьких детей приобретает работа по исследованию высшей нервной деятельности. Такая работа проводилась в детском логопедическом полустационаре B.C. Кочер-гиной. Пример:
Ребенок Б.Е. поступил в логопедический полустационар в возрасте 5 лет. Основными жалобами были: тяжелое заикание, косноязычие, явления общей нервности. Со стороны речи при поступлении отмечались тяжелые тонические судороги с инспирацией в начале отдельных слов Недостатки звукопроизношения заключались в отсутствии «Р» и замене его звуком «Л», а также заменой всех свистящих и шипящих звуком «Ф». Речь сопровождалась гиперкинезами мимической мускулатуры и сопутствующими движениями.
Физически ребенок был ослаблен, отмечался пониженный аппетит и частые рвоты. Со стороны нервной системы: недостаточность конвергенции, повышение сухожильных рефлексов, гипергидроз кистей и стоп, повышение саливации, частое покраснение лица, вялые, недостаточно координированные движения, положительный окулостатический феномен, гиперкинезы отдельных групп мышц, нарушение сна и устрашающие сновидения, повышенная истощаемость нервной деятельности. Со стороны психики: повышенная внушаемость, возбудимость и обидчивость; большая впечатлительность и пугливость; повышенная эмоциональность, склонность к фиксации на одном и том же роде занятий. В течение одного года мальчик рисовал «Змея Горыныча», которому посвящен целый альбом. Навязчивые мысли, страхи. При поступлении в логопедический полустационар ребенок отличался некоторой инфантильностью мышления: во время специального обследования он затруднялся в пересказе прочитанного, в составлении рассказа по картинкам, был недостаточно критичным в отношении сказочного материала, верил всему тому, что написано в сказке. Бурно радовался, когда события сказки разворачивались хорошо, и тяжело переживал неудачи сказочных персонажей.
Было проведено общеукрепляющее лечение с усиленным питанием, лечение витаминами; одновременно велась логопедическая и воспитательная работа, а также ежедневные занятия по ритмике. Ребенок вскоре изменился в своем облике; речь его значительно улучшилась. При повторном обследовании через год косноязычия не наблюдалось; заикания почти нет. Остаются запинки и повторения отдельных звуков только при спонтанной и эмоциональной речи. Наблюдается также общее успокоение ребенка, навязчивые мысли и страхи отсутствуют. Улучшился аппетит, исчезли рвоты. Ребенок стал менее утомляемым; в группе он полюбил занятия по составлению рассказов по картинкам, причем проявлял большую фантазию. Он самостоятельно читает и очень хорошо пересказывает прочитанное. Хорошо рисует, главным образом — сказочные сюжеты. Любит помогать младшим.
Итак, в данном случае мы имеем развитие заикания у ребенка с органическим поражением ЦНС и явлениями общей нервности. За поражение ЦНС говорят симптомы микроорганики и нарушение вегетативных функций, а также особенности характера и поведения ребенка (психомоторное возбуждение, склонность давать аффективные взрывы, невротическое развитие с раннего детства) присущие ему и до развития заикания. Эти нарушения нервной системы, как видно из анамнеза, могут быть либо результатом неблагоприятных моментов во внутриутробном периоде (мать болела паренхиматозным гепатитом), либо — цепочки инфекционных заболеваний от 3 до 5 лет, ведущую роль среди которых занимает очень тяжело протекавшая свинка с потерей сознания и рвотами. Заикание возникло под влиянием сильного испуга в возрасте 4 лет, т. е. в период становления речи. В это время имелись симптомы, указывающие на слабость речедвигательного анализатора ребенка, заключающиеся в резкой задержке физиологического косноязычия. Речь ребенка оказалась ослабленной рядом предшествующих заболеваний.
Известно, что картина основного заболевания во многом зависит от предшествующего функционального состояния центральной нервной системы. Состояние нервной системы к моменту возникновения заикания характеризовалось функциональной слабостью, особенно в области речедвигательного анализатора; поэтому при испуге, который явился сверхсильным раздражителем для ребенка, ошибка нервных процессов произошла именно в этом отделе нервной системы.
