Условия возникновения опыта
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема:
«Совершенствование профессионально-интеллектуальных способностей ученика по классу домры».
Автор опыта:
Заслуженный работник культуры РМ
Пивкина Татьяна Геннадьевна.
Г.
Содержание:
I. Пояснительная записка:
1. Наличие актуальности проблемы;
2. Условия возникновения опыта;
3. Основные идеи педагогического опыта;
4. Теоретическая база.
II. Технология опыта:
1. Принципы воспитания и задачи педагогической деятельности;
2. Вопросы организации учебного процесса.
3. Формы и методы учебно – воспитательной работы.
III. Результативность.
I. Пояснительная информация.
Наличие актуальности проблемы.
Воспитание и обучение студента по классу домры – сложный и многогранный процесс, в котором происходит выявление и раскрытие его способностей, их дальнейшее гармоническое развитие.
Методика обучения игре на музыкальном инструменте является составной частью музыкальной педагогической науки. Каждое поколение исполнителей и педагогов внесло свою лепту в эту науку, обогащая её новыми практическими данными. В общении с учениками мы применяем совокупность способов, приёмов и принципов учебной, воспитательной, исследовательской работы и других методов познавательной деятельности.
Обучение в исполнительском классе музыкальных училищ ориентировано на подготовку профессиональных исполнителей и педагогу необходим целый комплекс практических умений и навыков, включающий в себя знание психологии музыкальных способностей обучаемого студента, формирование его профессионально-интеллектуального уровня подготовки.
Большое значение в решении проблем музыкально-исполнительской педагогики имеет взаимоотношения учителя и ученика, которые могут приобретать самые различные проявления и характер.
В системе музыкального образования, методы обучения игре на музыкальном инструменте впитывают в себя значение таких дисциплин, как теория, сольфеджио, гармония, музыкальная литература и т.д.
Важным фактором является воспитание общего кругозора исполнителя, формирования его мировоззрения, воспитания любви к инструменту, привлечение к пропаганде народных инструментов, развитие эстетического вкуса.
Условия возникновения опыта.
В 1977 году я окончила Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г.Жиганова по классу домры с присвоеним квалификации преподавателя, концертного исполнителя и дирижера оркестра народных инструментов.
С 1983 – 1987 год – в должности председателя совета классных руководителей в Саранском музыкальном училище им. Л.П.Кирюкова активно занималась вопросами воспитательной работы с учащимися.
1987 – 1994 г. – председатель предметно-цикловой комиссии отделения народных инструментов. На повестку дня были поставлены задачи учебно-воспитательного и методического характера.
С 1993 – 1996 г. – председатель секции народных инструментов республиканского методического объединения. Непосредственное участие в ежегодных республиканских методических семинарах, лекциях на курсах повышения квалификации, консультации учащихся и преподавателей ДМШ и ДШИ республики, подготовка абитуриентов к поступлению в музыкальное училище. Профориентационная работа с учащимися. Разработка учебных программ для учащихся отделения народных инструментов Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова по дисциплинам: чтение нот с листа, дополнительный инструмент. Учебные программы для республиканской ДМШ с интернатом по дисциплинам: чтение нот с листа, ансамбль, специальность и другие программы.
3. Основные идеи педагогического опыта:
Основные идеи моего педагогического опыта заключаются в следующем:
1. Подготовить ученика к практической деятельности в должности педагога начального звена в ДМШ или ДШИ по классу домры.
2. Привить любовь к избранной специальности, раскрыть актуальность, красоту и благородство профессии педагога.
3. Показать пути роста и самосовершенствования ученика и педагога.
4. Увлечь учащегося поисками новых возможностей в своей деятельности, в исследовательской и концертной работе.
4. Теоретическая база опыта.
В течении всей своей педагогической деятельности я систематически занималась методической работой и стремилась к повышению уровня преподавания, опираясь на методические принципы ведущих педагогов-музыкантов старшего поколения, таких как Г.Г.Нейгауз, Л.Гинсбург, Л.Баренбойм, К.Матрас, А.Ямпольский и др.
