Место и взаимосвязь в системе педагогических наук
Педагогика как научная отрасль: объект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе педагогических наук.
Педагогика- это наука, изучающая закономерности
передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.)
педагогика- прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений
педагогика- это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения
Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Педагогика это наука о передаче опыта от старшего поколения к младшего, наука о закономерностях развития и формирования личноти.
Предмет педагогики это процесс развития и образования личности в условиях обучения, воспитания и образования.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс
Под педагогическим процессомпонимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Функции педагогики
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (3 уровня): 1) описательный (изучение передового и новаторского опыта); 2) диагностический (определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и учащихся, воспитанников, а также условий, обеспечивающих эту эффективность; 3) прогностический (экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности);
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (3 уровня): 1) проективный (разработка методических материалов: учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций, через которые реализуются теоретические концепции и определяется план педагогической деятельности, содержание и характер); 2) преобразовательный (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции); 3) рефлективный и корректировочный (оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Задачи педагогики
· Анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем
· Разработка теоретико-методологических основ образования
· Выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами
· Определение содержания образования в конкретных условиях
· Разработка образовательных стандартов
· Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания
· Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций
· Анализ педагогических инноваций
· Внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику
· Изучение истории развития образования и педагогической мысли
Место и взаимосвязь в системе педагогических наук.
Базовая научная дисциплина – ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, которая состоит из разделов: а) общие основы педагогики; б) теория обучения (дидактика); в) теория воспитания; г) управление образовательными системами.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕАГОГИКА: Преддошкольная (ясельная) педагогика (дети до 3х лет), Дошкольная педагогика (дошкольный возраст), Педагогика школы, Педагогика высшей школы, Педагогика взрослых и андрогогика.
Также выделяют педагогику: военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т. д.
К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования.