При лечении речевым расстройств

За последние десятилетия вопросам патологии речи у нас уделяется большое внимание.

Развитие этой проблемы идет все время как бы двумя путями — педагогическим, или, как он теперь называется логопедическим, и медицинским.

Но у нас недостаточно широко еще проводится совместная работа врача и логопеда. Долгое время не было и единого направления в лечении речевых рас­стройств.

Существование логопедии как отдельной отрасли насчитывает не более 40 лет.

До этого отдельные разделы ее были совершенно обособлены и не всегда являлись теоретически обосно­ванными.

Начало теоретических обоснований практической работы при некоторых речевых нарушениях было по­ложено сурдопедагогами.

Терапия же заикания, имея вековую давность, бесконечно видоизменялась и развивалась своеобраз­но, будучи зависима от совершенно различных взгля­дов ее авторов на сущность заикания. Известно, что проблемой лечения заикания занимались не только врачи; тут были артисты, психологи, педагоги и, нако­нец, нередко сами больные-логоневротики, лица раз­личных профессий, освободившиеся от своего речево­го недуга и рекомендовавшие различные способы ле­чения на основании своего личного опыта. Отсюда эта пестрота всевозможных методов лечения, способов и приемов, облегчавших заикающимся их речь.

Методы восстановления речи при целом ряде ре­чевых расстройств таких, как: афазия, дизартрия, ринолалия — не вызывали больших разногласий у их авторов и совместными усилиями психоневрологов,
отоларингологов и логопедов здесь удалось разработать
достаточно четкую методику.

Не так обстояло дело с лечением заикания. Различ­ными путями шло развитие этой проблемы у нас и на Западе. На Западе этим вопросом занимались главным образом отоларингологи.

В нашей стране с самого начала проблема заика­ния изучалась психиатрами. Труды отечественных психиатров послужили как бы своеобразным фунда­ментом для построения коллективно-психологическо­го метода лечения заикания.

Поэтому, вероятно, первые логопедические учреж­дения в нашей стране и возникают в системе невропсихиатрических клиник, институтов и психоневроло­гических диспансеров.

Таким образом, логопедия как наука развивалась в тесном общении с психиатрией, неврологией, отола­рингологией и сурдопедагогикой.

Но первоначальные формы логопедической помо­щи при различных видах речевых расстройств не обес­печивали еще подлинного единства педагогических и лечебных мероприятий.

Большей частью, каждый специалист, будь то сур­допедагог, психиатр или отоларинголог, работал инди­видуально.

Совместная работа врача и логопеда у нас в стра­не была впервые организована психиатрами В.А. Ги­ляровским, Ю.А. Флоренской и Н.П. Тяпугиным.

Еще в 1922— 1923 гг. они применили для лечения заикания коллективный метод. Этот метод объединял работу врача, логопеда и психолога.

В.А. Гиляровский считал, что этот метод должен будет найти у нас в стране широкое применение.

В дальнейшем тесный контакт в работе логопедов, сурдопедагогов и врачей осуществил в Ленинградском отофонетическом институте профессор Д.В. Фельдберг. Затем в Харькове в Отоларингологическом институте М.И. Панкиным организуется логопедическое отделение.

Большой вклад внес М.И. Пайкин со своими со­трудниками-логопедами в теоретическую разработку ряда актуальных вопросов логопедии, особенно вопро­сов, касающихся генеза функциональной ринолалии и методики логопедической работы с ними.

В 1929 г. В.А. Гиляровский в содружестве с сурдо­педагогом ФА. Pay предложил создать учреждение для лечения заикания у детей дошкольного возраста, где должны были полностью объединиться все лечебные и педагогические мероприятия.

Это учреждение получило название логопедичес­кого полустационара и было открыто при психонев­рологической больнице им. З.П. Соловьева.

Тесная связь логопедов с врачами-психиатрами в этом учреждении дала возможность расширить перс­пективы работы логопеда и углубить ее теоретическую базу. Здесь в совместной работе логопеда и врача продвинулось и изучение вопросов этиологии заика­ния. Благодаря тому, что наблюдения над заикающи­мися детьми в этом учреждении велись почти у исто­ков возникновения заикания, т. е. с раннего возраста, было возможно психиатрам совместно с логопедами вскрыть все многообразие причин, вызывающих заи­кание у детей (работа P.M. Боскис).