Данные патофизиологического исследования высшей нервной деятельности ребенка помогают разобраться в механизме возникновения его тяжелых невротических реакций. По-видимому, под влиянием органического нарушения его ЦНС произошло функциональное ослабление коры головного мозга, пострадали основные корковые процессы возбуждения и активного торможения. Нарушенными оказались сила, подвижность и уравновешенность их. В основном пострадала сила активного торможения, а также подвижность обоих процессов, в силу чего, естественно, нарушилось их взаимодействие. Преобладающим оказался процесс возбуждения. Под влиянием сильных раздражителей как раздражительные, так и тормозные процессы в силу своей инертности легко образуют застойные очаги возбуждения и торможения. Как показало наблюдение, они чаще всего возникают во второй сигнальной системе. Инертность второй сигнальной системы была доказана экспериментально. Закрепление механизмов нарушенных функций происходит по принципу укрепления условных рефлексов. Этот механизм лежит в основе как нарушения речи (заикания), так и возникновения тяжелых невротических явлений (навязчивые мысли, действия и т. д.).
Кроме того благодаря ослаблению корковой функции оказалось нарушенным взаимодействие коры и подкорковой области с высвобождением функции подкорковых образований. Клинически это проявлялось в гиперкинезах, повышенной эмоциональности и внушаемости ребенка.
В данном случае одинаково важным для диагностики и лечения тяжелой формы заикания являются как наблюдения логопеда и педагогический процесс, так и наблюдения детского психиатра, исследования высшей нервной деятельности ребенка с последующим общеукрепляющим лечением и укреплением моторики путем применения логоритмических занятий.
Объединенная работа логопеда и врача при лечении логоневрозов у взрослого является совершенно необходимой.
Как уже указывалось, начало этой совместной работы было положено у нас психиатрами на опыте лечения взрослых логоневротиков. Врачи-психиатры: Ю.А. Флоренская, И.П. Тяпугин, A.M. Смирнова, Ю.А. Поворинский, К.И. Поварнин и другие совместно с большой группой логопедов выработали систему логопедических и терапевтических мероприятий. Значение психотерапевтических моментов при лечении заикания у взрослого бывает иногда решающим для достижения плавной речи.
Здесь заслуживают большого внимания опыты применения как сонной терапии (медикаментозной), так и терапии электросном при лечении логоневрозов в некоторых наших клиниках.
Из изложенного видно, что врачи психиатры и невропатологи совместно с логопедами все больше начинают изучать этот сложный речевой недуг.
Но, к сожалению, мы не можем не указать на то, что такая необходимая совместная работа ведется лишь в небольшом числе наших городов.
В большинстве же учреждений, где оказывается логопедическая помощь, такой работы не имеется. Врачи ограничиваются лишь диагностированием речевого расстройства и передают целиком больного логопеду.
Это отчасти объясняется и тем, что до сих пор в наших медицинских институтах с вопросами патологии речи студентов почти не знакомят. Совершенно очевидно, что исключительное значение должны приобретать и меры профилактики речевых расстройств раннего детства. Эти меры профилактики должен в первую очередь проводить педиатр.
Не менее важное значение приобретает и правильное распознавание различных форм косноязычия и установление дифференциальной диагностики у детей с запоздалым развитием речи.
P.M. Боскис справедливо указывает, что правильное понимание связей между слухом и речью способствует как постановке правильного диагноза речевого нарушения, так и решению вопроса о педагогических и лечебных мероприятиях.
В заключение необходимо сказать, что ранняя терапия речевых расстройств, несомненно, сократит количество страдающих нарушением речи в школьном и взрослом возрастах. И мы надеемся, что включение курса патологии речи в наших медицинских институтах поможет углубить совместную работу логопеда и врачей.
Опыт наших ведущих учреждений, клиник и институтов, где логопеды работают совместно с врачами психиатрами, невропатологами и отоларингологами, послужит прекрасной школой для развития этой необходимой совместной работы.
