Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
ББК 74.5
Ó Макарова Н.В., 2010
Ó Кольский филиал Петрозаводского
государственного университета, 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ
В учебное пособие включен материал, соответствующий Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (утвержден 15 марта.2000 г. Министерством образования Российской Федерации) и требованиям к разработке и условиям реализации основной образовательной программы по подготовке студентов экономического факультета. Предмет «Психология и педагогика» относиться к обязательному федеральному компоненту подготовки студентов по специальностям: 080105 – Финансы и кредит; 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080504 – Государственное и муниципальное управление. Предмет «Психология и педагогика» относиться к обязательному федеральному компоненту подготовки студентов по специальностям: 013100 – Экология; 011600 – Биология.
В качестве основы для разработки данного учебного пособия использована программа «Психология и педагогика», утвержденная кафедрой истории и педагогики Кольского филиала Петрозаводского государственного университета. Учебному заведению дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать основные программы вуза на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Главной целью курса подготовки является формирование профессиональной компетенции, под которой понимается умение интерпретировать научную информацию и формировать навык мыслетехнического и рефлексивного компонента в интеллектуальном развитии специалиста. Профессиональная компетенция должна иметь базовую основу психолого-педагогических знаний.
В целом курс предполагает формирование у студентов научного взгляда на разработки различных психолого-педагогических направлений и формирует профессиональное самосознание в процессе управления производственными технологиями.
Весь информационный материал учебного пособия детерминирован тематикой программы: разделен на две основные части, каждая из которых идентифицирована по целевому, содержательному и деятельностному компонентам. В приложениях студенты могут найти вопросы для контроля знаний и темы для самостоятельной подготовки, а также тестовые формы для самопроверки. Обе части учебного пособия соответствует теоретической и практической информационной базе учебно-методического комплекса курса «Психология и педагогика».
ЧАСТЬ 1
Психология как наука: предмет, задачи и методы
Целевой блок
Цели занятия
1. Получить информацию о возникновении и развитии психологии как науки.
2. Определить предмет, задачи и методы науки.
3. Познакомиться и проанализировать специфику и источники развития науки.
4. Определить появление психологических знаний в истории человечества.
5. Выявить связь психологии с философией.
6. Дать определение основным категориям науки.
7. Выявит связь между психологией и другими науками.
Содержательный блок
1. Возникновение и методологическая основа психологии как науки.
2. Предмет, задачи и методы науки.
3. Основные направления психологии ХХ века.
1. Возникновение и методологическая основа психологии как науки
Психология (psyche (гр.) – душа, logos – учение) – наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных. Один из разделов философии «о душе» ХVI в. стал носить название «психология». В самостоятельную науку эти знания были выделены из философии уже в XVIII-XIX вв.
Античные и средневековые представления о душе человека можно найти в различных источниках:
- Аристотель (384-322 до н.э.) – «О душе», «Метафизика», «Этика», «Риторика»;
- Р.Декарт (1596-1650) – «Диоптрика», «Человек»;
- Ж-Ж. Руссо (1712-1778) – «Эмиль, или О воспитании», «Исповедь» и др.
В 1870-1880 гг. складываются два концептуальных направления:
- естественно-научная психология;
- культурно-историческая психология.
В современной научной классификации психология заявлена как феноменологическая и прикладная наука, имеющая более 50 направлений. В систему психологических наук входят множество самостоятельных научных направлений:
- история психологии, практическая психология, общая психология, возрастная
психология;
- медицинская психология, педагогическая психология, социальная психология,
юридическая психология, спортивная психология, музыкальная психология;
- психология менеджмента, психология масс, конфликтология и др.
Основные направления изучения психики: психофизиология, зоопсихология, психолингвистика, нейропсихология и др.
Психология изучает внутренние и внешние проявления психических процессов, психические функции, функции самосознания и общую структуру личности. Психологические знания в истории человечества разнообразны и многоплановы. Эти знания необходимы каждой личности в отдельности, педагогам, медикам и почти в каждой профессии.
