Коллективное воспитание
Концерты, коллективные походы, экскурсионные поездки, спортивные соревнования – это все способы коллективной формы воспитания детей. Тут учитель выступает как участником, так и организатором и помощником.
Формы обучения и воспитания определяются видом деятельности, способом влияния учителя, временем проведения и подготовки, количеством субъектов. Лучше всего, когда средства воздействия определяются в самом процессе обучения.
31. Индивидуальное и коллективное обучение
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Это самая старая форма учебного процесса, с ней мы встречаемся уже в глубокой древности. Заключается она в том, что учащийся выполняет учебные задания индивидуально, пользуясь при этом непосредственной или косвенной помощью преподавателя. Примером таких непосредственных и индивидуальных контактов учителя и ученика может служить репетиторство. Изучение учебника представляет собой один из примеров помощи, оказываемой учащемуся учителем, как автором, косвенным образом.
Несомненным преимуществом непосредственного индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, что в свою очередь дает возможность осуществлять постоянный и более полный контроль как над ходом, так и над результатами работы учащегося, следить за каждым его шагом на пути от незнания к знанию.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Классно-урочная система, как была названа впоследствии рассматриваемая форма коллективного обучения, характеризуется следующими особенностями:
• Учащиеся одного или приблизительно одного возраста составляют классы, состав которых за полный период школьного обучения подвергается сравнительно небольшим изменениям, вызываемым прежде всего особенностями условий жизни учеников (например, переход учащегося в другую школу) или второгодничеством.
• Каждый класс работает в соответствии со своим годовым учебным планом. Этот план охватывает различные предметы, изучаемые в школе, причем каждый из них изучается в рамках строго установленного количества часов. Порядок изучения определенных предметов в определенные дни недели определяет недельный план занятий данного класса.
• Основной единицей организуемых для учащихся учебно-воспитательных занятий является урок.
• За исключением самых младших. классов, каждый урок в принципе посвящается только одному учебному предмету.
• Работой учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает их успехи в учебе в области данного предмета и на этой основе в конце учебного года принимает решение о переводе отдельных учеников в следующий класс.
Классно-урочная система, представляющая собой сегодня повсеместно распространенный вариант коллективного обучения по сравнению с обучением индивидуальным, характеризуется несколькими безусловными преимуществами: она имеет более четкую организационную структуру, является более экономной, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает возможности для организации коллективной работы учащихся, для соревнования в учебе, что также имеет воспитательное значение.
32. Ведущая идея школьного воспитания
Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Еще недавно она отражала принятую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой «...только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (Соч. — Т. 3. — С. 75). Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива — целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на лич- носгь, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, Объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование — главной задачей отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги.
Широкомасштабная воспитательная деятельность дала незначительные плоды, благородные замыслы не осуществились. За многие десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа. О чем это свидетельствует — о слабости идеи или неумении воплотить ее в жизнь? Сегодня, когда осмыслено прошлое, ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Отсюда — выводы: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом развитие индивидуальности (как ошибочно ориентироваться лишь на индивидуализм в ущерб коллективистским качествам личности). Гармония личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании.