Практическое занятие № 3. Раздел 1. Теоретико-методологические основы общей и профессиональной педагогики

Раздел 1. Теоретико-методологические основы общей и профессиональной педагогики

Практическое занятие № 1.

Тема 1.3.Тенденции развития общего и профессионального образования в

современный период.

План.

1. История зарубежного профессионального образования.

2. Становление и развитие профессионального образования в нашем регионе.

3. Современное состояние профессионального образования за рубежом.

4. Система подготовки кадров в образовании.

5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Каковы предпосылки зарождения педагогики профессионального обучения?

2. Дайте характеристику основным элементам системы подготовки кадров в нашем регионе.

3. Сформулируйте основные направления развития профессионального образования в целом, а также базового (начального, среднего) и высшего профессионального образования.

4. Дайте характеристику исторически сложившимся теориям и системам профессионального образования: дуальной, монопрофессиональной, ступенчатой, многоступенчатой, базовой и специальной, сокращенной, дистанционной, личностно-ориентированной.

Основная литература.

1. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюл. Госкомитета РФ по высш. образованию. - 1996. - № 10. - С. 1-59.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные док. в образовании. -2002. - № 4. - С. 3-31.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

4. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999.

Дополнительная литература.

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

4. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1996.

5. Новиков A.M. Профессиональное образование в России. - М.: Просвещение, 1997.

Раздел 2. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития

Практическое занятие № 2.

Тема 2.3. Характеристика педагогических принципов

План.

1. Принципыпрофессионального обучения:

2. Специфические особенности процесса профессионального обучения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Охарактеризуйте принципы профессионального обучения.

2. Укажите специфические особенности процесса профессионального обучения и дайте им характеристику.

Основная литература.

1. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

2. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999.

Дополнительная литература.

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

2. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии: Учеб. пособ. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2001.

3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособ. - ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Практическое занятие № 3

Тема 2.4. Характеристика содержания подготовки специалистов.

План:

1. Требования к подготовке кадров.

2. Профессионально обусловленная структура личности.

3. Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Раскройте современные требования к профессионализму.

2. В чем отличие специалиста от профессионала?

3. Охарактеризуйте профессионально обусловленные компоненты личности специалиста.

4. Дайте характеристику ключевых компетенций.

Основная литература.

1. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюл. Госкомитета РФ по высш. образованию. - 1996. - № 10. - С. 1-59.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные док. в образовании. -2002. - № 4. - С. 3-31.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

4. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999.

Дополнительная литература.

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

4. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1996.

5. Новиков A.M. Профессиональное образование в России. - М.: Просвещение, 1997.

Практическое занятие № 4

Тема 2.5.Характеристика педагогических методов.

План:

1. Общенаучное понятие метода.

2. Сущность педагогических методов.

3. Классификация методов обучения, различные подходы к классификации

методов обучения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. С какими закономерностями, принципами и методами воспитания в их сегодняшней интерпретации вы могли бы соотнести рассуждения П.Ф. Лесгафта о использовании практического и систематического методов воспитания. (см. Проблемно-аналитический материал)

2. Выделите основные условия эффективности реализации методов обучения и

воспитания.

3. Какая из предложенных классификаций наиболее приемлема в профессиональном образовании.

Задание:проанализируйтеь любое занятие в Вашем учебном заведении и вы-

пишите методы обучения используемые преподавателем

Предмет: ____________________________

Используемые методы _________________

Литература:

1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.

М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

2. Данилов М. А. Дидактика. / М. А. Данилов, Б. П. Есипов М.: Изд-во АПН

РСФСР, 1957. – 518 с.

3. Краевский В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика,

2002, № 1.

4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Избранные педа-

гогические сочинения. – М, 1988. – С. 186-189.

5. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

6. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.

Практическое занятие № 5

Тема 2.6. Характеристика педагогических средств.

План:

1. Функции средств обучения

2. Характеристика средств обучения

3. Дидактические требования (условия эффективности) к применению средств обучения.

4. Средства обучения, используемые в профессиональном образовании

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем заключается сущность и функции средств обучения?

2. Основы классификации педагогических средств.

3. Виды педагогических средств обучения и условия их эффективного применения;

Наши рекомендации