Краткое описание курса
Костанайский государственный педагогический институт
Психолого-педагогический факультет
Кафедра педагогики
Педагогика
(SYLLABUS)
ІІI кредита
специальности
5В011400 - История;
5В011500 - Основы права и экономики;
5В010600 - Муз. образование;
5В010700 - ИЗО и черчение
5В011800 – РЯиЛ.,
5В011000 – Физика
5В012000 – ПО
5В010900 – Математика
5В010800 – ФКиС
5В011900 – Ин.яз
5В011100- Информатика
Костанай
Контактная информация:
Преподаватель курса: | Шумейко Татьяна Степановна Иванова Елена Николаевна Байменова Карлыгаш Сериковна | К.п.н., и.о. доцента кафедры педагогики КГПИ Магистр педагогических наук, ст. преподаватель кафедры педагогики КГПИ Магистр, преподаватель кафедры педагогики КГПИ |
Кафедра педагогики – 211 каб., тел.: 545874 (вн. 154)
Краткое описание курса
Цели, преподавания дисциплины «Педагогика»- формирование профессиональной компетентности будущего учителя по осуществлению педагогической деятельности в системе среднего образования.
Задачи преподавания дисциплины:
1. Сформировать у будущих учителей педагогическое мировоззрение, основанное на историческом подходе к педагогическим явлениям, умение мыслить педагогическими категориями.
2. Обеспечить овладение студентами знаниями о теории профессионально-педагогической деятельности как основы подготовки будущего учителя.
3. Сформировать, у будущих учителей системное видение собственной профессиональной деятельности.
4. Развивать профессионально-значимые личностные качества будущего учителя (гуманизм, педагогическое мышление, коммуникативные. навыки, педагогический такт, толерантность и др.)
5. Сформировать совокупность ключевых компетенций (коммуникативная, информационная и др.).
6. Развивать у студентов готовность к самообразовательной, инновационной и творческой научно-исследовательской деятельности.
В рабочей учебной программе новые термины и определения применяются в соответствии с Законом РК «Об образовании» (2007 г.) с изменениями и дополнениями на 2012 г., Государственной программой развития образования и Республике Казахстан на 2011-2020 годы, Болонской декларацией и другими международными документами в сфере образования.
В соответствии с современной парадигмой образования в основу дисциплины «Педагогика» положены основные идеи системного, личностно-ориентированного, личностно-деятельностного, компетентностного, а также историко–педагогического, историко-системного и аксиологического подходов к воспитанию как социально-педагогическому явлению.
Структура и содержание рабочей учебной программы построены в соответствии с логикой и взаимосвязанными компонентами целостного педагогического процесса как единой системы.
Нормативно-методической базой программы является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения» (ГОСО РК №514 от 3 ноября 2010 г. Изменения и дополнения от 8 августа 2011 г.). направленный на профессиональную подготовку будущих конкурентоспособных педагогов на основе компетентностного подхода. На основе требований данного документа и структуре содержания дисциплины «Педагогика» выделены следующие укрупненные дидактические единицы (разделы): развитие образования, школы и педагогической мысли в истории человечества; теоретико-методологические основы педагогики; теория и практика целостного педагогического процесса; управление целостным педагогическим процессом.
Особенностью программного материала является отражение в темах новых подходов и трактовок, новейших тенденций мирового развития педагогической теории и практики, нацеленных в результате на компетентностную, мобильную и креативную личность будущего учителя с активной мировоззренческой позицией. Компетентностно-личностный характер содержания дисциплины проявляется не только в тематике лекционных и семинарских занятий, но и в заданиях к СРС и СРСП с использованием интерактивных методов обучения, мультимедийных средств, интернет-ресурсов и т.д.: создании условий для решения типовых профессиональных задач в образовательном учреждении.
В соответствие с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования к компетенциям выпускника по «Педагогике», студент должен иметь представление:
- о роли науки и образование в общественной жизни;
- о современных тенденциях в мировом образовательном стандарте;
- о профессиональной компетенции учителя 12-летнего среднего образования и т.д.
знать:
- теоретически-методические основы педагогике и историю ее развития, всемирное педагогическое наследие;
- теорию и практику целостного педагогического процесса;
- технологию реализации целостного педагогического процесса;
- содержание и особенности управления педагогическим процессом школы и т.д.
уметь:
- проектировать и осуществлять учебно-воспитательную работу в соответствие с закономерностями, воспитательными механизмами педагогического процесса;
- осуществлять диагностику учебно-воспитательного процесса в классе по основным характеристикам (переменным) и прогнозировать его дальнейшее развитие;
- формировать учебно-воспитательные задачи, выбирать адекватных этим задачам виды деятельности, формы и методы;
- разрабатывать собственные подходы к процессу образования и воспитания, осмысливать тенденции развития образовательных систем на разных этапах истории и т.д.
владеть навыками:
- научно-исследовательской деятельности;
- педагогического общения и педагогической техники;
- организации субъект-субъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса;
- использование педагогических технологий в образовательном процессе;
- внутришкольного менеджмента и педагогической диагностики;
- применение полученных знаний по педагогике в период прохождения профессиональной практике, а также при решение профессиональных задач;
- быть гибки и мобильным в различных условиях и ситуациях связанных с профессиональной деятельностью.
