Воспитывающее обучение


Воспитание в процессе обучения - органическая часть школьного воспитания. Учебные программы непременно имеют в виду задачи воспитания. На первом месте при этом предметы гуманитарного содержания; литература, история, обществоведение и мораль, иностранные языки, входящие обычно в обязательный круг программ. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как источник духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности, противоядие от жестокости, черствости. Так, авторы новых школьных программ в Японии (90-е годы) определяют четыре основных приоритета воспитывающего обучения: воспитание духовности, социальная адаптация, формирование уважения к культуре и традициям собственного народа и других народов; формирование гражданских качеств.
Программами общеобразовательной школы России (90-е годы) также предусмотрен ряд магистральных направлений воспитания: формирование прочных нравственных принци-пов, гражданской ответственности на базе общепринятых духовных ценностей; приобретение духовного богатства отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций.
Во многих странах проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. В школах США, начиная с первого класса, учитель в течение учебной четверти уделяет каждому ученику 5—6 минут для индивидуальной беседы на нравственные темы.
В Японии курс морали в школе обязателен с 1958 года. В центре программы курса — воспитание члена национального и мирового сообщества. В начальной школе практикуются особые «часы нравственности». Во время уроков и иных мероприятий, отведенных на них, используются различные дидактические материалы и виды работы: рассказы, чтение поэтических произведений, написание сочинений, видео- и аудиозаписи и пр.
Особое место в нравственном воспитании школьника занимает ^едягия. Школа в ведущих странах мира отделена от церкви и является светской. Это не означает, однако, отсутствия религиозного воспитания. В ряде стран (Англия, Герма-109
ния) уроки религии — обязательный предмет обучения. В других странах (США, Франция, Япония, Россия) религиозное обучение — частное дело граждан. При этом есть различия. В США уроки религии можно получать только за стенами учебных заведений; в 1983 году была сделана неудачная попытка ввести обязательную молитву в школах. Во Франции служители культа имеют доступ в общественные школы, где всем желающим дают религиозное образование. Уроки проводятся в дни, свободные от занятий (обычно по средам). В ряде учебных заведений они пользуются большой популярностью. В России с начала 90-х годов при ряде христианских, мусульманских и иудаистских церквей действуют центры религиозного обучения, куда приходят школьники. В Японии конституцией (20-я статья) в общественной школе «безусловно запрещено преподавание любой конфессии»; вместе с тем законом позволено включать религиозное обучение в программу частных учебных заведений.
Запреты на обучение религии вовсе не означают, что мировая школа отбрасывает общечеловеческие идеалы, заложенные в религии. О приверженности таким идеалам гово-рится в официальных документах и работах ряда педагогов. Так, например. Основной закон Японии (статья двадцать четвертая) взывает к идеалам «уважения религии и ее места в жизни общества».
В школьном воспитании, пишет американский педагог Д. Ховард, необходимо возвратиться к Богу, имея в виду не столько религиозное обучение, сколько приверженность евангельским заповедям при воспитании характера школьников.
В нравственном воспитании не меньшее значение придается учебным дисциплинам, связанным с областью искусства. Во Франции, например, в школе реализуется концепция «воспитание через искусство», определяющая три главных цели: нравственно-духовное становление и создание эмоциональной воспитательной атмосферы; формирование художественно-эстетической культуры; накопление опыта культурной деятельности. Эти цели развернуты в конкретные задачи: эмоционально развивать через изучение дисциплин художественно-эстетического цикла;
формировать на основе изучения произведений искусства критерии собственного нравственного поведения; развивать творческие способности в различных областях искусства через импровизацию и самовыражение. Помимо традиционных дисциплин «музыка» и «изобразительное искусство» в программу общеобразовательной школы входят живопись, скульптура, архитектура, искусство кино, танца, театра и пр.

