Характеристика типов целеполагания в группе
№ п/п | Свободное целеполагание | Интегрированное целеполагание | Жесткое целеполагание |
1. | Поиск общих целей | Определение целей | Определение целей |
в процессе совместного | педагогами, | педагогами, | |
интеллектуального | руководителями | руководителями | |
общения. | групп. | групп. | |
2. | Учет достигнутых | Учет планируемых | Учет планируемых |
результатов. | результатов. | результатов. | |
3. | Ориентация на личные | Ориентация на мотивы | Ориентация |
потребности. | долга и учет личных | на мотивы | |
интересов. | долга. | ||
4. | Коллективная | Коллективная | Программа действий |
разработка программы | разработка действий | задается | |
действий по реализации | по реализации цели | педагогами. | |
цели. |
Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Тип целеполагания зависит от особен-
1 Лебедев О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб., 1992. — С. 28.
ностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов.! Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполаганйе;
Во всех организованных группах на первом этапе общая цель, как правило, задается извне педагогами, организаторами работы. Она является основой для объединения школьников в данную группу. Так, перед классом ставится общественно значимая цель: организация дежурства по школе. Но в данном случае также возможен переход от жесткого к интегрированному, а затем и свободному целеполаганию.
Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогами при целепо-лагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в цели группы открыть для себя личностный смысл деятельности. А это зависит также от того, как строится взаимодействие педагогов и учащихся в процессе целеполагающей деятельности: не на основе подавления, а на основе сотрудничества, партнерства взрослых и детей.
Опираясь на исследование В.В.Горшковой, можно представить процесс целеполагания как межсубъектного, партнерского взаимодействия с помощью двух моделей1.
Первая модель: один партнер приобщает к своему способу мышления, опыту отношений, ценностям другого по его желанию, ищет в его личности «точку опоры» для установления контакта с ним и развития в себе готовности понять и принять от него и в нем что-то незнакомое для себя.
Вторая модель: индивид пытается приобщиться к способу мышления, ценностям, установкам другого индивида, выражает уверенность в наличии у партнера сложившихся личностных установок, стремится их адекватно понять и процесс приобщения к ценностям своего партнера сделать способом своего собственного движения, изменения.
Реализация этих моделей, согласование деятельности субъектов в процессе целеполагания возможны, если участники ориентированы на общечеловеческие ценности, имеют высокую культуру общения.
'См.: Грановская Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. — Л.: ЛГУ, 1991. —С. 21.
Системацелей и задач
На практике педагогу чаще всего приходится решать проблему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы.
Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполаганйе в конкретной ситуации, педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные дели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях,
Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция — это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все части общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония, согласованность целей -- это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.
Два процесса, композиция и декомпозиция целей,тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:
1) цель личности <-> цель микрогруппы <~» цель малой группы (первичного коллектива) <-> цель школьной общности <-> цель социума;
2) перспективная цель группы <-> цель ближайшего этапа в работе <-> цель дела <-» цель конкретного действия.
Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания группы. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели группового дела конкретизируются затем частными, личными целями.
Условно взамосвязь целей конкретного действия педагога с системой других целей можно показать с помощью схемы 4.
Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом, — определение нэ только целей, но и задач воспитания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи мож-
Схема 4