Долгое время все накопленные знания будущей науки развивались в рамках философских теорий, поэтому методологической основой психологии является философия. Философские знания в современном мире тоже разнообразны.
Материалистическое понимание мира стало основой развития бихевиоризма в психологии. Диалектическое понимание и метафизические знания лежат в основе гуманистической психологии. Историческое понимание действительности стало основой когнитивной и глубинной психологии.
Чтобы выявить методологическую основу, необходимо познакомиться и с методологическими принципами изучения личности человека.
Основным методологическим принципом изучения человека является детерминизм (лат. определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Современные исследователи различают три вида детерминизма:
· биологический детерминизм (лежит в основе учения и теории Ч. Дарвина);
· механический детерминизм (представляет психику побочных явлений);
· психологический детерминизм (является основой изучения особых результатов
поведения личности).
Известный психолог советского времени С.Л. Рубинштейн трактовал детерминизм как действие «внешних причин через внутренние условия». Исследователь А.Н. Леонтьев трактовал его как «внутреннее действие личности, наблюдаемое через внешние проявления деятельности». Диалектический материализм определял его так: «...изменяя реальный, не зависимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект (личность) изменяется сам».
2. Предмет, задачи и методы науки
Предметом изучения психологии являются субъективные феномены или процессы, т.е. явления человеческой души, «внутреннего» мира личности.
Задачи психологии состоят в определении закономерностей в сложной системе психических процессов. Изучение личности человека во всех проявлениях внутреннего мира ивнешних проявлениях деятельности.
Психология в системе научных знаний является феноменологической и прикладной наукой.
Функциипсихологии:
- описательная (характеристика научных фактов, процессов);
- нормативная (классифицирует, детерминирует, структурирует, определяет законы
и закоомерности);
- прогностическая (на основании научных знаний и законов сообщает
психологической практике наилучшие методы решения психологических проблем).
Методы, которыми пользуется наука, весьма разнообразны. В современной психологии существует несколько групп методов.
1. Организационные методы:
· сравнительный метод (предполагает сопоставление различных групп людей);
· лонгитюдный метод (используется при многократном обследовании одних и тех же
лиц);
· комплексный метод (предполагает участие в исследовании представителей
различных наук).
2. Эмпирические методы:
· наблюдение (фиксирует восприятие внешних проявлений психики;
· самонаблюдение (предполагает наблюдение человека за собственными
психологическими явлениями).
3. Экспериментальные методы:
· естественный эксперимент (предполагает наблюдение за личностью в
естественных условиях развития);
· лабораторный эксперимент (предопределяет наблюдение в специально созданных
условиях развития, а также активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя);
· формирующий эксперимент (осуществляется по программе, предполагающей
какое-либо развитие или формирование каких-либо качеств личности);
· контролирующий эксперимент (может осуществляться самостоятельно с целью
определения качеств личности или в совокупности с формирующим экспериментом, дающим возможность первоначальной оценки для сравнения результата).
4. Психодиагностические методы:
· тестирование, или испытание, (используется очень активно с целью диагностики
любого явления);
· анкетирование, опрос, (выявляет необходимые сведения об испытуемом);
· социометрия (измерение социальных отношений в группе, коллективе);
· интервьюирование (как метод устного опроса);
· беседа (как метод выявления и уточнения, окружающих личность явлений и
процессов).
5. Психокоррекционные методы:
· психоанализ, самоанализ (интеллектуальная деятельность функций самосознания);
· тренинг, аутотренинг (многократный повтор для выработки устойчивых навыков);
· суггестия, внушение, самовнушение (убеждение на уровне ценностных установок);
· гипноз (влияние личности на другую личность с целью управления);
· медитация (концентрация внимания на отдельном предмете или объекте);
· нейролингвистическое программирование (метод ввода информации в мозг
человека, минуя вербальные коммуникации).
