Радел 1. Общие основы педагогики

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

Оглавление

Радел 1. Общие основы педагогики

Предмет и задачи педагогики……………………………………………………6

Возникновение и развитие педагогики………………………………………….7

Развитие педагогической мысли в XX в.............................................................10

Основные категории педагогики……………………………………………….12

Формирование и развитие………………………………………………………15

Педагогика как наука и искусство……………………………………………...16

Структура педагогической теории……………………………………………...18

Система педагогических наук ………………………………………………….20

Связь педагогики с другими науками ………………………………………….22

Педагогические течения………………………………………………………...23

Методы педагогических исследований………………………………………...27

Методологическая основа педагогики…………………………………………28

Традиционно-педагогические (эмпирические) методы ………………………29

Беседа как метод исследования…………………………………………………31

Педагогический эксперимент…………………………………………………...32

Педагогическое тестирование…………………………………………………..34

Методы изучения групповых (коллективных) явлений………………………35

Количественные методы в педагогике…………………………………………36

Процесс развития человека……………………………………………………..39

Условия и факторы развития……………………………………………………40

Наследственность и развитие…………………………………………………...41

Социальное наследование………………………………………………………44

Влияние среды на развитие……………………………………………………..45

Развитие и воспитание…………………………………………………………..46

Деятельность как фактор развития……………………………………………..48

Диагностика развития…………………………………………………………...50

Возрастная периодизация……………………………………………………….51

Акселерация……………………………………………………………………...52

Неравномерность развития……………………………………………………...54

Развитие младшего школьника…………………………………………………55

Средний школьный возраст……………………………………………………..58

Старший школьный возраст…………………………………………………….61

Учет индивидуальных особенностей…………………………………………...63

Идеалы воспитания……………………………………………………………...64

Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания……………….65

Ценности и цели воспитания……………………………………………………68

Ценности современной молодежи……………………………………………...70

Цель воспитания………………………………………………………………71

Цели воспитания в истории педагогической мысли………………………..72

Цель воспитания в современной школе……………………………………..74

Задачи воспитания…………………………………………………………….76

Зарубежные педагогические течения………………………………………..81

Цели воспитания в зарубежной педагогике…………………………………88

Педагогический процесс……………………………………………………...91

Педагогическая система………………………………………………………93

Этапы педагогического процесса…………………………………………….94

Закономерности педагогического процесса…………………………………96

Педагогические инновации…………………………………………………...98

Оптимизация педагогической системы……………………………………...100

Раздел 2. Теория и технология обучения

Сущность процесса обучения…………………………………………………104

Дидактика, ее основные категории……………………………………………105

Дидактические системы……………………………………………………….106

Современная дидактическая система………………………………………....110

Цели обучения и образования…………………………………………………112

Задачи общеобразовательной школы…………………………………………112

Виды и уровни образования…………………………………………………...113

Продукт процесса обучения…………………………………………………...114

Содержание образования………………………………………………………116

Принципы формирования содержания……………………………………….119

Способы реализации содержания……………………………………………..120

Теории организации содержания образования……………………………….121

Государственный образовательный стандарт………………………………..122

Учебный план…………………………………………………………………..123

Учебная программа…………………………………………………………….124

Учебники и учебные пособия………………………………………………….124

Условия и факторы обучения………………………………………………….125

Комплексное влияние генеральных факторов………………………………..126

Иерархия факторов обучения………………………………………………….129

Закономерности обучения. История вопроса………………………………...129

Общие закономерности обучения……………………………………………..134

Конкретные закономерности обучения……………………………………….135

Принципы и правила обучения………………………………………………..137

Система дидактических принципов…………………………………………..138

Принцип сознательности и активности………………………………………139

Принцип наглядности………………………………………………………….141

Принцип систематичности и последовательности…………………………..142

Принцип прочности……………………………………………………………143

Принцип доступности………………………………………………………145

Принцип научности…………………………………………………………146

Принцип связи теории с практикой………………………………………..147

Мотивы - движущие силы учения………………………………………….149

Активность учения школьников……………………………………………151

Интересы и потребности……………………………………………………152

Развитие мотивации учения………………………………………………...154