Посещение мастер-класса замечательных педагогов-музыкантов Цыганкова А.А., Круглова В.П., Лукина С.Ф., Мухаметдиновой Г.Ф., Усова А.А. и др.
Систематически посещала все методические конференции, семинары, мастер-классы ведущих педагогов республики и России, участвовала в творческих командировках.
Прошла обучение на курсах повышения квалификации при Горьковской гос. консерватории им. М.И.Глинки по следующим дисциплинам:
1. Специальность (индивидуальные занятия с педагогом).
2. Эстетика.
3. Теория исполнительского искусства и методика преподавания.
4. Музыкальная психология.
5. Современная музыка и проблемы музыкознания.
6. Методология анализа музыкальных произведений.
7. Проблемы работы с молодёжью.
Прошла обучение на мастер-классах доцента Казанской гос. консерватории им. Н.Г.Жиганова, кандидата искусствоведения Усова А.А. (2013 г.)
Стажировка в Казанской консерватории им. Н.Г.Жиганова (2014 г.), сертификаты № Д-242, № Д-332.
Готовясь к проведению открытых уроков и лекционных занятий изучала методическую литературу по данному вопросу, а также непосредственная работа с методической литературой по различной специфике решения музыкальных проблем.
Для этого я использовала следующую методическую литературу:
Методическая литература:
1. Александров А. Школа игры на трёхструнной домре. М.:Музыка,1975.
2. Свиридов Н. Основы методики обучения на домре. Л.,Музыка,1960.
3. Ставицкий З. Начальное обучение на домре. Л.,Музыка,1984.
4. Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре.М.,Сов.композитор,1986.
5. Вольская Т.,Трофимов В.Методические рекомендации в помощь педа-
гогам по классу домры и баяна. Свердловск, 1982.
6. Климов Е. Совершенствование игры на трёхструнной домре, М.,1972.
7. Андреев В.В. Материалы и документы, М., Музыка, 1986.
8. Александров А. Способы извлечения звука, приёмы игры и штрихи
На домре. М., 1975.
9. Соколов Ф. В.В.Андреев и его оркестр. Л., 1962.
10. Гелис М. Методика обучения игре на домре. Свердловск, 1988.
11. Лукин С. Методика обучения игре на домре. Л., 2010.
12. Фейгин М.Э. Искусство педагога. Методическое пособие ред.
Макарова., Музыка, 1968.
13. Стеценко В. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2. М., 1980.
14. Фельдгун Г. Вопросы исполнительского искусства, Новосибирск,1974.
15. Григорьев В. Методические взгляды Ю.И.Янкелевича. Педагогическое
Наследие, М., 1983.
16. Пивкина Т.Г. Методические материалы к сборнику «Поэтические
Этюды и пьесы для трёхструнной домры»,Саранск,2005.
17. Пивкина Т.Г. Методические материалы к сборнику «Музыкальная
Шкатулка», произведения для домры и фортепиано,
Саранск, 2014.
II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА:
1. Принципы воспитания и задачи педагогической деятельности.
Педагог по специальности несёт ответственность за идейный рост своих воспитанников. Большую ошибку допускают те педагоги-музыканты, которые ограничивают свои обязанности лишь обучением учеников игре на инструменте.
Моральный облик ученика, его отношение к музыке в значительной степени складывается под влиянием педагога.
Преподаватель по специальному инструменту должен всемерно воздействовать на ученика и добиваться повышения его успеваемости по всем предметам.
Но, и при самом добросовестном отношении к своему делу со стороны педагога, ученик не достигнет необходимых результатов, если не будет работать сам – настойчиво, вдумчиво и упорно. Поэтому один из главных принципов педагога – привить ученику любовь к труду, волю и упорство в приобретении знаний.
