Выводы по первой главе 3 страница
Общепринято, что физическое развитие человека в детском возрасте является важнейшим индикатором его здоровья. В России же с конца 1980-х годов наметилась тенденция к ухудшению физического развития детей, увеличению доли детей с относительным дефицитом массы тела и низкорослостью. Наиболее выражены эти отклонения у детей в возрасте 11-15 лет. Физиологами доказано, что на качество физического развития влияет гиподинамия, интенсификация процессов обучения, разрушение системы школьного питания. Серьезные опасения у педагогов, психологов и медиков вызывает и уровень психического здоровья детей. Так, 15 % детей детского возраста страдают психическими заболеваниями, а в подростковом возрасте это количество увеличивается до 20-25 %. По данным научно-исследовательского института дефектологии Министерства образования РФ около 80 % случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлено различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и так называемую задержку психического развития, а недоразвитие познавательной способности отмечается в настоящее время у каждого десятого ребенка школьного возраста. Согласно данным медицинской статистики, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15 процентов. Психические заболевания являются причиной инвалидности у 70 % детей инвалидов с детства и в 35 % случаев являются основанием для признания непригодности юношей к службе в армии.
Приведенные цифры дают основание сделать ряд выводов. Во-первых, это вывод о том, что здоровье школьников как необходимо важное условие их эффективного развития в настоящее время находится в критическом состоянии, что требует незамедлительного поиска выхода из создавшегося положения. Во-вторых, решение проблемы здоровья школьников только медицинскими средствами, по-видимому, невозможно. Отсюда вытекает необходимость изучения здоровья человека не только в медицинском аспекте, но и с позиции других наук, предметом которых является человек как носитель здоровья. Третий вывод касается зависимости между здоровьем школьников и организацией процесса их образования, оказывающего в настоящее время негативное влияние на здоровье растущего организма детей. В связи с этим представляется целесообразным привести рассуждения Э. Н. Вайнера, который справедливо считает, что «когда речь заходит о здоровье детей (именно о здоровье, а не о заболеваемости), то ее разрешение с медициной связано отнюдь не в первую очередь. Декларируя свою профилактическую направленность, она практически полностью занимается только лечением. То есть здоровому человеку предоставляется возможность заболеть, чтобы затем заняться его лечением. Однако такой путь и антигуманен, и бесперспективен, и дорог. Многочисленные данные самих медиков показывают, что предупреждение заболевания требует финансовых затрат в 25 раз меньше, чем его же лечение. Не случайно, поэтому Минздрав из года в год увеличивает аппетиты на федеральный и региональный бюджеты – и практически полностью этот рост обусловливается необходимостью лечения уже больных» (89, с. 14).
Из своих рассуждений он делает вполне обоснованный вывод: «В настоящее время накапливается все больше данных, показывающих, что решение вопроса о здоровье детей – это проблема, прежде всего, педагогическая» (89, с. 14-15). Далее он называет ряд принципиальных обстоятельств, которыми предопределено вышеизложенное умозаключение. Первое обстоятельство связано с выводом экспертов Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ), еще в 1980-х годах высказавших идею о том, что здоровье современного человека более чем на 50 % (а в последние годы появляются цифры 70-80 %) зависит от него самого. Однако для того, чтобы сделать человека «активным борцом за свое здоровье», у него необходимо воспитать устойчивую жизненную позицию на здоровье и научить вести здоровый образ жизни.
«К сожалению, – как пишет Э. Н. Вайнер, – пока наше образование не ориентировано на воспитание у человека приоритета здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей. Вот почему учебные планы и программы учебных дисциплин совершенно не предусматривают обучение ребенка здоровой жизнедеятельности во всем многообразии ее проявлений: оптимальной двигательной активности и тренировке иммунитета, рациональному питанию и психофизической саморегуляции, закаливанию и правильной организации своего режима труда и отдыха… В результате же у ребенка не только не воспитывается устойчивая жизненная мотивация, но он не умет даже учиться, что ведет к дорогой цене, которую в виде нарушений здоровья он платит за обучение. Положение усугубляется тем, что одним из важнейших факторов риска детей, по мнению, специалистов, в настоящее время является сама образовательная среда. Сюда следует отнести такие обстоятельства, как перегрузка учебных планов, авторитарно репродуктивный стиль обучения, ведущий к диктату учителя и делающий ребенка пассивным потребителем информации, а не заинтересованным участником образовательного процесса; психология взаимоотношений учитель – ученик и ученик – ученик, гиподинамия, отсутствие в обучении учета индивидуально-психологических особенностей ученика, низкий уровень культуры поведения, слабо поддающийся контролю объем заданий для самостоятельной работы и т. д. и т. п.» (89, с. 15).