Задачи гражданского воспитания решаются при преподавании общественно-политических дисциплин. Кроме традиционных предметов вводятся новые дисциплины общест-венно-политического содержания: элективные курсы в американских средних учебных заведениях, «руководящий курс» •— в английских школах, «политика» — в немецких гимназиях, «граждановедение» — во французских лицеях, «особая деятельность» и «граждановедение» — в японской школе.
В США, например, в начальных школах на обязательных уроках граждановедения знакомят детей с правами и обязанностями граждан. В учебных заведениях есть перемена, которая длится не пять, как все другие, а десять минут. Дополнительное время дано для того, чтобы учащиеся могли выразить свои патриотические чувства национальному флагу. Под звуки гимна они отдают честь звездно-полосатому флагу, который вывешен в каждом учебном заведении. Кроме того, обычно в коридорах школ висят портреты американских президентов, текст Билля о правах.
В России программы обучения по истории, географии, литературе базируются на новом подходе, который рассматривает развитие человеческой цивилизции как единый процесс.
Безусловно, новые предметы имеют определенную политическую окраску. Так, курс «граждановедения» в средней школе Японии предусматривает усиленное внимание к воспитанию уважения к национальному флагу и символике. Обучение направлено на воспитание духовности и высоких нравственных устоев. Занятия «особой деятельностью» должны формировать навыки цивилизованного поведения и общения; занятия организуются в виде групповой работы (спорт, искусство, уроки труда и пр. ), в ходе бесед, участия в детских клубах, при выездах на природу, экскурсиях.
Учитывая проблемы современных детей в учебных заведениях мировой школы проводится большая работа по антинаркотическому, антиалкогольному воспитанию. Большое внимание уделяется воспитанию культуры в вопросах пола. В школьные программы вводятся специальные курсы, соответствующий материал также предлагается на межпредметной основе, то есть включается в различные предметы школьного образования.
Так, в США в рамках широкой кампании по искоренению детской наркомании Конгресс принял специальное постановление, в соответствии с которым были выделены значи-тельные средства на подготовку и использование учебных аудио материалов о вреде наркотиков.
111
Специальная кампания против употребления наркотиков ведется также в средних школах Франции. Материалы о вредных последствиях наркотиков и алкоголя введены в программу преподавания биологии.
Перестает быть запретной в мировой школе сексуальная тематика. Так, учебные заведения Германии руководствуются «Рекомендациями по сексуальному воспитанию в школах всех типов», где предусмотрено формировать «гуманность сексуального поведения и приучать к ответственному половому поведению». Сексуальная тематика включена в программы по биологии, социологии, немецкому языку, искусству, религии. Во Франции уже в начальной школе на занятиях используется популярная литература по половому воспитанию, например, «Энциклопедия сексуальной жизни».
Мировая школа решает задачи всеобщей экологической грамотности как важного условия утверждения гуманных общественных и межличностных отношений. В школе стре-мятся к тому, чтобы учащиеся не только осознали необходимость охраны окружающей среды для всего человечества, но и лично приобщались к такого рода деятельности.
С особым вниманием к экологическому воспитанию в процессе обучения относятся в США. Так, учащиеся почти 200 коллежей штата Массачусетс изучали проблему кислотных дождей. Они делали замеры в водоемах, сравнивали свои данные с данными из других штатов, составляли банк сведений о флоре и фауне, нуждающихся в особой защите. В школах США популярны «полевые маршруты» — разновидность экскурсий на природу, во время которых у учащихся воспитывают «кодекс экологического поведения»: не уничто-жать редкие образцы природы, не разорять птичьи гнезда, не срывать редкие растения и т. д.
Сквозь призму воспитания рассматриваются в мировой школе традиционные составляющие школьного обучения — физическая культура и спорт. Мировая школа ориентируется на необходимость в процессе уроков физической культуры и спорта прежде всего укреплять здоровье детей, способствовать формированию личности. Именно поэтому в начальных школах Великобритании программой предусмотрели не столько спортивные занятия, сколько упражения по развитию ребенка (игры, соревнования и т. п. ).
В Японии в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников: куратор здоровья, врач, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт.

