Характеристика типов целеполагания в группе

№ п/п   Свободное целеполагание   Интегрированное целеполагание   Жесткое целеполагание  
1.   Поиск общих целей   Определение целей   Определение целей  
    в процессе совместного   педагогами,   педагогами,  
    интеллектуального   руководителями   руководителями  
    общения.   групп.   групп.  
2.   Учет достигнутых   Учет планируемых   Учет планируемых  
    результатов.   результатов.   результатов.  
3.   Ориентация на личные   Ориентация на мотивы   Ориентация  
    потребности.   долга и учет личных   на мотивы  
        интересов.   долга.  
4.   Коллективная   Коллективная   Программа действий  
    разработка программы   разработка действий   задается  
    действий по реализации   по реализации цели   педагогами.  
    цели.          

Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Тип целеполагания зависит от особен-

1 Лебедев О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в систе­ме образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб., 1992. — С. 28.





ностей объединения: возрастного, количественного и каче­ственного состава группы, длительности существования, спо­соба возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов.! Безусловно, что наиболее эффек­тивным является свободное целеполаганйе;

Во всех организованных группах на первом этапе общая цель, как правило, задается извне педагогами, организатора­ми работы. Она является основой для объединения школьни­ков в данную группу. Так, перед классом ставится обществен­но значимая цель: организация дежурства по школе. Но в дан­ном случае также возможен переход от жесткого к интегриро­ванному, а затем и свободному целеполаганию.

Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситу­ации (ситуации творческого процесса) педагогами при целепо-лагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в цели группы открыть для себя личностный смысл деятельно­сти. А это зависит также от того, как строится взаимодействие педагогов и учащихся в процессе целеполагающей деятельнос­ти: не на основе подавления, а на основе сотрудничества, парт­нерства взрослых и детей.

Опираясь на исследование В.В.Горшковой, можно предста­вить процесс целеполагания как межсубъектного, партнерско­го взаимодействия с помощью двух моделей1.

Первая модель: один партнер приобщает к своему способу мышления, опыту отношений, ценностям другого по его жела­нию, ищет в его личности «точку опоры» для установления контакта с ним и развития в себе готовности понять и принять от него и в нем что-то незнакомое для себя.

Вторая модель: индивид пытается приобщиться к способу мышления, ценностям, установкам другого индивида, выража­ет уверенность в наличии у партнера сложившихся личност­ных установок, стремится их адекватно понять и процесс при­общения к ценностям своего партнера сделать способом своего собственного движения, изменения.

Реализация этих моделей, согласование деятельности субъектов в процессе целеполагания возможны, если участни­ки ориентированы на общечеловеческие ценности, имеют вы­сокую культуру общения.

'См.: Грановская Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. — Л.: ЛГУ, 1991. —С. 21.

Системацелей и задач

На практике педагогу чаще всего приходится решать проб­лему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполаганйе в конкретной ситуации, педагог дол­жен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные дели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и деком­позицию целей и задач на разных уровнях,

Под композицией имеется в виду процесс логического пост­роения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция — это расчленение, разъедине­ние цели на составные части, подцели. Однако в процессе де­композиции не должна нарушаться целостность цели, все час­ти общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония, согласованность целей -- это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участни­ков педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей,тесно вза­имосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1) цель личности <-> цель микрогруппы <~» цель малой груп­пы (первичного коллектива) <-> цель школьной общности <-> цель социума;

2) перспективная цель группы <-> цель ближайшего этапа в работе <-> цель дела <-» цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания груп­пы. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рас­сматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели группового дела конкретизируются затем частными, личными целями.

Условно взамосвязь целей конкретного действия педагога с системой других целей можно показать с помощью схемы 4.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом, — определение нэ только целей, но и задач воспи­тания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи мож-





Схема 4

Наши рекомендации