В числе причин, затрудняющих обучение сегодняшних школьников, Э. Н. Вайнер также называет, например, эклектизм, и искусственность учебного плана современной общеобразовательной школы (и для 12-летнего обучения в том числе); нечеткость цели образования, в которой не просматривается модель выпускника; содержательно и методологически разрозненное изучение каждой учебной дисциплины; отсутствие у учителя-предметника осознания места своей дисциплины в общей парадигме образования и ее роли в формировании у ученика общей картины мира. Он считает, что «выпускник полной общеобразовательной школы как Гражданин должен иметь базовую подготовку по крайней мере в трех аспектах: как патриот, как профессионал и как активный участник семейно-бытовых отношений. Поэтому воспитание культуры здоровья, по его мнению, должно красной нитью на всех этапах обучения проходить через весь образовательный процесс: через преподавание специальной учебной дисциплины, через включение вопросов здоровья в соответствующие темы различных учебных дисциплин, через возрастание роли физической культуры как учебной дисциплины, через воспитательную работу, организацию родительского всеобуча и т. д. «Однако решение проблемы здоровья учащихся не будет достигнуто, – утверждает Э. Н. Вайнер, – если не будет проведена компетентная экспертиза образовательного процесса, учебных программ, обоснованности характера и объема домашних заданий, методики преподавания с позиций здоровьесозидающей, а не здоровьевредящей педагогики» (89, с. 15).
Таким образом, можно отметить, что в последнее время многие ученые и педагоги-практики серьезно задумываются над проблемой совершенствования процесса образования, в том числе и в плане усиления его положительного влияния на здоровье всех его субъектов: и учащихся, и учителей, и родителей учащихся. В связи с этим можно констатировать появление работ, в которых предлагаются различные пути и способы своеобразного «оздоровления» педагогического процесса в образовательных учреждениях различного типа (В. Ф. Базарный, Г. К. Зайцев, С. Г. Сериков, М. И. Степанов, Л. Г. Татарнико-ва, С. В. Чайкин, З. И. Тюмасева и др.) в самых разных его структурных компонентах: и в цели, и в способе организации содержания образования, и в формах организации учебного и воспитательного процессов, и в системе педагогического взаимодействия между его субъектами.
Показательным является анализ 185 образовательных программ с 1 по 11 классы, руководств для учителей и дидактических материалов (учебников, рабочих тетрадей), который осуществил коллектив специалистов под руководством В. Н. Касаткина по заказу Института «Открытое Общество» для выявления вопросов связанных со здоровьем учащихся. В результате было обнаружено, что в начальной школе вопросы здоровья обсуждаются главным образом в 3-4 классах, а в старшем среднем звене – в 8-9 классах. Общая недоработка всех программ заключается в недостаточном использовании учителями имеющегося у детей практического опыта в области здоровья, а также невысокая степень отработки практических навыков и ориентация школьников на их перенос в свою повседневную жизнь (206, с. 5).
Указывая на наличие в ряде программ тем, связанных с профилактикой у учащихся аддиктивного поведения (алкоголизации, табакизма, наркомании), что само по себе является в общем положительным фактом, исследователи, однако, отмечают, что их рассмотрение не совпадает с возрастными периодами манифестации данных проблем у детей. Плюс к этому в подавляющем количестве учебных пособий не используется чувственный опыт учащихся в процессе усвоения ими материала, а также недостаточное внимание уделяется формированию операциональных навыков поведения, ориентированного на здоровье. При этом первое место занимает когнитивная информация, второе – ценностная, и лишь на последнем месте стоит формирование практических навыков (206). Между тем, как показано во многих эмпирических работах по педагогике и психологии, именно операциональные навыки и эмоциональный опыт наиболее эффективно влияют на выработку у индивида форм поведения, ориентированных на здоровье.
Таким образом, одним из путей обращения школы к проблеме здоровья учащихся можно считать включение в содержание учебных предметов вопросов, связанных со здоровьем человека (наполнение отдельных тем базовых курсов государственной программы знаниями по вопросам здоровья). В современной педагогике это направление обозначается понятиями «валеологическое сопровождение учебного процесса» и «валеологизация учебного процесса» (Н. П. Абаскалова, Л. Г. Татарникова, С. В. Чайкин и др.).
