Краткое описание курса

Костанайский государственный педагогический институт

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики

Педагогика

(SYLLABUS)

ІІI кредита

специальности

5В011400 - История;

5В011500 - Основы права и экономики;

5В010600 - Муз. образование;

5В010700 - ИЗО и черчение

5В011800 – РЯиЛ.,

5В011000 – Физика

5В012000 – ПО

5В010900 – Математика

5В010800 – ФКиС

5В011900 – Ин.яз

5В011100- Информатика

Костанай

Краткое описание курса - student2.ru

Краткое описание курса - student2.ru

Краткое описание курса - student2.ru

Краткое описание курса - student2.ru

Контактная информация:

Преподаватель курса: Шумейко Татьяна Степановна     Иванова Елена Николаевна   Байменова Карлыгаш Сериковна К.п.н., и.о. доцента кафедры педагогики КГПИ   Магистр педагогических наук, ст. преподаватель кафедры педагогики КГПИ   Магистр, преподаватель кафедры педагогики КГПИ

Кафедра педагогики – 211 каб., тел.: 545874 (вн. 154)

Краткое описание курса

Цели, преподавания дисциплины «Педагогика»- формирование профессиональной компетентности будущего учителя по осуществлению педагогической деятельности в системе среднего образования.

Задачи преподавания дисциплины:

1. Сформировать у будущих учителей педагогическое мировоззрение, основанное на историческом подходе к педагогическим явлениям, умение мыслить педагогическими категориями.

2. Обеспечить овладение студентами знаниями о теории профессионально-педагогической деятельности как основы подготовки будущего учителя.

3. Сформировать, у будущих учителей системное видение собственной профессиональной деятельности.

4. Развивать профессионально-значимые личностные качества будущего учителя (гуманизм, педагогическое мышление, коммуникативные. навыки, педагогический такт, толерантность и др.)

5. Сформировать совокупность ключевых компетенций (коммуникативная, информационная и др.).

6. Развивать у студентов готовность к самообразовательной, инновационной и творческой научно-исследовательской деятельности.

В рабочей учебной программе новые термины и определения применяются в соответствии с Законом РК «Об образовании» (2007 г.) с изменениями и дополнениями на 2012 г., Государственной программой развития образования и Республике Казахстан на 2011-2020 годы, Болонской декларацией и другими международными документами в сфере образования.

В соответствии с современной парадигмой образования в основу дисциплины «Педагогика» положены основные идеи системного, личностно-ориентированного, личностно-деятельностного, компетентностного, а также историко–педагогического, историко-системного и аксиологического подходов к воспитанию как социально-педагогическому явлению.

Структура и содержание рабочей учебной программы построены в соответствии с логикой и взаимосвязанными компонентами целостного педагогического процесса как единой системы.

Нормативно-методической базой программы является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения» (ГОСО РК №514 от 3 ноября 2010 г. Изменения и дополнения от 8 августа 2011 г.). направленный на профессиональную подготовку будущих конкурентоспособных педагогов на основе компетентностного подхода. На основе требований данного документа и структуре содержания дис­циплины «Педагогика» выделены следующие укрупненные дидактические единицы (разделы): развитие образования, школы и педагогической мысли в истории человечества; теоретико-методологические основы педагогики; теория и практика целостного педагогического процесса; управление целостным педагогическим процессом.

Особенностью программного материала является отражение в темах новых подходов и трактовок, новейших тенденций мирового развития педагогической теории и практики, нацеленных в результате на компетентностную, мобильную и креативную личность будущего учителя с активной мировоззренческой позицией. Компетентностно-личностный характер содержания дисциплины проявляется не только в тематике лекционных и семинарских занятий, но и в заданиях к СРС и СРСП с использованием интерактивных методов обучения, мультимедийных средств, интернет-ресурсов и т.д.: создании условий для решения типовых профессиональных задач в образова­тельном учреждении.

В соответствие с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования к компетенциям выпускника по «Педагогике», студент должен иметь представление:

- о роли науки и образование в общественной жизни;

- о современных тенденциях в мировом образовательном стандарте;

- о профессиональной компетенции учителя 12-летнего среднего образования и т.д.

знать:

- теоретически-методические основы педагогике и историю ее развития, всемирное педагогическое наследие;

- теорию и практику целостного педагогического процесса;

- технологию реализации целостного педагогического процесса;

- содержание и особенности управления педагогическим процессом школы и т.д.

уметь:

- проектировать и осуществлять учебно-воспитательную работу в соответствие с закономерностями, воспитательными механизмами педагогического процесса;

- осуществлять диагностику учебно-воспитательного процесса в классе по основным характеристикам (переменным) и прогнозировать его дальнейшее развитие;

- формировать учебно-воспитательные задачи, выбирать адекватных этим задачам виды деятельности, формы и методы;

- разрабатывать собственные подходы к процессу образования и воспитания, осмысливать тенденции развития образовательных систем на разных этапах истории и т.д.