В процессе изучения динамики заикания обозна­чилась большая роль соматогенного фактора, как ос­лабляющего корковую деятельность (работа НА. Вла­совой и В.П. Кудрявцевой).

Результатом совместных наблюдений психиатра и логопеда над развитием моторики логоневротиков яви­лось включение в курс лечения заикания специальных музыкально-ритмических занятий. Это существенный момент в лечении заикания впервые был предложен В А. Гиляровским в 1930 г. Этот вид двигательных рит­мических упражнений, связанных с речью, был назван ее автором (ВА. Гринер) логопедической ритмикой.

В процессе перестройки психиатрии на принци­пах учения И.П. Павлова значительно обогатилась и логопедия; она получила необходимые ей теоретичес­кие обоснования методов лечения речевых расстройств. И особенно ясно выявилась связь зрительных и слухо­вых анализаторов при восстановлении речи у афазиков и логоневротиков.

Большое значение для лечения заикания у малень­ких детей приобретает работа по исследованию выс­шей нервной деятельности. Такая работа проводилась в детском логопедическом полустационаре B.C. Кочер-гиной. Пример:

Ребенок Б.Е. поступил в логопедический полустационар в возрасте 5 лет. Основными жалобами были: тяжелое заи­кание, косноязычие, явления общей нервности. Со сторо­ны речи при поступлении отмечались тяжелые тоничес­кие судороги с инспирацией в начале отдельных слов Недостатки звукопроизношения заключались в отсут­ствии «Р» и замене его звуком «Л», а также заменой всех свистящих и шипящих звуком «Ф». Речь сопровождалась гиперкинезами мимической мускулатуры и сопутствующими движениями.

Физически ребенок был ослаблен, отмечался пониженный аппетит и частые рвоты. Со стороны нервной системы: не­достаточность конвергенции, повышение сухожильных рефлексов, гипергидроз кистей и стоп, повышение салива­ции, частое покраснение лица, вялые, недостаточно коор­динированные движения, положительный окулостатический феномен, гиперкинезы отдельных групп мышц, нарушение сна и устрашающие сновидения, повышенная истощаемость нервной деятельности. Со стороны психи­ки: повышенная внушаемость, возбудимость и обидчи­вость; большая впечатлительность и пугливость; повы­шенная эмоциональность, склонность к фиксации на одном и том же роде занятий. В течение одного года маль­чик рисовал «Змея Горыныча», которому посвящен целый альбом. Навязчивые мысли, страхи. При поступлении в логопедический полустационар ребе­нок отличался некоторой инфантильностью мышления: во время специального обследования он затруднялся в пересказе прочитанного, в составлении рассказа по кар­тинкам, был недостаточно критичным в отношении ска­зочного материала, верил всему тому, что написано в сказке. Бурно радовался, когда события сказки развора­чивались хорошо, и тяжело переживал неудачи сказоч­ных персонажей.

Было проведено общеукрепляющее лечение с усиленным питанием, лечение витаминами; одновременно велась ло­гопедическая и воспитательная работа, а также ежеднев­ные занятия по ритмике. Ребенок вскоре изменился в сво­ем облике; речь его значительно улучшилась. При повторном обследовании через год косноязычия не на­блюдалось; заикания почти нет. Остаются запинки и по­вторения отдельных звуков только при спонтанной и эмо­циональной речи. Наблюдается также общее успокоение ребенка, навязчивые мысли и страхи отсутствуют. Улуч­шился аппетит, исчезли рвоты. Ребенок стал менее утом­ляемым; в группе он полюбил занятия по составлению рассказов по картинкам, причем проявлял большую фан­тазию. Он самостоятельно читает и очень хорошо пере­сказывает прочитанное. Хорошо рисует, главным обра­зом — сказочные сюжеты. Любит помогать младшим.

Итак, в данном случае мы имеем развитие заикания у ребенка с органическим поражением ЦНС и явлени­ями общей нервности. За поражение ЦНС говорят симп­томы микроорганики и нарушение вегетативных функ­ций, а также особенности характера и поведения ребенка (психомоторное возбуждение, склонность давать аффективные взрывы, невротическое развитие с ран­него детства) присущие ему и до развития заикания. Эти нарушения нервной системы, как видно из анамнеза, могут быть либо результатом неблагоприятных момен­тов во внутриутробном периоде (мать болела паренхи­матозным гепатитом), либо — цепочки инфекционных заболеваний от 3 до 5 лет, ведущую роль среди которых занимает очень тяжело протекавшая свинка с потерей сознания и рвотами. Заикание возникло под влиянием сильного испуга в возрасте 4 лет, т. е. в период станов­ления речи. В это время имелись симптомы, указываю­щие на слабость речедвигательного анализатора ребен­ка, заключающиеся в резкой задержке физиологичес­кого косноязычия. Речь ребенка оказалась ослабленной рядом предшествующих заболеваний.

Известно, что картина основного заболевания во многом зависит от предшествующего функционально­го состояния центральной нервной системы. Состоя­ние нервной системы к моменту возникновения заика­ния характеризовалось функциональной слабостью, особенно в области речедвигательного анализатора; поэтому при испуге, который явился сверхсильным раздражителем для ребенка, ошибка нервных процес­сов произошла именно в этом отделе нервной системы.

При лечении речевым расстройств - student2.ru При лечении речевым расстройств - student2.ru Данные патофизиологического исследования выс­шей нервной деятельности ребенка помогают разо­браться в механизме возникновения его тяжелых не­вротических реакций. По-видимому, под влиянием органического нарушения его ЦНС произошло фун­кциональное ослабление коры головного мозга, по­страдали основные корковые процессы возбуждения и активного торможения. Нарушенными оказались сила, подвижность и уравновешенность их. В основ­ном пострадала сила активного торможения, а также подвижность обоих процессов, в силу чего, естествен­но, нарушилось их взаимодействие. Преобладающим оказался процесс возбуждения. Под влиянием силь­ных раздражителей как раздражительные, так и тор­мозные процессы в силу своей инертности легко об­разуют застойные очаги возбуждения и торможения. Как показало наблюдение, они чаще всего возника­ют во второй сигнальной системе. Инертность вто­рой сигнальной системы была доказана эксперимен­тально. Закрепление механизмов нарушенных функ­ций происходит по принципу укрепления условных рефлексов. Этот механизм лежит в основе как нару­шения речи (заикания), так и возникновения тяжелых невротических явлений (навязчивые мысли, действия и т. д.).

Кроме того благодаря ослаблению корковой функ­ции оказалось нарушенным взаимодействие коры и подкорковой области с высвобождением функции под­корковых образований. Клинически это проявлялось в гиперкинезах, повышенной эмоциональности и внуша­емости ребенка.

В данном случае одинаково важным для диагнос­тики и лечения тяжелой формы заикания являются как наблюдения логопеда и педагогический процесс, так и наблюдения детского психиатра, исследования высшей нервной деятельности ребенка с последующим обще­укрепляющим лечением и укреплением моторики пу­тем применения логоритмических занятий.

Объединенная работа логопеда и врача при лече­нии логоневрозов у взрослого является совершенно необходимой.

Как уже указывалось, начало этой совместной работы было положено у нас психиатрами на опыте лечения взрослых логоневротиков. Врачи-психиатры: Ю.А. Флоренская, И.П. Тяпугин, A.M. Смирнова, Ю.А. Поворинский, К.И. Поварнин и другие совмес­тно с большой группой логопедов выработали систе­му логопедических и терапевтических мероприятий. Значение психотерапевтических моментов при лече­нии заикания у взрослого бывает иногда решающим для достижения плавной речи.

Здесь заслуживают большого внимания опыты применения как сонной терапии (медикаментозной), так и терапии электросном при лечении логоневрозов в некоторых наших клиниках.

Из изложенного видно, что врачи психиатры и невропатологи совместно с логопедами все больше начинают изучать этот сложный речевой недуг.

Но, к сожалению, мы не можем не указать на то, что такая необходимая совместная работа ведется лишь в небольшом числе наших городов.

В большинстве же учреждений, где оказывается логопедическая помощь, такой работы не имеется. Врачи ограничиваются лишь диагностированием рече­вого расстройства и передают целиком больного лого­педу.

Это отчасти объясняется и тем, что до сих пор в наших медицинских институтах с вопросами патоло­гии речи студентов почти не знакомят. Совершенно очевидно, что исключительное значение должны при­обретать и меры профилактики речевых расстройств раннего детства. Эти меры профилактики должен в первую очередь проводить педиатр.

Не менее важное значение приобретает и правиль­ное распознавание различных форм косноязычия и установление дифференциальной диагностики у детей с запоздалым развитием речи.

P.M. Боскис справедливо указывает, что правиль­ное понимание связей между слухом и речью способ­ствует как постановке правильного диагноза речевого нарушения, так и решению вопроса о педагогических и лечебных мероприятиях.

В заключение необходимо сказать, что ранняя те­рапия речевых расстройств, несомненно, сократит ко­личество страдающих нарушением речи в школьном и взрослом возрастах. И мы надеемся, что включение курса патологии речи в наших медицинских институ­тах поможет углубить совместную работу логопеда и врачей.

Опыт наших ведущих учреждений, клиник и ин­ститутов, где логопеды работают совместно с врачами психиатрами, невропатологами и отоларингологами, послужит прекрасной школой для развития этой необ­ходимой совместной работы.

Вопросы патологии речи /Под ред. Э.А. Бабаяна, М.С. Лебединского и др. — Харьков, МЗ СССР —

МЗ УССР, 1959. С. 38-42

М.Е. Хватцев

Организация массовой логопедической помощи
населению в СССР

У нас логопедия стала развиваться как дело госу­дарственной значимости лишь после Великой Октябрь­ской социалистической революции. До этого времени логопедическая помощь находилась в частных руках и была доступна только состоятельным слоям населения. До Октября в России можно отметить лишь робкие попытки общественной организации этого дела. Так, в 1911 году на съезде учителей московских городских школ впервые был поднят вопрос о необходимости логопедической помощи детям. В двух вспомогательных школах эта помощь оказывалась сурдопедагогами под руководством Ф.А. Pay. В 1915 г. для учителей этих школ были проведены краткосрочные логопедические кур­сы. Вот и все.Уже в первый год после Октябрьской революции (1918 г.) по инициативе доктора Бонч-Бруевича орга­низуются обязательные для всех воспитателей и вра­чей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. В те же годы в Ленинграде, Москве, а затем в Киеве были открыты при педагогических институтах дефектологические факультеты с кафедрами сурдопе­дагогики и логопедии. В 1926 г. в Ленинграде было положено начало организации логопедической работы в школах, сначала вспомогательных, а затем и массо­вых. В том же году в Москве была открыта первая логопедическая школа, а в 1927 г. — первые курсы для заикающихся школьников. Постановления ряда съез­дов по вопросам обучения и воспитания подчеркнули важность и необходимость борьбы с недостатками речи и тем самым стимулировали организацию этого дела. Вопрос о борьбе с недостатками речи ставился на I съезде специалистов по детской дефективности (1926 г.) и на съезде работников просвещения по секции труд­ного детства в 1927 г.. На основе этих материалов Наркомпрос РСФСР издал в 1927 г. приказ «О мерах борьбы с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».

В приказе указывается на отсутствие в массовой школе должного внимания к этому делу, отмечается распространенность речевых расстройств среди насе­ления (у детей и у взрослых) и на вредность их в отно­шении успеваемости, психики и затруднений в педпроцессе. Предложено организовать особые логопеди­ческие школы, классы и группы. Рекомендовано издать специальное пособие для учителя и семьи. Занятия в этих учреждениях поручались лицам, окончившим педагогические факультеты по специальному отделе­нию, и учителям массовых школ.