Вопрос о сохранении и укреплении здоровья школьников является ключевым для одного из наиболее перспективных направлений деятельности образовательных учреждений – создания школ здоровья. Их организация относится к началу 1990-х годов. В работе этих школ, как отмечает В. Н. Касаткин, наряду с общим образованием, большое место должно уделяться выявлению возможностей для максимальной реализации физического, психологического и социального потенциала и для детей, и для взрослых (учителей, персонала школы), для получения учениками знаний, необходимых для принятия правильных решений, относящихся к их собственному здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды (206).
На наличие в России сети «Школ здоровья», которые сохраняют и укрепляют здоровье детей в ходе учебного процесса, указывает заместитель Министра образования Российской Федерации Е. Е. Чепурных. Приоритетной задачей в данных школах выступает не выявление и лечение патологии, а развитие составляющих здоровья ребенка. При этом речь идет не о буквальном привнесении оздоровительной работы в учебных процесс, а о достаточно серьезных изменениях во всей системе обучения, воспитания (452). Значительный опыт в деятельности таких школ накопили, например, в Нижнем Новгороде и Нижегородской области, где в настоящее время организовано более 60 «школ здоровья» и функционирует общественная организация «Школа здоровья» под председательством Н. Н. Шаровой, которая пишет: «В нашем понимании «школа здоровья» – это такое образовательное учреждение (школа, учреждение дополнительного образования, детский дом, школа-интернат), где в процессе образования на основе новых педагогических и медицинских технологий, в условиях благоприятных относительно здоровья детей и взрослых, осуществляется осознанное педагогами, медицинскими работниками, родителями при активном участии детей формирование культуры здоровья» (461, с. 39-40).
Анализируя практику работы школ здоровья, Н. Н. Шарова сформулировала основные положения их деятельности (462). Во-первых, это осуществление образования в области здоровья, реализуемое через логическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; во-вторых, создание системы вовлечения учителей, учащихся и родителей в программу укрепления здоровья за счет соблюдение ими требований здорового образа жизни; в-третьих, организация управленческой деятельности школы, исходя из понимания здоровья как фактора, определяющего содержание, формы и методы педагогической деятельности, и как критерия эффективности учебно-воспитательного процесса; в-четвертых, обеспечение взаимодействия сфер образования и здравоохранения, то есть формирование у молодежи культуры и ценности здоровья через использование педагогических и медицинских технологий, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход.
Интересным представляется опыт работы школ здоровья и в других регионах: Республике Башкортостан (93), Республике Татарстан (440), Республике Карелия (206). Деятельность всех этих школ позволила обнаружить главную трудность в их организации. Так, например, принципиальным для реализации программ здоровья в школе является вопрос о правильной организационной работе, связанной с первыми шагами. Руководители программ здоровья, реализуемых в названных школах отмечают, что во всех школах, как правило, очень легко организовать отдельные мероприятия. При этом во многих школах внедряются педагогические инновации, и объединение этих процессов облегчает проведение системных оздоровительных программ (440). В качестве примера можно привести рассуждения директора одной из школ Республики Татарстан С. Симоновой. Реализуемая в этой школе программа «Школа здоровья и развития» строится на трех принципах: здоровье – развитие – образование и предусматривает введение должности заместителя директора по организационной работе, создание валеологической службы школы, формирование системы спортивно-оздоровительной работы, осуществление диагностики здоровья, а также регулирование и коррекцию процесса реализации программы, создание в школе системы полового воспитания учащихся, введение курса валеологии в начальных классах, валеологическое просвещение педагогического коллектива, обеспечение материально-технического оснащения программы и др. (371).