В Японии теннисом занимаются сотни тысяч школьников. В почете здесь бейсбол, футбол, бег, плавание, национальные
виды спорта.
В начальной и младшей средней школе Японии успехи физического воспитания неоспоримы. Но в учебных заведениях полного среднего образования существует много проблем. Многие старшеклассники имеют избыточный вес, плохое зрение. Гиподинамия — враг номер один здоровья учащихся. Если у учащихся младших классов есть время погонять мяч по выходным, то для старшеклассников — это непозволительная роскошь.
Состояние физического воспитания в школе России вызывает тревогу. Поданным на 1996 год, при поступлении в начальную школу не вызывает опасений здоровье 13 % детей, по окончании начальной школы — только 7 %. В целом за период обучения в школе число здоровых детей сокращается в три-четыре раза. Здоровье каждого третьего российского школьника неблагополучно. Это следствие недостатков, в том числе школьной медицинской службы, физического воспитания и спорта. В школах не хватает спортивных залов, плавательных бассейнов. Медицинские работники представлены в школе обычно лишь медсестрой.

ШКОЛА И СЕМЬЯ


Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников. Очень важной проблемой в этой связи является сотрудничество родителей и учителей.
Эта проблема усугубляется рядом явлений, порожденных особенностями социального развития. Меняется структура семьи. Часто в ней нет представителей старших поколений — бабушек и дедушек, которые ранее брали на себя обязанности воспитания внуков. Воспитательный потенциал семьи снизился в силу таких факторов, как нестабильность браков, рост неполных семей, участившееся появление матерей-подростков и др.
В учебных заведениях большинства стран мира существуют родительские комитеты либо школьные советы, куда входят родители учащихся. Но в составе этих органов обычно оказываются родители благополучных школьников. Отцы и матери трудных детей, как правило, не поддерживают со школой постоянных связей.


На сотрудничестве школы и семьи отрицательно сказывается повсеместное исчезновение малокомплектных школ, когда детей отрывают от их малой родины, а родителей лишают непосредственного контакта с учителями.
В США действует общенациональная Ассоциация родителей и учителей. В каждой крупной школе имеется филиал этой организации. Родители — активные участники школь-ных реформ. В ряде штатов мнение родительских комитетов ифает доминирующую роль в организации учебного процесса, вплоть до программ и методов обучения. Традиция сотруд-ничества школы и родителей — давняя и прочная. В американской глубинке школа всегда являлась эпицентром общественной жизни. В учебных заведениях регулярно проводятся заседания родительских комитетов, собрания родителей, приемы учителями и администрацией отдельных родителей, ведутся так называемые ученические папки для родителей, в которые собирают сведения о проблемах, с которыми сталкивается школьник. Ряд школ стремится к еще большему взаимодействию с родителями. Например, в некоторых учебных заведениях устанавливают «горячую телефонную связь» — дежурство опытных педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной беседе и консультации.
Усилились связи школы с семьей в Западной Европе. Показателен в этом отношении пример Франции. Еще несколько лет назад французская школа стояла особняком от семьи. Сказывалось влияние традиционных идей о нецелесообразности вмешательства родителей в обучение и одновременно о семейном воспитании как главном пути формирования характера ребенка.
Философ и писатель Ален считал, например, что семья живет прежде всего кровными, биологическими связями, которые могут превращать жизнь детей в настоящую трагедию. Родители своим авторитетом гнетут сыновей и дочерей, нередко мечтают, чтобы дети прошли успешнее тот жизненный путь, который некогда выбрали они сами. В таком случае подавляются идущие вразрез родительским планам детские мечты и интересы. Вместе с тем Ален отлично сознавал, что семья — важнейшая среда детского развития. Будучи не в состоянии сделаться учителями, родители остаются главными наставниками своих детей, писал Ален.
Иной подход к проблеме «школа—семья—ребенок» исповедуют представители нетрадидиционной педагогики — «нового воспитания».