3. Основные направления психологии ХХ века
Бихевиоризм (bexavio (анг) –. поведение) – направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (Д. Уотсон. (1878-1958)). В России И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, развивая идеи И.М. Сеченова, разработали экспериментальные методы объективного исследования поведения животных и человека. Исследователи этого направления внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения. Современные взгляды последователей бихевиоризма не исключают влияние «образа» и «ментального» плана поведения, что делает это направление более перспективным в развитии.
Гештальтпсихология (gestalt (нем.) – образ, форма) – направление германской психологии, изучающей психику человека с точки зрения целостных структур. Гештальт – специфическая организация частей в органическое целое. Современные исследователи определяют ее как теорию поля, поскольку она утверждает, что для понимания поведения необходимо рассматривать всю конфигурацию жизнедеятельности личности. Психические гештальты и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого определялась по типу структурного подобия. Основателем направления считается американский психолог Ф. Перлсон. Последователи его направления немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келер и др.
Глубинная психология – направление, изучающее зависимость бессознательных реакций психики на сознательную деятельность личности человека. В рамках этого направления работали следующие авторы:
· З. Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель теории бессознательного,
ввел метод психоанализа в психотехническое консультирование, описал структуру самосознания и причину появления в психике комплексов личностной идентификации;
· А. Адлер (1870-1937) – австрийский психолог продолжил исследования в области
аналитической психологии, создал научную школу «индивиуальной психологии», разрабатывал проблемы жизненного стиля и теории сновидений, изучал проблемы отношений разновозрастных детей и влияние различных стилей воспитания на формирование личности;
· К.-Г. Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог основатель аналитической
психологии, разработал методику ассоциативного эксперимента, ввел понятие «комплексы», описал «коллективное бессознательное» и психологические типы характеров с преобладанием экстра- и интравертивности;
Современные исследования в этой области знаний позволили практической психологии овладеть различными методами психоаналитических концепций.
Когнитивная психология (cognitio (лат.) – знание) – одно из ведущих направлений психологии, возникших в Европе в середине ХХ века. Авторы его исследовали структурные возможности познавательных и исполнительных процессов. Задачами этого направления входило:
– доказательство решающей роли знания в поведении субъекта и организация знания в памяти субъекта;
– определение соотношения вербальных и образных компонентов в процессе запоминания и мышления.
В рамках направления когнитивной психологии разрабатываются теоретические концепции, акцентирующие внимание на аспекте индивидуальных различий и когнитивного стиля в реализации психических процессов личности:
· когнитивная теория эмоций (С.Шехтер);
· теория индивидуальных различий (М.Айзенк);
· теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер).
Особое место в данном направлении заняли теории когнитивного соответствия, которые разрабатывали концепции баланса когнитивной структуры личности:
- теория структурного баланса (Ф.Хайдера);
- теория коммуникативных актов (Т.Ньюкома);
- теория конгруэнтности (Ч.Осгут, П.Танненбаум)
Гуманистическая психология (humanus (лат.) – человечный) – направление психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеческой личности. Основное концептуальное положения этого направления заключаются в определении смысла жизни человека как единого процесса развития. Это развитие обусловлено свободной реализацией потенциальных возможностей, заложенных природой человека. Авторами подобных концепций являются:
У.Джемс (1842-1910) – американский психолог и философ, разработал моторно-биологическую концепцию психики, автор теории эмоций, изучал аномальные психические явления;
К.Роджерс (1902-1987) – американский психолог, разработал модель работы с клиентом «Центрированная на клиенте терапия», считал главным компонентом структуры самосознания «Я-концепцию» и ее соответствие с реальным жизненным опытом;
А.Маслоу (1908-1970) – американский психолог, автор концепции целостного подхода к человеку и анализа его высших психических проявлений (любовь, творчество, духовные ценности), автор иерархической модели мотивации («Мотивация и личность» - (1954)).