Стимулирование учения…………………………………………………….155

Виды и типы обучения………………………………………………………157

Методы обучения……………………………………………………………160

Выбор методов обучения……………………………………………………166

Формы организации обучения………………………………………………183

Классно-урочная форма……………………………………………………..184

Требования к уроку………………………………………………………….185

Типы и структуры уроков…………………………………………………...187

Нестандартные уроки………………………………………………………..188

Подготовка урока……………………………………………………………190

Вспомогательные формы обучения………………………………………...191

Диагностика и контроль……………………………………………………..193

Контроль успеваемости……………………………………………………...194

Этапы и звенья контроля…………………………………………………….196

Оценка знаний, умений………………………………………………………197

Радел 3. Теория и технология воспитания

Сущность процесса воспитания……………………………………………..201

Задачи воспитания……………………………………………………………202

Содержание процесса воспитания…………………………………………..202

Общие закономерности воспитательного процесса………………………..203

Этапы воспитательного процесса……………………………………………206

Воспитание как социализация……………………………………………….206

Средства массовой информации и социализация…………………………..209

Принципы воспитания………………………………………………………..210

Общественная направленность воспитания...................................................211

Связь воспитания с жизнью, трудом………………………………………...213

Опора на положительное……………………………………………………..216

Единство воспитательных воздействий……………………………………..217

Методы и приемы воспитания……………………………………………….219

Выбор методов воспитания…………………………………………………..220

Правила выбора методов воспитания……………………………………….222

Классификация методов воспитания………………………………………..223

Методы формирования сознания личности………………………………...224

Методы организации деятельности…………………………………………231

Методы стимулирования…………………………………………………….236

Формы воспитания……………………………………………………………243

Ученический коллектив………………………………………………………244

Учение А. С. Макаренко о коллективе………………………………………246

Коллектив и личность…………………………………………………………250

Коллектив и неформальные группы………………………………………….254

Педагогическое руководство коллективом…………………………………..254

Личностно ориентированное воспитание……………………………………258

Комплексный подход к воспитанию…………………………………………262

Воспитательные дела………………………………………………………….263

Социально ориентированные воспитательные дела………………………...268

Этические воспитательные дела……………………………………………...271

Эстетические и физкультурные воспитательные дела………………………275

Экологические и трудовые воспитательные дела……………………………279

Воспитание в семье…………………………………………………………….280

Типы семейного воспитания…………………………………………………..283

Содержание семейного воспитания…………………………………………..285

Стили семейного воспитания…………………………………………………286

Методы воспитания детей в семье……………………………………………287

Педагогическая поддержка семьи…………………………………………….289

Диагностика воспитанности…………………………………………………..293

Радел 1. Общие основы педагогики

1. Предмет и задачи педагогики

2. Возникновение и развитие педагогики

3. Развитие педагогической мысли в XX в.

4. Основные категории педагогики

5.Формирование и развитие

6. Педагогика как наука и искусство

7. Структура педагогической теории

8. Система педагогических наук

9. Связь педагогики с другими науками

10. Педагогические течения

11.Методы педагогических исследований

12.Методологическая основа педагогики

13.Традиционно-педагогические (эмпирические) методы

14.Беседа как метод исследования

15.Педагогический эксперимент

16.Педагогическое тестирование

17.Методы изучения групповых (коллективных) явлений

18.Количественные методы в педагогике

19.Процесс развития человека

20.Условия и факторы развития

21.Наследственность и развитие

22.Социальное наследование

23.Влияние среды на развитие

24.Развитие и воспитание

25.Деятельность как фактор развития

26.Диагностика развития

27.Возрастная периодизация

28.Акселерация

29.Неравномерность развития

30.Развитие младшего школьника

31.Средний школьный возраст

32.Старший школьный возраст

33.Учет индивидуальных особенностей

34.Идеалы воспитания

35.Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания

36.Ценности и цели воспитания

37.Ценности современной молодежи

38.Цель воспитания

39.Цели воспитания в истории педагогической мысли

40.Цель воспитания в современной школе

41.Задачи воспитания

42.Зарубежные педагогические течения

43.Цели воспитания в зарубежной педагогике

44.Педагогический процесс

45.Педагогическая система

46.Этапы педагогического процесса

47.Закономерности педагогического процесса

48.Педагогические инновации

49.Оптимизация педагогической системы

Наши рекомендации