Французский ученый Г. Миаларе считает, что уже с самого рождения ребенок попадает в зависимость от матери, под влиянием которой начинается его развитие. Родители ока-зываются первым связующим звеном между ребенком и окружением, они — первые воспитатели и учителя. Как пишет Э. Брюле, родители должны зажечь у ребенка желание учиться. Для этого предлагалось постоянно находить поводы для мотивации обучения. При случае рекомендовалось посетить будущую школу. Брюле советует родителям набраться терпения, не отмахиваться от многочисленных детских вопросов, научить ребенка быть на «ты» с книгой, для чего поощрять самостоятельное чтение, читать вслух самим. Вредно пенять юному книгочею, что тот меньше преуспел, чем кто-либо из сверстников.
Сторонники «нового воспитания» рекомендуют не спешить обвинять детей за школьные неудачи, поскольку их причиной может быть непонимание, а то и конфликт между родителями и учителями. Чтобы избегать педагогических неудач, родителям советуют заботиться о благоприятном психологическом климате в семье, прочных контактах со школой. Учителям предлагают изучать своих питомцев в школе и за ее стенами. Недопустимой считается практика, когда родители и учителя встречаются лишь при возникновении у школьника проблем.
Активными сторонниками сотрудничества семьи и школы являются общественные организации родителей учащихся. Они выступают в защиту интересов и потребностей учащихся, семей школьников.
Во Франции существуют три общенациональных объединения родителей общеобразовательных учебных заведений:
два — в сфере общественного, одно — в сфере частного образования. Наиболее массовой и влиятельной является Федерация родителей учеников общественной школы (около 1 млн членов). По спискам этого объединения левой ориентации избирается обычно большинство родителей в различных органах учебных заведений. Национальный союз родителей учеников свободных школ лоббирует кредитование частных учебных заведений, находящихся под контролем церкви.
Кроме указанных общенациональных ассоциаций в последнее двадцатилетие возникли и другие объединения родителей, среди которых следует выделить Национальный союз автономных ассоциаций учеников всех типов школ, а также Национальную федерацию школ родителей и педагогов. Первое из них в центр своей деятельности ставит защиту светскости воспитания и обучения. Второе занимается
5. 115
педагогическим образованием учителей и родителей. Все объединения родителей учащихся сходятся на том, что школа . должна быть не только местом учебы, но и воспитания.
Федерации родителей вступают в диалог с представителями школьных властей. Их члены входят в различные структуры образования — школьные советы, классные советы, стипендиальные комиссии и пр.
Родители энергично вмешиваются в педагогический процесс. В ряде школ они руководят детскими кружками, клубами, ведают библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии, проведение каникул и пр. «Воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам», — пишет, приветствуя такую деятельность, С. Оноре — активист Федерации родителей учеников общественного образования.
Ушли в прошлое времена, когда французская школа отмежевывалась от родителей, пытаясь самостоятельно решать все проблемы школьного воспитания и обучения. Такая тра-диция дала трещину, когда преподавателям средних школ рекомендовано было устраивать регулярные родительские собрания. Тогда же родителей допустили в школьные советы. Позже родителей стали включать в другие органы средних школ — административные советы, советы по ориентации, дисциплинарные комиссии и пр. Родители принимают участие в созданных в коллежах и лицеях классных советах.
Несколько медленнее происходило сближение родителей и педагогов в сфере начального образования. Но и здесь в настоящее время действуют родительские комитеты.
Как всегда, действительность отличается от идеала. Согласно инструкциям, например, в различных органах средней школы должны представительствовать несколько десятков ро-дителей. Фактически их число не превышает обычно десятка.
В Японии первый учитель малыша — мать. Когда ребенок поступает в школу, его не учат началам чтения, письма и арифметики, так как этому его уже обучили в семье. Матери учеников регулярно переписываются с преподавателями, чтобы быть в курсе школьных успехов и проблем своих детей. «Кеику-мама» («родительница, помешанная на образовании») делает еще больше. Если ребенок болеет, она занимает его школьную парту, тщательно записывает учебные задания. Родители никогда в присутствии ребенка не подвергнут сомнению суждения педагога. Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем.