Отечественные исследователи:
И.М.Сеченов (1829-1905) – русский физиолог и психолог автор научной теории психической реакции поведения («Рефлексы головного мозга» (1863));
И.П.Павлов (1849-1936) – русский физиолог и автор учения и теории о высшей нервной деятельности;
Л.С.Выготский (1896-1934) – психолог советского периода разработал учение о развитии высших психических функций, теорию культурно-исторического развития личности и теорию возрастной периодизации;
Д.Б.Эльконин (1904-1984)– психолог советского периода, развивая положение культурно-исторической теории, предложил периодизацию психического развития на основе «ведущей деятельности» и провел психологический анализ игры;
В.В.Давыдов (1930-1989) – психолог советского периода, академик, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения;
С.Л.Рубинштейн (1889-1960) – психолог советского периода разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике, создал теорию мышления как деятельности и как процесса;
А.Н.Леонтьев (1903-1979) – российский психолог советского периода раскрывал вопросы о механизмах формирования высших психических функций, разрабатывал общепсихологическую концепцию деятельностного подхода.
А.Р.Лурия (1902-1977) – психолог советского периода основоположник нейропсихологии, исследовал мозговые локализации высших психических функций и их нарушения при локальном повреждении мозга, а также проблемы нейропсихологии памяти и нейролингвистики;
П.Я.Гальперин (1902-1988) – российский психолог советского периода, автор концепции поэтапного формирования умственных действий, разработал принципы дифференциальной диагностики.
Литература по теме
1. Василюк, Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 25–40.
2. Зинченко, В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации /
В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 5–19
3. Исаев, Е.И. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов / Е.И. Исаев, С.В. Пазухина // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – С. 3–11.
4. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57–66.
5. Лурия, А.Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1977. – № 9. – С. 68–76.
6. Лурия, А.Р. Междисциплинарный подход к проблематике сознания / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3–28.
7. Хомская, Е.Д. О методологических проблемах современной психологии / Е.Д. Хомская // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 112–132.
8. Яновский, М.И. Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологии /
М.И. Яновский // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 91–97.
Деятельностный блок
Вопросы и задания:
4. Выявить предмет психологии как науки.
5. Определить основные задачи и методы науки.
6. Установить связь психологии с другими науками, изучающими человека.
7. Перечислить методологические основы психологии.
8. Привести примеры, доказывающие различные связи психологии с другими
науками.
9. Составьте комментарий к психологическим мыслям, которые представлены
различными историческими источниками:
– не помогает счастье нерадивым (Софокл);
– благоразумен тот, кто не печалится о том, чего он не имеет, но радуется тому, что
имеет (Демокрит);
– не юношу надо считать счастливым, а старца, прожившего жизнь хорошо…
(Эпикур);
– хорошим людьми становятся больше от упражнений, чем от природы (Демокрит);
– постоянная важность является лишь маской посредственности (Вольтер);
– бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость (Вольтер);
– разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей
(Аристотель);
– невежественными бывают только те, которые решают такими оставаться (Платон);
– не поднимайте пыли на жизненном пути (Пифагор);
– статую красит вид, а человека его деяния (Пифагор);
– порядок да будет твоим божеством (Пифагор).
Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
Целевой блок
Цели занятия
1. Определить понятийный словарь по теме.
2. Определить разницу между индивидом, индивидуальностью, личностью
человека.
3. Познакомиться и проанализировать существующие источники научных знаний.
4. Выделить различия философских и психических законов.
5. Выявить философскую основу психологических законов.
6. Дать определение всем элементам развития.
7. Определить структурную связь биогенного, социогенного и психогенного
компонентов развития личности.
Содержательный блок
1. Влияние общих законов на развитие личности.
2. Основные закономерности развития личности.
1. Влияние общих законов на развитие личности
В первой теме нами рассматривался вопрос, раскрывающий задачи науки. В данной теме нам необходимо выявить основные законы, сформулированные в современной психологии и найти источники этих законов, лежащие в философских знаниях. Подобная деятельность позволит выявить необходимые связи между врожденными и сформированными качествами личности.
Ген (греч. – рожденный) является основой множества определений в психологии:
- биогенный – рожденный материей;
- социогенный – рожденный социумом;
- психогенный – рожденный психикой.