В 1930 г. в Москве по инициативе проф. Гиляров­ского была организована первая логопедическая груп­па для заикающихся дошкольного возраста при нервно-психиатрической лечебнице имени Соловьева (зав. логопед Власова), а в 1931 г. — логопедическая группа для заикающихся преддошкольного возраста при по­ликлинике Педиатрического института (зав. Е.Ф. Pay). Приказом Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. устанавливалось «введение всеобщего начального обя­зательного обучения для страдающих недостатками речи (логопатов) — детей и подростков» и предлагалось развернуть специальные курсы, группы и школы для них. В постановлении СНК РСФСР от 25 октября 1936 г. за №1335 «О борьбе с глухонемотой и улучшении куль­турно-бытового обслуживания глухонемых», в разде­ле 9, говорится: «В целях борьбы с дефектами речи у нормально слышащих детей школьного возраста орга­низовать для них специальные занятия при нормаль­ных школах».

В программу начальной школы был включен пункт об обязательности исправления недостатков речи.

В 1940 г. были утверждены штаты логопедов в системе Наркомздрава (по одной штатной единице в детской поликлинике), но квалификация и тарификация труда логопедов оставались неуточненными.

Последним определяющим организацию логопеди­ческой помощи школьникам и уточняющим материаль­но-правовое положение логопеда является постанов­ление Совета Министров СССР от 15/VIII 1948 г. об организации в РСФСР «с 1 января 1949 г. при средних школах и республиканских, краевых и областных цен­трах 120 логопедических пунктов в составе одного учителя-логопеда, имеющего высшее педагогическое образование (дефектологическое)». Логопед приравнен к учителю VIII — X классов средней школы.

Министерством просвещения РСФСР от 2/Х 1948 г. был издан соответствующий приказ об организации логопедических пунктов при средних школах, издано «Положение о логопедических пунктах при средней школе» (1949 г.)

Решением Совета Министров СССР логопеды дет­ских поликлиник приравнены в правах к учителям неполно-средней школы с 25% надбавкой к зарплате.

Таким образом, бесплатная логопедическая помощь населению у нас в настоящее время занимает видное место. Сорокалетний опыт советской логопедии впол­не оправдал ее назначение и наметил пути ее дальней­шего развития.

Наиболее рациональным способом борьбы с недо­статками речи является логопедическая работа непо­средственно в самой школе, в детском саду, в детских яслях.

Для такой постановки дела необходима соответ­ствующая подготовка и доподготовка учителей началь­ной школы и работников дошкольных учреждений. Нужны: 1) введение курса логопедии в учебные планы заведений, подготовляющих эти кадры; 2) организация логопедических курсов, семинаров и практикумов для учителей и дошкольных работников.

Специальные учреждения обслуживают лиц с тя­желыми формами слухоречевых расстройств. Такие учреждения имеются теперь во всех крупных центрах: логопедический стационар при Научно-исследователь­ском институте дефектологии АПН в Москве, отделе­ния по расстройствам речи при отоларингологических институтах, школы для детей с расстройством слуха и речи, школы, классы и курсы для тугоухих, алаликов, заикающихся и косноязычных, школьные логопедичес­кие пункты. В каждой школе для умственно отсталых логопедическая работа учителей является обязательной, в школах с интернатами имеется логопед. Параллель­но со школьными логопедическими пунктами ведется также логопедическая работа в детских поликлиниках.

Взрослые граждане, страдающие речевыми нару­шениями, обслуживаются специальными отделениями в отоларингологических институтах и институтах по нервным болезням. Имеются вечерние школы для взрослых и подростков со слухо-речевыми расстрой­ствами.

При упомянутых учреждениях имеются консульта­ции для населения по вопросам речевых расстройств. Этими же учреждениями ведется логопедическая про­паганда среди широких слоев трудящегося населения (доклады, лекции, популярная литература).

Хватцев М.Е. Логопедия — М, 1959. — С. 466—469.

В.И. Селиверстов

Опыт организации логопедической помощи
населении в Кировской области

Последние годы в лечении речевых расстройств достигнуты значительные успехи. Имеется сеть лого­педических учреждений: пунктов при школах, кабине­тов при поликлиниках или диспансерах, специализиро­ванных яслей, детских садов, школ, медицинских стаци­онаров, полустационаров, санаториев и проч., которые занимаются вопросами лечения разнообразных речевых расстройств, преимущественно у детей и подростков. Это естественно, так как именно у детей наиболее часто встречаются речевые нарушения и своевремен­ное устранение их способствует в дальнейшем гармо­ничному развитию личности ребенка.