В японском обществе господствует убеждение, что семья и школа имеют свои особые педагогические функции: семья как важнейшая ячейка воспитания, учителя как главные ретрансляторы образования. В семье формируется национальное самосознание подрастающих поколений. Семья — главный источник самопознания, социализации, нравственного становления личности, считают в этой связи японские ученые Т. Эндо и Ч. Накаучи. На подобной точке зрения стоит и большинство родителей. В ходе массового опроса в 1994 году около 64 % родителей утверждали, что им принадлежит главная роль в воспитании; остальные респонденты вообще сочли, что воспитание должно быть полностью делом семьи.
Отнюдь не все в Японии думают, что школе следует отказать в функциях воспитания. Как считает профессор Юкио Мурата, школа в состоянии брать на себя задачи семейного воспитания: при организации детского питания, обучении правилам уличного движения, соблюдении правил гигиены, половом воспитании, привитии навыков общественного по-ведения и пр. Он приветствует традицию создания семейной атмосферы в школе, когда учащиеся почитают директора как отца, а учителей как старших братьев и сестер.
В Японии идет заметная переоценка педагогических функций школы и семьи. Укореняется взгляд, что по сравнению с семьей роль школы становится все более значимой. Такой взгляд разделили, например, 75 % опрошенных в 1993 году родителей учащихся общеобразовательной школы. Указывая причины снижения воспитательно-образовательных функций семьи, родители говорили о тенденциях перекладывания семейных обязанностей на репетиторов, потере интереса в семьях к воспитанию детей.
Встревоженные падением воспитательной роли семьи педагоги считают, что одним из путей исправления ситуации является развитие домашних форм обучения. В этой связи японский ученый Накаучи Тошио предлагает поощрять репетиторство (дзюку) как модель семейного эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания.
В практике японской школы сказываются традиции изоляционизма. «Многие школы закрыты для родителей», — читаем мы в одном из официальных документов. Учебный процесс (программы, формы, методы обучения) остаются для родителей запретной зоной.
Между тем родители стремятся сделаться полноправными и активными участниками жизни школы. И это им отчасти удается. Родители систематически исполняют различные пору-

чения: проведение учебных экскурсий, праздников, спортивных состязаний, благотворительных акций, уборку школы и т. д. Координируют такую деятельность родительские советы и собрания. Большинство родителей участвуют в Родительско-учительской ассоциации. В последние годы все чаще родителей приглашают на занятия. Родители и учителя совместно обсуждают проблемы поддержания дисциплины в классе.
В России традиции семейного воспитания были существенно ослаблены в результате политики огосударствления воспитания детей. В настоящее время в российском обществе возрождается понимание семейного воспитания как процесса, в ходе которого решаются задачи развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Эти задачи должны решаться совместно со школой. Проводниками такого сотрудничества должны стать как традиционные структуры (родительские комитеты), так и новые органы учебных заведений, в частности школьные советы с участием родителей.
Вопросы-задания
1. Каковы главные различия между сторонниками социологического и био(психологического) подходов в воспитании?
2. Расскажите о классиках и современных представителях социальной педагогики.
3. Охарактеризуйте теории био(психологической) направленности: «новое воспитание», теории гуманистической психологической школы, «школы как семьи» и др.
4. Какие цели становятся приоритетными в школьном воспитании ведущих стран мира?
5. В чем вы видите сущность дискуссии по проблеме «школа и политика»? Какова в связи с этим практика воспитания в отдельных странах? Приведите примеры.
6. Охарактеризуйте общее и особенное в теории и практике интернационального и пол и культурного воспитания. Где , как и почему распространяется поликультурное воспитание?
7. Как отразились изменения в обществе на школьном воспитании? Проиллюстрируйте это на примерах нравственного, эстетического, физического, экологического воспитания.
8. Какими негативными явлениями среди школьников встревожена мировая общественность? В чем причины таких явлений?
9. Расскажите о признаках авторитарного и антиавторитарного школьного воспитания. Приведите примеры из опыта школ ведущих стран.

10. Каковы формы и результаты школьного самоуправления
в различных странах мира?
11. Школьные дисциплины и занятия условно можно поделить на те, что прямо посвящены воспитанию нравственности, гражданственности и пр. , и те, что позволяют решать задачи такого воспитания опосредованно. Расскажите о таких дисциплинах и занятиях в школах ведущих стран мира.

Наши рекомендации