Структура (лат. – строение, устройство) в психологии является основой содержания внутренней сферы личности. Анализ взаимосвязи структурной и генетической даст возможность проследить появление и развитие важных жизненных процессов в развитии личности человека. В современной действительности каждый понимает, что личностью не рождаются, а становятся. Рождаются индивидуумом – человеком, наделенным от природы индивидуальными качествами будущей личности. Индивидуальность человеческой личности проявляется в развитии различных компонентов внутренней сферы.
Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений психики личности, появление как положительных, так и отрицательных сторон в развитии психики.
В поисках законов и закономерностей психического развития личности человека Л.С.Выготский предложил в 1931 г. концепцию культурно-исторического развития личности, в которой описал истоки формирования исторического опыта человека начиная с детского периода:
1. В основе биогенной базы лежат наследственные программы поведения (рефлексы пищевые, хватательные, двигательные).
2. Индивидуально приобретенные навыки поведения формируются в процессе функционального развития на основе социальной базы.
3. Усвоение общественно-исторического опыта (речь, знаковые формы изображения, жесты, мимика) возможно только через взрослого на индивидуальной психической основе.
Метафизический закон развития личности гласит, что развитие психики есть накопление количественных показателей (объем словаря, количество навыков, степень внимания, объем памяти и т.д.). Процесс развития спонтанный, управляется внешними сигналами или зависит от воли человека (субъективизм).
Диалектический закон развития личности гласит, что источником психического развития являются только внутренние противоречия, а внешние противоречия должны сначала усвоиться человеком, а потом стать внутренними, и только тогда они могут стать источниками развития личности.
Примером к пояснению этих законов могут стать факты, известные каждому человеку по собственному наблюдению. Задатки, способности личности имеют не только биогенный потенциал, но и возможный уровень развития, который зависит от социальных условий.
2. Основные закономерности психического развития личности
На основе основных философских концепций развития и основных диалектических принципов (количество переходит в качество; отрицание отрицания; развитие по спирали) в теории психологии к концу ХХ века сложились непротиворечивые взгляды на утверждение основных закономерностей психического развития личности человека. Современный взгляд ученых совпадает с тем, что точно зафиксированная закономерность в психологии является законом. Основными законами психического развития личности признаются:
1. Закон стадиальности (stadion (греч.) – период, фаза развития)проявляется в следующих явлениях – развитие личности происходит по стадиям, этапам (младенчество, детство, подростковый период и т.д.). Невозможно пропустить ни один из периодов развития личности, каждый этап развития ценен новообразованиями в психике личности.
2. Закон неравномерности развития можно наблюдать в любой группе детей, проявляется в опережении, задержке и норме развития.
3. Закон сензитивности ( sensus (лат.) – чувство, ощущение) – наблюдается в определенном возрастном периоде оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Ученые доказали наличие определенных сензитивных периодов более всего благоприятных для развития тех или других психической функции.
4. Закон дифференциации ( differentia (лат.) – различие, выделение) – появление ранее отсутствующих психических функций.
5. Закон интеграции (integer (лат.) – целый, восстановленный) – объединение после дифференциации, но на новом уровне, образуя психический склад личности с преобладанием какого-либо из психических процессов.
6. Закон кумуляции (cumulatio (лат.) – увеличение, накопление) – все особенности психики не пропадают, а накапливаются и идут как основа для психического развития на следующем этапе.
7. Закон пластичности (plastikos (греч.) – гибкий, выразительный) – возможно сформировать как положительные, так и отрицательные качества личности у ребенка и взрослого человека.
8. Закон компенсаторности (compensare (лат.) – уравновешивать, возмещать) – в случае отсутствия какого-либо элемента развития (глухота, слепота и т.п.) возможно нормальное психическое развитие при условии социальной компенсации, в случае постоянного или стабильного неудовлетворения каких-либо потребностей личности у ребенка формируется комплекс неполноценности.
Появление законов психологии доказывает преемственность философских и научных идей и демонстрирует теснейшие связи генетических и структурных образований в развитии психики личности.