Одной из основных задач обучения игре на музыкальном инструменте в музыкальном училище является подготовка студента к практической педагогической деятельности в ДМШ, в кружках художественной самодеятельности, а также подготовка наиболее одарённых и перспективных студентов для дальнейшего обучения в высших образовательных учреждениях.
Главные элементы педагогики – воспитание, образование, обучение – составляют единое целое в процессе воспитания молодого музыканта-исполнителя.
Важная задача состоит в том, чтобы помочь начинающему музыканту выразить себя в музыке, помочь ощутить в нём фантазию, интерес и любознательность. Педагогу надо стремиться научить ученика понимать и любить музыку, а также найти свой путь: одному стать деятельным любителем музыки, другому – хорошим музыкантом-профессионалом.
Вопросы организации учебного процесса.
В деле специального образования основная цель – развить в ученике любовь к музыке, научить понимать художественное произведение и эмоционально отзываться на его содержание, обеспечить совершенное владение инструментом.
Важным принципом обучения является систематическое руководство процессом обучения ученика на основе продуманного индивидуального плана. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика, и наоборот, неудачно составленный репертуар может привести к нежелательным последствиям.
Чтобы воспитать грамотного исполнителя, необходимо изучать с учеником произведения разных жанров и стилей. Прежде всего, требуется хорошее исполнение народной музыки, т.к. домра и балалайка являются народными инструментами. Наряду с этим, в педагогический репертуар необходимо включать произведения классиков в грамотном переложении, которые надо научиться делать самому педагогу и научить этому своих учеников.
В плане изучения национальной культуры народов республики Мордовия, национальной музыки, мною подготовлен сборник переложений произведений композиторов Мордовии для домры и фортепиано. В него входят переложения композиторов Л.П.Кирюкова, Л.И.Воинова, Г.И.Сураева-Королева, Н.В.Кошелевой, А.Е.Пивкина.
Повышая общий музыкальный уровень ученика, необходимо в тоже время развивать его природные технические возможности на соответствующем репертуаре.
В процессе своей работы по обучению детей игре на домре в ДМШ г. Калуги, Казани, Саранска (более 45 лет), всегда остро ощущала проблему подбора репертуара. Большое место в подготовке педагога к уроку занимает систематическая работа над пополнением учебного репертуара. Испытывая большую потребность в оригинальном репертуаре, мною был создан авторский сборник «Поэтические этюды и пьесы для трёхструнной домры и фортепиано» (Саранск, 2005г.), который может служить в качестве учебного пособия для работы педагога с учащимися 1 – 5 классов ДМШ и ДШИ по классу домры. Данное учебное пособие не перегружено техническими трудностями и большим объемом исполнительского материала. В каждом номере решается конкретная учебно-педагогическая задача по освоению определенного вида техники, штриха, приема, метро-ритма, позиционной игры или аппликатурных вариантов. По своему образному содержанию и художественной направленности произведения вполне доступны для учащихся данной возрастной категории. Следующий авторский сборник «Музыкальная шкатулка» (Саранск, 2014г.) состоит из этюдов и пьес различной трудности, что позволяет педагогу использовать его в учебном процессе в ДМШ и ДШИ, более сложные – в музыкальном училище. В сборник входят такие пьесы, как Шутка, Волчок, Мелодия, Весельчак, Весёлое настроение, Кукушка, Прогулка и другие, несущие в себе яркие поэтические образы и картины природы.
В учебном материале сборника «Музыкальная шкатулка» поставлены технические и интеллектуальные задачи: изучение возможностей инструмента, творческое осмысление музыкального материала, направленное на осознание образного и жанрового строя, стилистики, композиционных приемов. На страницах этого издания вы найдете «Методические рекомендации» автора с кратким разбором сочинений, подготовительные упражнения для развития пальцев левой руки и ритмической устойчивости исполнения.
Предложенные мною сборники «Поэтические этюды и пьесы», «Музыкальная шкатулка» служат необходимым материалом в моей работе и у других пользователей.