Таким образом, школы здоровья, которые достаточно активно начали развиваться с 1990-х годов XX столетия и в которых практикуется комплексный подход к решению задач, связанных с укреплением здоровья учащихся, представляют сегодня, на наш взгляд, одно из наиболее перспективных педагогических направлений, ориентированных на здоровье субъектов педагогического процесса. К этому же направлению можно отнести и школы, включившиеся в реализацию международного проекта Всемирной организации здравоохранения «Школа укрепления здоровья» (ЕСШУЗ). Так, в качестве примера можно назвать школы Юго-Запада Москвы, действующие в рамках двух программ: Межведомственной окружной программы «Дети Юго-Запада Москвы начала 21 века: 2001-2003 годы» и окружной программы «Здоровье детей Юго-Запада Москвы» на 2003-2005 годы (406); ряд школ трех регионов Российской Федерации (г. Москвы, г. Иваново и Ивановской области и Республики Татарстан), в которых реализуется программа «Здоровье» (293); комплексная адаптированная программа по формированию здорового образа жизни «Здоровый учитель – здоровый ученик», внедряемая в школы г. Шахты Ростовской области (400) и программа «Здоровая школа», которая осуществляется в муниципальной общеобразовательной школе № 14 г. Новочеркасска Ростовской области (331) и др. В проектах модели «Здоровая школа», реализуемых в данных школах, стоят следующие задачи: «1) воспитательная, состоящая в воспитании бережного отношения к своему здоровею, понимания ценности поддержания организма в здоровом состоянии, в пробуждении и росте желания следовать здоровому образу жизни; 2) обучающая, заключающаяся в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его регуляции (включая основы саморегуляции и развитие таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению; 3) оздоровительная, состоящая в профилактике наиболее распространенных требований, а также в культивировании необходимых для успешного осуществления учебного процесса качеств: психической уравновешенности, спокойствия, сосредоточенности, внимательности, хорошей памяти, мыслительных способностей» (294, с. 55-56).
Программы всех выше названных школ объединяет комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся и одновременное внимание к здоровью учителей. В расписание учебного дня во всех этих школах включены уроки здоровья, большое внимание уделяется профилактической работе по предупреждению заболеваний, усилено значении физического воспитания, осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения, разрабатываются и активно внедряются в педагогический процесс методики оценки здоровья детей и, прежде всего, уровня их работоспособности, декларируется важность для здоровья построения отношений между учителями и учащимися по принципу сотрудничества и т. п.
В ряде школ ставка делается на разработку программ обучения школьников здоровью как важному фактору его сохранения и укрепления. К данной категории подходов к решению задач сохранения и укрепления здоровья можно отнести проект «Разработка Федеральной междисциплинарной программы обучения здоровью в школе», разрабатываемый под руководством В. Н. Касаткина. Цели данной программы сформулированы разработчиками следующим образом: 1) содействовать сохранению здоровья каждого школьника; 2) продемон-стрировать многогранную природу здоровья; 3) сформировать у школьников представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих людей; 4) сформировать у учащихся основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья; 5) обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; 6) создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого ее обитателя; 7) расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья детей (294, с. 5-6). Интересно подчеркнуть, что предлагаемая программа здоровья начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы, где она реализуется на более высоком уровне и формирует более глубокое понимание мер по охране и укреплению здоровья. По мнению авторов, для реализации программы не требуется дополнительных часов в учебных планах школы, так как она может органично войти в образовательные области на основе синтеза с базовым компонентом содержания учебных предметов (294, с. 7).
Ценность данной программы состоит также в том, что оценку ее эффективности авторы предлагают производить с комплексной позиции анализа всех изменений в школе: социальных, педагогических, психологических и т. д. (207).
Интересный опыт реализации программы обучения школьников здоровью имеется в школах г. Санкт-Петебурга. В качестве примера можно привести курс школьной валеологии, разработанный Л. Г. Татарниковой, «Валеология. Формирование и сбережение здоровья человека» (90) и реализуемый в школе № 85 г. Санкт-Петербурга. Трактуя валеологию как науку о формировании и сбережении здоровья ребенка, автор подразделяет данную программу на три самостоятельных учебных блока: I ступень – «Я и мое здоровье», II ступень – «Ребенок и его здоровье», III ступень – «Этика и психология семейных отношений», состоящая в свою очередь из двух разделов – «Основы сексуальной культуры» и «Путь к материнству и отцовству». Практически каждая ступень, как считает Л. Г. Татарникова, определяет социальный рост школьника на основе приобщения к знаниям о закономерностях развития своего организма (90, с. 85).
Анализируя разрабатываемые в настоящее время подходы к обучению детей здоровью и здоровому образу жизни следует отметить курс, разработанный З. B. Тюмасевой и А. Ф. Амендом, «Я – человек, ты – человек, мы – люди» (416). Уникальность данного курса состоит в его интегративном характере, так как в нем соединяются образовательные области «Природа», «Человек», «Общество». Это позволяет осуществлять биосоциальное развитие ребенка на основе формирования у него систематических знаний и умений в сохранении и укреплении здоровья. Интересно отметить, что разработанные по данному курсу учебные пособия адресованы не только учителям начальных классов, но также и родителям младших школьников. Для этого, как считают авторы, есть немало оснований: «Во-первых, ушли в прошлое времена, когда школа почиталась если не за единственного, то за основного воспитателя подрастающего человека на основе обучения, воспитания и развития в детском коллективе. В связи с нынешним реформированием отечественного образования оно вернулось к безусловной, педагогически и психологически оправданной парадигме – «первыми и основными воспитателями ребенка являются родители и семья»… Во-вторых, начальное образование только тогда становится эффективным, когда в максимальной степени приближается к домашнему образованию, к «материнской школе» (по Я. А. Коменскому)» (416, с. 3).
Анализ исследований по проблеме здоровья детей и школьников позволил нам также увидеть, что эта проблема во многих из них связывается с проблемой формирования у детей здорового образа жизни, который имеет двойственную трактовку – 1) с позиции государства и 2) с позиции индивидуумов. На государственном уровне здоровый образ жизни – это выполнение гражданами тех социальных и биологических нормативов, которые приемлемы для большинства членов сообщества в процессе реализации целей государства, а на индивидуальном (личностном) – это индивидуально значимый стиль жизни, определяемый максимально возможной степенью удовлетворения личных, семейных или корпоративных потребностей (198, с. 74). По мнению Д. Н. Давиденко с соавторами, здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья (134, с. 11). Б. Н. Чумаков считает, что под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций (458, с. 23).
Формирование здорового образа жизни, как справедливо замечает В. И. Жолдак, – это сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности (152): законотворчество; образование (приобретение знаний) и обучение (овладение умениями, способностью применять полученные знания); воспитание и социализацию личности, в которые входят интериализация и самоинициированное распредмечивание ценностей здорового образа жизни; формирование общественного мнения и активизация субъективных предпосылок массового осуществления здорового образа жизни, что значит выявление, определение и повышение социального престижа здорового образа жизни через воздействие на интересы, ценностные ориентации и мотивацию людей средствами массовой информации и коммуникации с целью пропаганды, агитации и рекламы здорового образа жизни (206, с. 23). Отсюда следует, что практически все специалисты, занимающиеся проблемами формирования здорового образа жизни учащейся молодежи, признают необходимость обучения этому детей.
В связи с этим представляют интерес те исследования, в которых подвергаются изучению мнения учащихся и учителей о необходимости уделять в школе специальное внимание вопросам здоровья. Здесь следует сказать, что при рассмотрении в контексте образовательного процесса учителя и ученика в системе субъект-субъектных отношений, решающее значение приобретает мнение именно учащихся об образовательных программах в области формирования здорового образа жизни. В этой связи интерес вызывают некоторые принципы в обучении здоровью, которые вытекают из анализа детских мнений (152): 1) основам здорового образа жизни нельзя учить так же, как географии, отвлеченно, абстрагированно; 2) в разработке стратегии и подходов к обучению здоровью необходимо учитывать собственный опыт детей; 3) необходимо в этом процессе максимально использовать детский потенциал – готовность к восприятию знаний о здоровье и готовность детей к собственным действиям в защиту здоровья; 4) в процессе обучения здоровью всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу в помощи здоровью; 5) учителя (прежде всего те, кто преподает этот предмет) должны быть не проводниками этих знаний, а их носителями, только тогда дети будут относиться с доверием ко всему, что хочет передать им учитель (курящий учитель вряд ли может воспитывать неприятие курения); 6) должна быть создана система финансирования новой идеологии в отношении к здоровью в педагогическом образовании (206).
Так, в качестве примера можно назвать опыт школы № 588 г. Санкт-Петербурга, в которой на протяжении семи лет успешно реализуется концепция школьного образования и формирования здорового образа жизни (90); действующую в Омске школу «Здорового образа жизни» (363), цель которой состоит в развитии и воспитании детей и подростков, направленном на формирование, сохранение и укрепление их здоровья, на активное включение их в познавательную учебную деятельность, на оптимальную социально-психологическую адаптацию в обществе, на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, чтобы вырастить их нравственно, физически и психически здоровыми, а также констатировать, что направленность на формирование здорового образа жизни учащихся просматривается практически во всех программах, призванных решать проблему здоровья детей и учащейся молодежи (274).
Таким образом, можно заключить, что в решении проблемы здоровья школьников обучение их сохранению и укреплению своего здоровья и формирование у них стремления к здоровому образу жизни является одним из ведущих направлений.
Другая линия в решении проблемы здоровья школьников – это разработка комплексных программ, призванных регулировать деятельность педагогических коллективов школы и организацию педагогического процесса в разных направлениях: 1) дополнение учебных программ школьного учебного плана вопросами, связанными со здоровьем человека, 2) осуществление в рамках школы профилактической и санитарно-гигиенической работы, 3) коррекция и контроль психического здоровья учащихся, 4) создание комфортной психологической атмосферы, 5) разработка и внедрение в образовательный процесс различных методов диагностики как разных сторон здоровья школьников, так и в целом. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к опыту средней школы № 46 Юго-Западного округа г. Москвы, главной задачей которой является создание наиболее благоприятных условий для освоения обучающимися содержания учебных программ, развития творческих способностей, обеспечения достаточно высокого уровня подготовки выпускников для их конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения. Важным аспектом этой деятельности выступает создание комфортных условий обучения, направленных в первую очередь на сохранение здоровья обучающихся.
Ценность деятельности данной школы состоит, на наш взгляд, в том, что она осуществляется в следующих направлениях: 1) «создание принципиально нового образа мышления обучающихся, их родителей и учителей, понимающих, что сохранение здоровья – это элемент общечеловеческой культуры, а не проявление эгоизма…»; 2) «обеспечение учебного процесса, отработка его содержательной стороны, достижение понимания, что обучение не будет таким тяжелым для учащихся, если требования будут четко сформулированы, если учителя будут не только хорошо знать свой предмет, но и видеть, как каждый урок работает на решение единой учебной задачи в целом. При этом важно, чтобы учителя понимали, что перед ними находится такой же человек со своими взглядами на жизнь, со своими интересами…»; 3) повышение «информационной» компетентности учителя и ученика, результатом чего для учителя является овладение современными информационными технологиями и применение их в учебно-воспитательном процессе, а для учащихся – овладение умением самостоятельно добывать необходимую информацию, ее обрабатывать и представлять в необходимом виде, а также владеть на хорошем уровне навыками применения основных информационных технологий, доступных члену общества (421, с. 33-34).
Интересно отметить, что в школе определена группа сотрудников, организующих работу по созданию условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся в шести направлениях: 1) повышение эффективности учебно-воспитательного процесса; создание условий, исключающих возникновение стрессовых ситуаций как для обучающихся, так и для учителей; 2) создание соответствующих условий труда учителей и обучающихся; 3) мониторинг состояния здоровья и профилактики отклонений здоровья школьников от нормы; 4) профилактика насилия в школе; 5) профилактика действий, наносящих вред здоровью; 6) организация здорового питания. Все это обеспечивает, по мнению руководителей программы, создание в школе здоровьесберегающей среды.
Однако, подводя итог работе, проведенной в рамках экспериментальной деятельности по созданию в школе условий, способствующих сохранению здоровья, авторы обращают внимание на ряд моментов. Первый касается осознания того факта, что «самое тяжелое, но и самое главное в этой работе – формирование принципиально нового мировоззрения учителей, обучающихся и их родителей», которое позволяло им деятельность по сохранению своего здоровья воспринимать как необходимый компонент общей культуры личности и проявлять в связи с этим уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. А второй факт позволяет сделать вывод, что внедрение в школу здоровьесберегающих технологий связано с широким кругом проблем, которые школа самостоятельно решить не может. Это, во-первых, отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей работу в школе медицинских сотрудников, которым стаж работы в школе не засчитывается как профессиональный по специальности; во-вторых, это отсутствие социальных возможностей коррекции здоровья учащихся в специализированных лечебных и лечебно-профилактических учреждениях в виду чрезмерной физической загруженности соответствующих специалистов в медицинских учреждениях; в-третьих, отсутствие согласованной программы действий органов образования и здравоохранения с прописанной степенью ответственности и финансирования, а также отсутствие у органов здравоохранения заинтересованности в раннем и постоянном мониторинге здоровья детей и подростков на базе школы (421, с. 37-38). Полностью соглашаясь с выводами рабочей группы данной школы, добавим от себя, что еще одной причиной отсутствия явно видимых результатов работы педагогов по сохранению и укреплению здоровья учащихся, является, на наш взгляд, ожидание «скорых результатов», что связано с восприятием здоровья, прежде всего, как соматического явления и мониторингом в связи с этим преимущественно физического состояния организма детей, о чем речь пойдет немного ниже.