Литература по теме
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М. : Изд-во «Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с.
2. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. – С. 232–237.
3. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 3–18.
4. Лурия, А.Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1977. – № 9. – С. 68–76.
5. Лурия, А.Р. Междисциплинарный подход к проблематике сознания / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3–28.
6. Павлов, И.П. Мозг и психика / И.П. Павлов – М. : Изд-во «Ин-та практической психологии, 1996. – 320 с.
7. Сеченов, И.М. Психология поведения / И.М. Сеченов. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 320 с.
8. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М. : Просвещение, 1990. – 448 с.
9. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – М. : Наука, 1989. – 456 с.
10. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльконин. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 416 с.
Деятельностный блок
Вопросы и задания
1. Выявить диалектическую основу процессов развития.
2. Пояснить диалектические принципы.
3. Выявить различия в определениях индивида, индивидуальности и личности.
4. Дать характеристику существующим источникам научных знаний.
5. Выделить различия философских и психических законов.
6. Выявить философскую основу психологических законов.
7. Дать определение всем элементам развития личности человека.
8. Определить структурную связь биогенного, социогенного и психогенного
компонентов развития личности.
9. Поясните появление неравномерности и скачкообразности в процессе развития.
10. Составьте комментарий психологическим мыслям, которые представлены
различными философскими источниками:
– не тот пропал, что в беду попал, а тот пропал, что духом упал (русская пословица);
– активность самого ребенка является условием психического развития (З.Фрейд);
– с людьми живи в мире, а с пороком сражайся (латинская пословица);
– козла спереди бойся, коня сзади, а злого человека со всех сторон (русская
пословица);
– лень есть дочь богатства и мать бедности (П.Декурсель);
– пьянство есть упражнение в безумстве (Пифагор);
– сомнение есть начало мудрости (Аристотель);
– если хочешь жить для себя, живи для других (Сенека);
– посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнете
характер, посейте характер, и вы пожнете судьбу (У. Токкерей);
– не количество жизни дорого, а качество (Л.Толстой);
– порицая других, мы чаще всего просто косвенно хвалим себя (Т.Эдвардс);
– что дешево обходится, мало ценится (М. Сервантес).
Психика и организм
Целевой блок
Цели занятия
1. Определить понятийный словарь по теме.
2. Выявить особенности различных саматотипов.
3. Проанализировать влияние социогенных факторов на смену саматотипа.
4. Дать характеристику процессам маскулизации и феминизации.
5. Выявить функцональные особенности строения мозга.
6. Выявить основные закономерности взаимодействия ЦНС и психических
реакций.
Содержательный блок
1. Конституциональные типологии человеческой психики.
2. Психика и особенности строения мозга.
1. Конституциональные типологии человеческой психики
Практически любое заболевание приводит к повышенной раздражительности, утомляемости, эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса. В свою очередь, психическая нестабильность моментально приводит к отрицательным последствиям в физиологических процессах человеческого организма. Многим известно изречение: «в здоровом теле – здоровый дух», но часто можно услышать и противоположное мнение: «у здоровой души здоровое тело». На этот вопрос и пытались ответить современные исследователи в области физиологии и психологии. Большое внимание уделяется определению связи между морфологическими особенностями тела индивида и его психикой. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики исследователей Э.Кречмера и У.Шелдона.
Эрнст Кречмер (1888-1964) – немецкий психолог и психиатр, основоположник теории, соотносящей психические свойства человека с конституцией его организма. Система Э.Кречмера о трех основных вариантах человеческой анатомии и связи ее с личностными особенностями описана в работе «Строение тела и характер» (1921). Его вывод таков: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и основные личностные (характерологические) особенности.
1. Астенический тип объединяет людей по внешним признакам строения физического тела. Это в основном худые люди, с узкими плечами и тонкими руками, с бледной кожей и плоской грудной клеткой. В их характере были выявлены однотипные особенности: застенчивость, нерешительность, ранимость, стеснительность.
2. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами уверенной осанкой. В их характере были выявлены однотипные особенности: решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах.