Вопросы патологии речи /Под ред. Э.А. Бабаяна, М.С. Лебединского и др. — Харьков, МЗ СССР —
МЗ УССР, 1959. С. 38-42
М.Е. Хватцев
Организация массовой логопедической помощи
населению в СССР
У нас логопедия стала развиваться как дело государственной значимости лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. До этого времени логопедическая помощь находилась в частных руках и была доступна только состоятельным слоям населения. До Октября в России можно отметить лишь робкие попытки общественной организации этого дела. Так, в 1911 году на съезде учителей московских городских школ впервые был поднят вопрос о необходимости логопедической помощи детям. В двух вспомогательных школах эта помощь оказывалась сурдопедагогами под руководством Ф.А. Pay. В 1915 г. для учителей этих школ были проведены краткосрочные логопедические курсы. Вот и все.Уже в первый год после Октябрьской революции (1918 г.) по инициативе доктора Бонч-Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. В те же годы в Ленинграде, Москве, а затем в Киеве были открыты при педагогических институтах дефектологические факультеты с кафедрами сурдопедагогики и логопедии. В 1926 г. в Ленинграде было положено начало организации логопедической работы в школах, сначала вспомогательных, а затем и массовых. В том же году в Москве была открыта первая логопедическая школа, а в 1927 г. — первые курсы для заикающихся школьников. Постановления ряда съездов по вопросам обучения и воспитания подчеркнули важность и необходимость борьбы с недостатками речи и тем самым стимулировали организацию этого дела. Вопрос о борьбе с недостатками речи ставился на I съезде специалистов по детской дефективности (1926 г.) и на съезде работников просвещения по секции трудного детства в 1927 г.. На основе этих материалов Наркомпрос РСФСР издал в 1927 г. приказ «О мерах борьбы с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».
В приказе указывается на отсутствие в массовой школе должного внимания к этому делу, отмечается распространенность речевых расстройств среди населения (у детей и у взрослых) и на вредность их в отношении успеваемости, психики и затруднений в педпроцессе. Предложено организовать особые логопедические школы, классы и группы. Рекомендовано издать специальное пособие для учителя и семьи. Занятия в этих учреждениях поручались лицам, окончившим педагогические факультеты по специальному отделению, и учителям массовых школ.
В 1930 г. в Москве по инициативе проф. Гиляровского была организована первая логопедическая группа для заикающихся дошкольного возраста при нервно-психиатрической лечебнице имени Соловьева (зав. логопед Власова), а в 1931 г. — логопедическая группа для заикающихся преддошкольного возраста при поликлинике Педиатрического института (зав. Е.Ф. Pay). Приказом Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. устанавливалось «введение всеобщего начального обязательного обучения для страдающих недостатками речи (логопатов) — детей и подростков» и предлагалось развернуть специальные курсы, группы и школы для них. В постановлении СНК РСФСР от 25 октября 1936 г. за №1335 «О борьбе с глухонемотой и улучшении культурно-бытового обслуживания глухонемых», в разделе 9, говорится: «В целях борьбы с дефектами речи у нормально слышащих детей школьного возраста организовать для них специальные занятия при нормальных школах».
В программу начальной школы был включен пункт об обязательности исправления недостатков речи.
В 1940 г. были утверждены штаты логопедов в системе Наркомздрава (по одной штатной единице в детской поликлинике), но квалификация и тарификация труда логопедов оставались неуточненными.
Последним определяющим организацию логопедической помощи школьникам и уточняющим материально-правовое положение логопеда является постановление Совета Министров СССР от 15/VIII 1948 г. об организации в РСФСР «с 1 января 1949 г. при средних школах и республиканских, краевых и областных центрах 120 логопедических пунктов в составе одного учителя-логопеда, имеющего высшее педагогическое образование (дефектологическое)». Логопед приравнен к учителю VIII — X классов средней школы.
Министерством просвещения РСФСР от 2/Х 1948 г. был издан соответствующий приказ об организации логопедических пунктов при средних школах, издано «Положение о логопедических пунктах при средней школе» (1949 г.)
Решением Совета Министров СССР логопеды детских поликлиник приравнены в правах к учителям неполно-средней школы с 25% надбавкой к зарплате.
Таким образом, бесплатная логопедическая помощь населению у нас в настоящее время занимает видное место. Сорокалетний опыт советской логопедии вполне оправдал ее назначение и наметил пути ее дальнейшего развития.
Наиболее рациональным способом борьбы с недостатками речи является логопедическая работа непосредственно в самой школе, в детском саду, в детских яслях.
Для такой постановки дела необходима соответствующая подготовка и доподготовка учителей начальной школы и работников дошкольных учреждений. Нужны: 1) введение курса логопедии в учебные планы заведений, подготовляющих эти кадры; 2) организация логопедических курсов, семинаров и практикумов для учителей и дошкольных работников.
Специальные учреждения обслуживают лиц с тяжелыми формами слухоречевых расстройств. Такие учреждения имеются теперь во всех крупных центрах: логопедический стационар при Научно-исследовательском институте дефектологии АПН в Москве, отделения по расстройствам речи при отоларингологических институтах, школы для детей с расстройством слуха и речи, школы, классы и курсы для тугоухих, алаликов, заикающихся и косноязычных, школьные логопедические пункты. В каждой школе для умственно отсталых логопедическая работа учителей является обязательной, в школах с интернатами имеется логопед. Параллельно со школьными логопедическими пунктами ведется также логопедическая работа в детских поликлиниках.
Взрослые граждане, страдающие речевыми нарушениями, обслуживаются специальными отделениями в отоларингологических институтах и институтах по нервным болезням. Имеются вечерние школы для взрослых и подростков со слухо-речевыми расстройствами.
При упомянутых учреждениях имеются консультации для населения по вопросам речевых расстройств. Этими же учреждениями ведется логопедическая пропаганда среди широких слоев трудящегося населения (доклады, лекции, популярная литература).
Хватцев М.Е. Логопедия — М, 1959. — С. 466—469.
В.И. Селиверстов
Опыт организации логопедической помощи
населении в Кировской области
Последние годы в лечении речевых расстройств достигнуты значительные успехи. Имеется сеть логопедических учреждений: пунктов при школах, кабинетов при поликлиниках или диспансерах, специализированных яслей, детских садов, школ, медицинских стационаров, полустационаров, санаториев и проч., которые занимаются вопросами лечения разнообразных речевых расстройств, преимущественно у детей и подростков. Это естественно, так как именно у детей наиболее часто встречаются речевые нарушения и своевременное устранение их способствует в дальнейшем гармоничному развитию личности ребенка.
Развитию логопедической помощи в системе здравоохранения придается большое значение. Однако расширение сети логопедических кабинетов и стационаров — это лишь количественная сторона вопроса. Большое внимание должно уделяться качеству лечебно-педагогических мероприятий, отысканию наиболее целесообразных форм и методов работы.
Предлагаемые методические письма представляют собой обобщение опыта организации логопедической помощи населению в Кировской области Автор этих писем В.И. Селиверстов работал там несколько лет областным логопедом-методистом и, таким образом, принимал непосредственное участие в организации логопедической помощи населению области.
Выражаем надежду, что знакомство с этим опытом окажет известную помощь практическим работникам и будет способствовать целям дальнейшего совершенствования логопедической помощи населению.
Заместитель начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи МЗ СССР Э. Бабаян
До 1958 года во всей Кировской области функционировал лишь один логопедический кабинет — при детской поликлинике №1 г. Кирова. Этот кабинет обслуживал только детей г. Кирова. Взрослое население и дети из районов области были фактически лишены даже консультативной помощи. В связи с большой перегруженностью кабинета не осуществлялось регулярное наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях города и тем более области.
Большие очереди на прием к логопеду, многочисленные письма в адрес областных отделов здравоохранения и народного образования с просьбой оказать помощь детям, имеющим различные речевые расстройства, результаты обследования речи детей дошкольных и школьных учреждений и проч. указывали на настоятельную необходимость организации системы логопедических учреждений, способных обеспечить своевременную и эффективную помощь всем нуждающимся в ней. В связи с этим в 1959 году при областном психоневрологическом диспансере создается логопедический кабинет. Специфика диспансера, являющегося лечебно-профилактическим и консультативно-методическим учреждением, позволила начать плановую организацию в Кировской области координированной системы логопедических учреждений.
В течение 1959— 1962 гг. последовательно открываются 10 логопедических кабинетов в г. Кирове (2) и в районных центрах области (8). Кроме того в г. Кирове открыт логопедический стационар на 40 коек для детей с тяжелой речевой патологией, а с 1961 г. ежегодно функционирует летний лагерь-санаторий для заикающихся детей и подростков на 120 мест
Логопедические кабинеты были открыты в районных центрах при поликлиниках или при психоневрологических диспансерах, а в г. Кирове — при областном психоневрологическом диспансере и при детской консультации.
Первые логопедические кабинеты были образованы в районах, откуда поступало наибольшее количество запросов. Не обошлось при этом и без серьезных сомнений: мы понимали целесообразность децентрализации логопедической помощи, приближения ее к населению, но не знали, как это будет выглядеть на практике, достаточен ли будет объем работы для логопеда в районе. Первые же отчеты с мест развеяли эти сомнения и подтвердили правильность взятого направления на организацию логопедических кабинетов в каждом районе области.
В соответствии с Положением о логопедических кабинетах, утвержденным Министерством здравоохранения СССР в 1957 году, персонал логопедического кабинета должен состоять из врача-психиатра, логопеда и медсестры. Однако за исключением консультативно-методического логопедического кабинета при Областном психоневрологическом диспансере в логопедических кабинетах Кировской области всю работу организуют сами логопеды, которые в необходимых случаях пользуются консультацией психиатра, невропатолога, отоларинголога, педиатра. В некоторых районных кабинетах логопедам помогают медсестры.