Развитию логопедической помощи в системе здра­воохранения придается большое значение. Однако расширение сети логопедических кабинетов и стацио­наров — это лишь количественная сторона вопроса. Большое внимание должно уделяться качеству лечеб­но-педагогических мероприятий, отысканию наиболее целесообразных форм и методов работы.

Предлагаемые методические письма представля­ют собой обобщение опыта организации логопедичес­кой помощи населению в Кировской области Автор этих писем В.И. Селиверстов работал там несколько лет областным логопедом-методистом и, таким об­разом, принимал непосредственное участие в органи­зации логопедической помощи населению области.

Выражаем надежду, что знакомство с этим опы­том окажет известную помощь практическим работ­никам и будет способствовать целям дальнейшего со­вершенствования логопедической помощи населению.

Заместитель начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи МЗ СССР Э. Бабаян

До 1958 года во всей Кировской области функци­онировал лишь один логопедический кабинет — при детской поликлинике №1 г. Кирова. Этот кабинет об­служивал только детей г. Кирова. Взрослое населе­ние и дети из районов области были фактически лишены даже консультативной помощи. В связи с большой перегруженностью кабинета не осуществ­лялось регулярное наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях города и тем более области.

Большие очереди на прием к логопеду, многочис­ленные письма в адрес областных отделов здравоохра­нения и народного образования с просьбой оказать помощь детям, имеющим различные речевые расстрой­ства, результаты обследования речи детей дошкольных и школьных учреждений и проч. указывали на настоя­тельную необходимость организации системы логопе­дических учреждений, способных обеспечить своевре­менную и эффективную помощь всем нуждающимся в ней. В связи с этим в 1959 году при областном психо­неврологическом диспансере создается логопедический кабинет. Специфика диспансера, являющегося лечеб­но-профилактическим и консультативно-методическим учреждением, позволила начать плановую организацию в Кировской области координированной системы лого­педических учреждений.

В течение 1959— 1962 гг. последовательно откры­ваются 10 логопедических кабинетов в г. Кирове (2) и в районных центрах области (8). Кроме того в г. Киро­ве открыт логопедический стационар на 40 коек для детей с тяжелой речевой патологией, а с 1961 г. еже­годно функционирует летний лагерь-санаторий для заикающихся детей и подростков на 120 мест

Логопедические кабинеты были открыты в район­ных центрах при поликлиниках или при психоневро­логических диспансерах, а в г. Кирове — при област­ном психоневрологическом диспансере и при детской консультации.

Первые логопедические кабинеты были образова­ны в районах, откуда поступало наибольшее количе­ство запросов. Не обошлось при этом и без серьезных сомнений: мы понимали целесообразность децентра­лизации логопедической помощи, приближения ее к населению, но не знали, как это будет выглядеть на практике, достаточен ли будет объем работы для лого­педа в районе. Первые же отчеты с мест развеяли эти сомнения и подтвердили правильность взятого направ­ления на организацию логопедических кабинетов в каждом районе области.

В соответствии с Положением о логопедических кабинетах, утвержденным Министерством здравоох­ранения СССР в 1957 году, персонал логопедическо­го кабинета должен состоять из врача-психиатра, ло­гопеда и медсестры. Однако за исключением консуль­тативно-методического логопедического кабинета при Областном психоневрологическом диспансере в логопедических кабинетах Кировской области всю работу организуют сами логопеды, которые в необ­ходимых случаях пользуются консультацией психи­атра, невропатолога, отоларинголога, педиатра. В не­которых районных кабинетах логопедам помогают медсестры.

Содержание работы в районных логопедических кабинетах складывается из амбулаторного приема, диспансеризации, наблюдения за речью детей до­школьных и школьных учреждений своего района и логопедической профилактики и пропаганды.