3. Пикнический тип отличается развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. В их характере были выявлены однотипные особенности: добродушие, мягкость, пластичность, альтруизм.
Исследователь У.Шелдон выявил и описал соматотипы: висцеротоник, саматотоник, церебротоник, – пришел к подобному убеждению и определил типичную реакцию поведения различных типов телосложения на объективные трудности, встречающиеся в социуме.
Большой интерес в мировой психологии вызывает вопрос о влиянии половой дифференциации на психику. Известная миру более ста лет монография «Пол и характер» Отто Вейнингера до сих пор актуальна в определении особенностей половых различий. В этом исследовании автор определил черты характера и выделил различия женского и мужского потенциала. Автор затронул тему бисексуальности и универсальности в процессе индивидуального развития типов характера и дифференцировал положения этики, психологии женщины и мужчины.
И.С. Кон, современный российский исследователь, дал определения маскулизации (увеличение в характере мужских качеств) у современных женщин и феминизации (увеличение в характере женских качеств) у современных мужчин, а также описал протекание этих процессов. В других работах, связанных с половыми особенностями в области психологии, он отмечал, что девочки превосходят мальчиков в вербальных (словесных) способностях, а у мальчиков ярче выражены математические и визуально-пространственные способности. Результатом его научных работ была выведена закономерность, что у женщин мозолистое тело мозга более развито. Этот факт доказывает наличие физиологических предпосылок для более активной формы деятельности полушарий мозга.
2.Психика и особенности строения мозга
Мозг человека является таким же телесным устройством, как и другие органы. Но деятельность его имеет качественно особые признаки и законы. И.П. Павлов назвал деятельность мозга высшей нервной деятельностью, или поведением, тем самым направил естественно-научную мысль на новое объяснение как физиологических процессов, так и психических аспектов жизнедеятельности организма в их нераздельности и внутренней связи. Категория поведения, как особая форма общения целостного организма со средой, была плодом русской научной мысли. Такие признаки, как целесообразность, саморегулируемость, саморазвитие этой формы общения, радикально отличали ее от механического, химического, энергетического взаимодействия живого тела с объектами неорганической природы, что неоднократно отмечал в своих работах М.Г.Ярошевский.
Анализируя исторические факты, можно отметить, что Германия дала миру учение о физико-химических основах жизни. Немецкая идея разрабатывала понятия принципов физико-химического хода жизненного цикла, свободного от внеприродных витальных сил. Англия дала миру учение о законах эволюции. Английская мысль утвердила идею адаптации к внешней среде, которую непрерывно решает организм. Франция разработала учение о гомеостазе (homoios (греч.) – подобный). Французская мысль провозгласила идею саморегулирующих процессов организма. Россия дала миру учение о поведении. Исследователи отмечали, что категория поведения сформировалась и была подготовлена прежними свершениями в области научных знаний. Поведение выступало как самобытная категория. Она выводила анализ жизненных процессов за пределы психофизиологических процессов. В традиционной классификации наук для него места не оказалось. Поведение обретало облик особой области знаний, отличной от сознания (предмет психологии) и от телесного устройства (предмет физиологии). Открытие И.П. Павловым законов поведения революционировало исследовательскую работу в области психологии, утвердило объективный метод, придало научный облик.
Мозг – центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. С точки зрения психологии нельзя говорить о «локализации» отдельных психических функций в том или ином участке мозга. Психологические функции представляют собой функциональные системы, реализуемые совместной работой ансамбля мозговых зон. В головном мозге человека выделяют три основных блока: 1) блок тонуса коры, выполняет функцию восприятия информации из внешнего мира и внутренней среды; 2) блок приема, переработки и хранения информации (зрительная, слуховая и тактильная информация); 3) блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
Функциональная асимметрия (asymmetria (греч.) – несоразмерность) головного мозга была известна физиологам давно. Она объясняла распределение психических функций между левым и правым полушариями. Левое полушарие оперирует вербально-знаковой информацией, правое ориентирует в пространстве, обра