Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Воспитание - формирование человека как личности; осуществляется непрерывно по всем направлениям жизнедеятельности.
Сущность воспитания:
Воспитывать - это в значительной степени означает создавать систему взаимозависимостей между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера.
Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.
Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание (В.) рассматривается в широком и узком смысле его понимания. В. имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий.
В понятии воспитания в классической педагогике принято выделять два основных аспекта социальный и педагогический:
-Социальный (в широком смысле):
Воспитание – это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией)
-Педагогический (в узком смысле):
Воспитание - это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности).
Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания. Все они взаимосвязаны, нет приоритетных:
1) Целенаправленность
2) Многофакторность (на рез-т В. влияет множ-во макро и микрофакторов)
3) Длительность и непрерывность (любое кач-во, свойство Л. Не может быть сформировано мгновенно)
4) Неравномерность В. (скачок при преодолении противоречий)
5) Двухсторонность (изменяются и учитель и ученик)
6) Деятельностный характер В. (ребенок воспитывается только в деятельности)
7) Диалектичность В. (происходят постоянные изменения и развитие воспитательного процесса под влиянием среды, обществ. целей, развития)
8) Динамичность позиций воспитателя, использование им разных методов
9) В. это индивидуально творческий процесс
10) Целостность и системность В.( в В. д.б. взаимосвязаны цель, содержание, методы и формы, результат, а так же влияние субьектов, деятельности и среды)
11) Управляемость (В. можно управлять)
Сущность В. отражает внутренние связи и отношения характерные для процесса В. и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.
Закономерности В. – это наиболее существенные, необходимые, стабильные и объективные связи м/д различными факторами, которые определяют процесс воспитания и характеризуют его развитие.
Гл. хар – кой зак-тей явл. их объективный характер.
Назовем осн. закономерности воспитания (пед. процесса):
1) Формирование личности социально обусловлено и соответственно воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов социальной среды.
2) Формирование личности происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения.
3) Воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы личности, её мотивы, установки, ценности, отношения. В процессе воспитания происходит интериоризация ценностей жизни и общества.
4) Неравномерность развития ребенка и формирования его Л.
5) Единство и взаимосвязь воспитания, обучения и развития Л.
6) Воспит. проц. осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение Л.
Из закономерностей В. следуют принципы. Они носят субъективный характер. Определяются учеными из целей и задач воспитания, а так же возникают из обобщения пед. опыта.
Совокупность принципов обеспечивает успешное содержание методов и форм воспитания.
Цель воспитания понимается:
во-первых как некий идеал, к которому стремиться и общество и отдельный воспитатель;
во-вторых цель – это осознанное представление о конечном результате пед. деятельности, ожидаемый образ результата.
Цель современного воспитания – это личность, способная строить жизнь, достойную человека.
Конкретные цели зависят от ряда оснований, подходов. Мы рассмотрим основные:
1) Личностный
2) Аксиологический
3) Деятельностный
4) Культурологический
Рассматривают и другие – диалогический, антропологический и т.п.
Личностный подход
Проявляется в отношении к учащемуся как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Ребенок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. При построении воспитательного проц. Педагог признает ребенка как данность, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.
Аксиологический подход
Ценностные ориентации являются одной из главных характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка.
Под ценностью понимаются такие идеи и убеждения человека которые приняты в качестве нормы и идеала.
Воспитание – специально организованный процесс интериоризации (присвоения) человеком общечеловеческих ценностей.
Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчество и т.п. значимы для людей во все времена.
Деятельностный подход
Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности (А.Н. Леонтьев). Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования Л.
Культурологический подход
Это организация обучения и воспитания, в ходе которой личность формируется как субъект культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества (Е.В. Бондаревская)
Целью воспитания является формирование базовой культуры личности.
Базовая культура – это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают развиваться ей в гармонии с общечеловеческой культурой.
Развитие, воспитание обучение Л. идет в гармонии с общечеловеческой культурой, через оказание помощи ребенку в самоопределении, формирование у него культуры отношений к обществу, к себе, своим талантам, здоровью и т.д. Культ.подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений.
Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделить в содержании воспитания духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую и др. культуру.