владеть навыками:

- научно-исследовательской деятельности;

- педагогического общения и педагогической техники;

- организации субъект-субъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса;

- использование педагогических технологий в образовательном процессе;

- внутришкольного менеджмента и педагогической диагностики;

- применение полученных знаний по педагогике в период прохождения профессиональной практике, а также при решение профессиональных задач;

- быть гибки и мобильным в различных условиях и ситуациях связанных с профессиональной деятельностью.

быть компетентным:

- в выполнение профессиональных задач, установленных нормативными документами системе образования;

- в области профессионально-педагогической деятельности в современной школе;

- в вопросах управления образовательными процессами;

- в способах дальнейшего развития профессиональных умений и навыков.

Роль и значение данного учебного предмета в подготовке конкурентоспособных кадров определяется так же тем , что «Педагогика» тесно связана с содержанием непрерывной педагогической практики в школе и направлениями элективных профильных курсов.

Пререквизиты: Для освоения учебной дисциплины «Педагогика» студентам необходимы знания, умения и навыки по общим основам истории Казахстана, психология и развитие человека, социологии, а также «Введение в педагогическую профессию».

Постреквизиты:Педагогика взаимосвязана с дисциплинами: этнопедагогика, теория и методика воспитательной работы, методика преподавания (по специальностям).

Календарно-тематический план

Наименование темы лекц. сем. СРСП СРС всего
Раздел 1. Развитие образования, школы и педагогической мысли в истории человечества
Теоретико-методологические основы истории педагогики и образования  
Зарождение организованных форм воспитания на ранних этапах человеческого развития  
  Методология, методы историко-педагогического исследования  
Древний мир. Воспитание и обучение в государствах Древнего Востока и Кочевой цивилизации. Особенности образования в Античном мире  
Эпоха Средневековья. Просвещение, развитие педагогической мысли в Византии. Обучение и воспитание в средневековой Индии и Китае  
  Просвещение в эпоху эллинизма. Педагогические идеи в учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля  
Развитие образования и педагогических идей на Ближнем Востоке, в эпоху Центрально-Азиатского Ренессанса и Золотой Орды (VI-XV вв.)  
Образование, школа и педагогическая мысль в истории стран Европы и Америки  
  Ведущие концепции образования в Советский период  
Просвещение и развитие школы в истории России.  
Система образования и педагогическая наука Советского периода  
  Первые национальные школы в Казахстане (XVIII- XIX вв.)  
Развитие школы, воспитания и педагогической мысли в истории Казахстана (период Казахского ханства XV-XVIII вв.)  
Образование и педагогическая наука в Казахстане в XIX-XX вв. Система образования на рубеже веков.  
  Проблемы образования в трудах ученых-педагогов Казахстана Советского периода  
Раздел 2. Теоретико - методологические основы педагогики
Педагогика как наука о воспитании человека  
Характеристика факторов, влияющих на развитие, формирование, воспитание личности и их проявление в различных возрастных группах  
  Педагогические знания как основа сохранения и развития человеческого капитала  
Исследовательская культура учителя как условие успешности учебно-воспитательного процесса  
Раздел 3. Теория и практика целостного педагогического процесса
Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП), его законы и закономерности  
  Деятельность личности как основа ее саморазвития  
Цель воспитания, социальная обусловленность  
Научное мировоззрение как основа интеллектуального развития школьника  
  ЦПП как предмет педагогики и объект деятельности учителя  
Сущность и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе  
Система средств, форм и методов воспитательного процесса  
  Взаимодействие учителя и учащегося в педагогическом процессе  
Детский коллектив как объект и субъект воспитания  
Классный руководитель как организатор воспитательной системы класса  
  Развитие интеллектуального потенциала учащихся  
Основы семейного воспитания  
Обучение в структуре целостного педагогического процесса  
  Целеполагание в профессиональной деятельности педагога  
Содержание образования в современной школе  
Формы, методы и средства обучения  
  Проблема формирования духовно-нравственной, толерантной личности в современной школе  
Диагностика и тестирование учебных достижений учащихся  
Активизация познавательной деятельности учащихся в целостном педагогическом процессе  
  Функциональная грамотность личности  
Инновационные процессы в образовании и педагогические технологии в профессиональной деятельности учителя  
Раздел 4. Управление целостным педагогическим процессом школы
Организационно-методическое управление целостным педагогическим процессом, повышение квалификации учителей в рамках школы и их аттестация  
  Компетентностный подход в обучении. Ключевые компетенции учащихся как результат обучения  
Диагностика и планирование ЦПП школы  
Новые подходы к управлению образованием РК в условиях перехода на 12-летнию модель среднего образования  
  Особенности обучения в 12-летней школе: профильное обучение  
  Всего часов по курсу:
                 

Содержание дисциплины

Наши рекомендации