Амбулаторный прием

Внутри кабинета логопед оказывает населению своего района, прежде всего детям, консультативно-диагностическую и лечебно-педагогическую помощь. К первой мы относим работу логопеда на первичном приеме пациентов и их родителей. Когда логопед после сбора анамнестических сведений и обследо­вания пациента устанавливает диагноз речевого на­рушения, решает вопрос о необходимых условиях или методах его устранения, соответственно информиру­ет родных о предстоящих мерах предупреждения и устранения речевой неполноценности и проч. Ко второй части амбулаторной работы логопеда относятся регулярные занятия с логопатами. Эти занятия проводятся индивидуально или в группе, в зависи­мости от речевого нарушения, особенностей пациен­та или этапа логопедической работы с ним. Так, на­пример, постановка звуков у детей с фонетическими нарушениями обычно требует индивидуальной рабо­ты. Но уже их автоматизация и дифференциация проводятся в группах.

Задачей каждого логопеда является возможно бо­лее скорый переход от индивидуальной работы с од­ним логопатом к групповым занятиям, т. к. групповые занятия позволяют использовать ряд благоприятных факторов логопедического воздействия в виде подра­жания положительным примерам, элементов соревно­вания, шефства сильных над слабыми, разнообразия форм логопедических занятий и многое другое.

Учитывая специфику работы с заикающимися, логопеды много времени уделяют воспитанию у заика­ющихся умения переносить в жизнь навыки, приобре­таемые в результате занятий в логопедическом каби­нете. Воспитание в условиях кабинета правильного поведения и речи у заикающихся детей, подростков и даже взрослых является делом сравнительно неслож­ным, так как они быстро свыкаются с обстановкой, с коллективом и чувствуют себя в кабинете спокойно и уверенно. Гораздо сложнее, как известно, научить за­икающихся пользоваться правильными навыками в отсутствие логопеда, в незнакомой обстановке, в обще­ственных местах, в минуты возбуждения и т. д. С этой целью логопедами организуются специальные выступ­ления заикающихся в общественных местах, экскур­сии в магазины, поездки по городу и проч., в процессе чего они под наблюдением логопеда продолжают за­крепительную работу по воспитанию у себя правиль­ных речевых навыков и поведения.

Диспансеризация

Одной из форм этой работы являются специаль­ные консультации логопедов, проводимые в опреде­ленные часы и дни недели для родителей, которые имеют малолетних плохоговорящих детей, или для пациентов, прошедших уже курс логопедических за­нятий. В первом случае — это профилактические бе­седы с родителями, практические советы специалис­тов по созданию необходимых для подобных детей условий, рекомендации определенных методов по устранению у детей недостатков речи своими сила­ми. Во втором случае — логопед проводит с пришед­шими усложненные логопедические занятия, психо­терапевтические беседы, дает советы, корректирует самостоятельные занятия пациентов, направляет их при необходимости к специалистам на консультации и. т. д. Эта своеобразная диспансеризация позволяет логопедам после выписки наблюдать еще некоторое время за своими пациентами и активно вмешиваться в процесс закрепления правильных навыков у них. Благодаря подобным занятиям у пациентов устраня­ется резкий контраст между условиями логопедичес­кого кабинета и жизнью, у них удается поддерживать уверенность в благоприятном и прочном успехе лого­педических занятий.

Наблюдения за пациентами выражаются и в посе­щении их дома и в школе, где они учатся. В этом случае логопед или медсестра знакомятся с условиями, в ко­торых живет и учится ребенок, информируют окружа­ющих его лиц (прежде всего родных и учителей) об особенностях необходимых ребенку условий и подхода к нему. Подобное патронирование пациентов логопе­дического кабинета (особенно заикающихся) проводит­ся как в процессе лечебно-педагогических занятий с ними, так и после их окончания.

При диспансеризации используется также запол­нение пациентами или их родителями специальных вопросников, отражающих их речь в настоящее время. Эти вопросники высылаются не реже одного раза в год тем, кто не может поддерживать с логопедическим кабинетом непосредственной связи.

В зависимости от состояния речи пациентов, отра­женного в анкете, им высылаются советы, рекоменда­ции, а иногда и просто вызов на повторный курс лого­педических занятий.

Наши рекомендации