Характеристика компонентов УД
· В соответствии с общепсихологической теорией деятельности (Леонтьев А.Н., 2001; аннотация) (см. рис. 6) в структуре УД выделяются (см. рис. 7) (см. Медиатеку):
o потребность;
o учебная задача;
o мотивы учебной деятельности;
o учебные действия и операции.
Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).
Учебная задача. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.
Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.
Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий.
Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.
Сущность учебных действий рассмотрим более подробно.
Учебные действия
· Четвертым компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи.
И. Ломпшер и А. Коссаковски (Психологические…, 1981; аннотация) выделяют в структуре УД следующие учебные действия:
o восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
o наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
o сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
o предметно-практические действия;
o устное или письменное изложение усвоенного материала;
o языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
o подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
o выполнение различных задач и упражнений;
o оценка качества действия, события, поведения.
· В состав учебных действий входят:
o принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
o преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;
o моделирование выделенного отношения;
o преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом" виде;
o построение системы частных задач, решаемых общим способом;
o контроль за выполнением предыдущих действий;
o оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.
· Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются:
1. действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи;
2. действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида;
3. действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;
4. действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия;
5. действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности;
6. действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.