Содержание работы в районных логопедических кабинетах складывается из амбулаторного приема, диспансеризации, наблюдения за речью детей дошкольных и школьных учреждений своего района и логопедической профилактики и пропаганды.
Амбулаторный прием
Внутри кабинета логопед оказывает населению своего района, прежде всего детям, консультативно-диагностическую и лечебно-педагогическую помощь. К первой мы относим работу логопеда на первичном приеме пациентов и их родителей. Когда логопед после сбора анамнестических сведений и обследования пациента устанавливает диагноз речевого нарушения, решает вопрос о необходимых условиях или методах его устранения, соответственно информирует родных о предстоящих мерах предупреждения и устранения речевой неполноценности и проч. Ко второй части амбулаторной работы логопеда относятся регулярные занятия с логопатами. Эти занятия проводятся индивидуально или в группе, в зависимости от речевого нарушения, особенностей пациента или этапа логопедической работы с ним. Так, например, постановка звуков у детей с фонетическими нарушениями обычно требует индивидуальной работы. Но уже их автоматизация и дифференциация проводятся в группах.
Задачей каждого логопеда является возможно более скорый переход от индивидуальной работы с одним логопатом к групповым занятиям, т. к. групповые занятия позволяют использовать ряд благоприятных факторов логопедического воздействия в виде подражания положительным примерам, элементов соревнования, шефства сильных над слабыми, разнообразия форм логопедических занятий и многое другое.
Учитывая специфику работы с заикающимися, логопеды много времени уделяют воспитанию у заикающихся умения переносить в жизнь навыки, приобретаемые в результате занятий в логопедическом кабинете. Воспитание в условиях кабинета правильного поведения и речи у заикающихся детей, подростков и даже взрослых является делом сравнительно несложным, так как они быстро свыкаются с обстановкой, с коллективом и чувствуют себя в кабинете спокойно и уверенно. Гораздо сложнее, как известно, научить заикающихся пользоваться правильными навыками в отсутствие логопеда, в незнакомой обстановке, в общественных местах, в минуты возбуждения и т. д. С этой целью логопедами организуются специальные выступления заикающихся в общественных местах, экскурсии в магазины, поездки по городу и проч., в процессе чего они под наблюдением логопеда продолжают закрепительную работу по воспитанию у себя правильных речевых навыков и поведения.
Диспансеризация
Одной из форм этой работы являются специальные консультации логопедов, проводимые в определенные часы и дни недели для родителей, которые имеют малолетних плохоговорящих детей, или для пациентов, прошедших уже курс логопедических занятий. В первом случае — это профилактические беседы с родителями, практические советы специалистов по созданию необходимых для подобных детей условий, рекомендации определенных методов по устранению у детей недостатков речи своими силами. Во втором случае — логопед проводит с пришедшими усложненные логопедические занятия, психотерапевтические беседы, дает советы, корректирует самостоятельные занятия пациентов, направляет их при необходимости к специалистам на консультации и. т. д. Эта своеобразная диспансеризация позволяет логопедам после выписки наблюдать еще некоторое время за своими пациентами и активно вмешиваться в процесс закрепления правильных навыков у них. Благодаря подобным занятиям у пациентов устраняется резкий контраст между условиями логопедического кабинета и жизнью, у них удается поддерживать уверенность в благоприятном и прочном успехе логопедических занятий.
Наблюдения за пациентами выражаются и в посещении их дома и в школе, где они учатся. В этом случае логопед или медсестра знакомятся с условиями, в которых живет и учится ребенок, информируют окружающих его лиц (прежде всего родных и учителей) об особенностях необходимых ребенку условий и подхода к нему. Подобное патронирование пациентов логопедического кабинета (особенно заикающихся) проводится как в процессе лечебно-педагогических занятий с ними, так и после их окончания.
При диспансеризации используется также заполнение пациентами или их родителями специальных вопросников, отражающих их речь в настоящее время. Эти вопросники высылаются не реже одного раза в год тем, кто не может поддерживать с логопедическим кабинетом непосредственной связи.
В зависимости от состояния речи пациентов, отраженного в анкете, им высылаются советы, рекомендации, а иногда и просто вызов на повторный курс логопедических занятий.