быть компетентным:
- в выполнение профессиональных задач, установленных нормативными документами системе образования;
- в области профессионально-педагогической деятельности в современной школе;
- в вопросах управления образовательными процессами;
- в способах дальнейшего развития профессиональных умений и навыков.
Роль и значение данного учебного предмета в подготовке конкурентоспособных кадров определяется так же тем , что «Педагогика» тесно связана с содержанием непрерывной педагогической практики в школе и направлениями элективных профильных курсов.
Пререквизиты: Для освоения учебной дисциплины «Педагогика» студентам необходимы знания, умения и навыки по общим основам истории Казахстана, психология и развитие человека, социологии, а также «Введение в педагогическую профессию».
Постреквизиты:Педагогика взаимосвязана с дисциплинами: этнопедагогика, теория и методика воспитательной работы, методика преподавания (по специальностям).
Календарно-тематический план
№ | Наименование темы | лекц. | сем. | СРСП | СРС | всего | ||
Раздел 1. Развитие образования, школы и педагогической мысли в истории человечества | ||||||||
Теоретико-методологические основы истории педагогики и образования | ||||||||
Зарождение организованных форм воспитания на ранних этапах человеческого развития | ||||||||
Методология, методы историко-педагогического исследования | ||||||||
Древний мир. Воспитание и обучение в государствах Древнего Востока и Кочевой цивилизации. Особенности образования в Античном мире | ||||||||
Эпоха Средневековья. Просвещение, развитие педагогической мысли в Византии. Обучение и воспитание в средневековой Индии и Китае | ||||||||
Просвещение в эпоху эллинизма. Педагогические идеи в учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля | ||||||||
Развитие образования и педагогических идей на Ближнем Востоке, в эпоху Центрально-Азиатского Ренессанса и Золотой Орды (VI-XV вв.) | ||||||||
Образование, школа и педагогическая мысль в истории стран Европы и Америки | ||||||||
Ведущие концепции образования в Советский период | ||||||||
Просвещение и развитие школы в истории России. | ||||||||
Система образования и педагогическая наука Советского периода | ||||||||
Первые национальные школы в Казахстане (XVIII- XIX вв.) | ||||||||
Развитие школы, воспитания и педагогической мысли в истории Казахстана (период Казахского ханства XV-XVIII вв.) | ||||||||
Образование и педагогическая наука в Казахстане в XIX-XX вв. Система образования на рубеже веков. | ||||||||
Проблемы образования в трудах ученых-педагогов Казахстана Советского периода | ||||||||
Раздел 2. Теоретико - методологические основы педагогики | ||||||||
Педагогика как наука о воспитании человека | ||||||||
Характеристика факторов, влияющих на развитие, формирование, воспитание личности и их проявление в различных возрастных группах | ||||||||
Педагогические знания как основа сохранения и развития человеческого капитала | ||||||||
Исследовательская культура учителя как условие успешности учебно-воспитательного процесса | ||||||||
Раздел 3. Теория и практика целостного педагогического процесса | ||||||||
Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП), его законы и закономерности | ||||||||
Деятельность личности как основа ее саморазвития | ||||||||
Цель воспитания, социальная обусловленность | ||||||||
Научное мировоззрение как основа интеллектуального развития школьника | ||||||||
ЦПП как предмет педагогики и объект деятельности учителя | ||||||||
Сущность и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе | ||||||||
Система средств, форм и методов воспитательного процесса | ||||||||
Взаимодействие учителя и учащегося в педагогическом процессе | ||||||||
Детский коллектив как объект и субъект воспитания | ||||||||
Классный руководитель как организатор воспитательной системы класса | ||||||||
Развитие интеллектуального потенциала учащихся | ||||||||
Основы семейного воспитания | ||||||||
Обучение в структуре целостного педагогического процесса | ||||||||
Целеполагание в профессиональной деятельности педагога | ||||||||
Содержание образования в современной школе | ||||||||
Формы, методы и средства обучения | ||||||||
Проблема формирования духовно-нравственной, толерантной личности в современной школе | ||||||||
Диагностика и тестирование учебных достижений учащихся | ||||||||
Активизация познавательной деятельности учащихся в целостном педагогическом процессе | ||||||||
Функциональная грамотность личности | ||||||||
Инновационные процессы в образовании и педагогические технологии в профессиональной деятельности учителя | ||||||||
Раздел 4. Управление целостным педагогическим процессом школы | ||||||||
Организационно-методическое управление целостным педагогическим процессом, повышение квалификации учителей в рамках школы и их аттестация | ||||||||
Компетентностный подход в обучении. Ключевые компетенции учащихся как результат обучения | ||||||||
Диагностика и планирование ЦПП школы | ||||||||
Новые подходы к управлению образованием РК в условиях перехода на 12-летнию модель среднего образования | ||||||||
Особенности обучения в 12-летней школе: профильное обучение | ||||||||
Всего часов по курсу: | ||||||||
Содержание дисциплины