Модуль 2. Основные этапы становления педагогики
Тема №5.Воспитание в первобытном обществе. Школа и воспитание в Древнем мире.
Цель занятия: формирование представлений о древневосточных и античных образовательных системах; выявление особенностей развития воспитательных идей в древности и генезиса педагогической мысли в античной культуре.
Вопросы для обсуждения:
1. Воспитание и школа в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай).
2. Идеал человека в античной философии. Отличия спартанской и афинской школ. Педагогика Сократа и Аристотеля
3. Воспитание детей у древних славян и отдельных народов России. Педагогические средства народного воспитания.
4. Особенности семейного и общественного воспитания. Церковно-религиозная педагогика.
Практическое задание семинара:
№ 1. Заполните таблицу (до 10 философов-педагогов).
Ф.И.О. античного педагога, годы жизни, краткая биография | Педагогический идеал античного педагога | Основные педагогические идеи | Значение педагогических идей для педагогической науки |
№ 2. Свой метод Сократ сравнивал с повивальным искусством, называя его «майевтикой» (от греч. maieutike — акушерское, повивальное искусство). Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери, «очень опытной и строгой повитухи Фенареты». Придерживаетесь ли вы точки зрения, что все знания человека потенциально заложены в нем и при определенных условиях могут рождаться? Обоснуйте свою позицию на примере.
«Познание есть припоминание». Где и в чем именно могут быть сосредоточены припоминаемые истины?
Сократ считал, что перед тем, как рождать знания, человек должен приобрести некоторую основу для последующих споров и рассуждений. Предложите условия и средства обучения, с помощью которых можно обеспечить такое состояние учащихся, при котором они смогут «рождать» знания. Возможно ли, чтобы «опредмеченное» незнание являлось единственным элементом содержания образования по Сократу? Обоснуйте оба варианта ответа
№ 3. Дайте характеристику процесса воспитания у восточных славян. Заполните таблицу. Сравните перечень методов и приемов обучения, наиболее типичных для языческой Руси, с современным дидактическим инструментарием, отметьте те методы и приемы, которые прошли испытание временем и вошли в арсенал современного педагога.
Цели обучения | Педагогическое содержание | Педагогические методы | Педагогические средства | Педагогические формы |
№ 4. Составьте схему взаимоотношений между человеком и обществом в различных философских школах (выявите линии преемственности и характерные различия).
№ 5. Подготовьте доклад по одной из предложенных тем.
1) Отличия и сходство взглядов на процессы воспитания и образования индуизма и буддизма.
2) Общее и особенное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
3) Подходы к воспитанию Цицерона и Квинтилиана.
4) «Майевтика» Сократа.
5) Система воспитания по Платону.
6) Школа акусматиков Пифагора.
7) Теоретик ораторского искусства Квинтилиан и его труд «Наставление в ораторском искусстве».
8) Наука и образование в Древнем Риме и Древней Греции.
9) Вопросы физического воспитания в трудах древних философов, врачей, ораторов, скульпторов, поэтов.
Литература:
1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов.- Москва: Гуман. издат. центр «ВЛАДОС», 1999.
2. Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: Учеб. пособие для высш. шк.- Москва: Пед. о-во России, 2000.
3. История педагогики. Ч. 1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов /Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. испр. и доп.- Москва: ТЦ Сфера, 2000.
Тема №6.Воспитание и школа в эпоху средневековья.
Цель занятия: формирование представлений о развитии образования и педагогической мысли в отечественной культуре и странах Западной Европы в эпоху Средневековья (V–XVII вв.) и Возрождения (XIV–XVI вв.).
Вопросы для обсуждения:
1. Воспитание и образование в странах Западной Европы во времена Средневековья и Возрождения. Византия как мост между античной и средневековой образованностью.
2. Основные идеи представителей византийской педагогической мысли. Идеалы христианского воспитания в эпоху раннего средневековья в Западной Европе.
3. Воспитание и образование в Русском государстве (до XVIII века). Роль византийской образованности и православной церкви в эволюции воспитания и обучения.
4. Школьное обучение и семейное воспитание. Педагогические идеи в содержании литературных памятников Средневековья.
5. Учебные заведения в Средние века: задачи, содержание деятельности, результаты.
Практическое задание семинара:
№ 1. Заполните таблицу (до 5 мыслителей и педагогов) «Взгляды зарубежных и отечественных мыслителей и педагогов в эпоху Средневековья и Возрождения».
Педагог, страна | Взгляды педагога | |||||||
Особенности мировоззрения педагога | Природа ребенка и его развитие | Цели и принципы обучения и воспитания | Организационные формы обучения | Основные направления и аспекты воспитания | Роль учителя и требования к нему | Роль семьи в воспитании | Что нового внес в педагогическую теорию и практику | |
№ 2. Дайте характеристику процесса воспитания в Русском государстве. Заполните таблицу. Сравните перечень методов и приемов обучения, наиболее типичных для средневековой Руси, с современным дидактическим инструментарием, отметьте те методы и приемы, которые прошли испытание временем и вошли в арсенал современного педагога.
Цели обучения | Педагогическое содержание | Педагогические методы | Педагогические средства | Педагогические формы |
№ 3. Прочитайте древнерусский афоризм: «Наказание корение иметъ горко, а плод сладок». Что обозначает в нем слово «наказание»? Почему именно этим термином раньше обозначали данное дидактическое понятие?
Какие учебные средства получили распространение в Киевско-Московской Руси? Что вы знаете о литературных памятниках этой эпохи как источнике сведений о педагогической мысли?
№ 4. Групповая работа. Подготовьте конспект одного из произведений Я.А. Коменского, в котором присутствовали бы аргументы: 1) «защиты» актуальности и прогностической значимости идей автора в области педагогики; 2) «обвинения» автора в консерватизме и обусловленности его педагогической системы историческим периодом становления его воззрений.
№ 5. Подготовьте доклад по одной из предложенных тем.
1) Эволюция университетов в Европе в XVI–XVII вв.
2) Эволюция церковных школ в Западной Европе в эпоху позднего Средневековья.
3) Общее и особенное в педагогических идеях римско-католической церкви, Возрождения и Реформации.
4) Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.
5) Идея соединения производительного труда со всеобщим образованием в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы.
6) Влияние церковной культуры на развитие образования.
7) Гуманистические идеалы Франсуа Рабле.
8) Средневековые формы обучения
9) Вклад деятелей эпохи Возрождения в педагогическую науку.
10) Эволюция схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.
Литература:
1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.- Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
2. Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: Учеб. пособие для высш. шк.- Москва: Пед. о-во России, 2000.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов /Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. испр. и доп.- Москва: ТЦ Сфера, 2005.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой.- Москва: Издат. центр «Академия», 2002.
5. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие.- Москва: Гардарики, 2003.
Тема №7.Школа и педагогика в новое время (до нач. ХХ века)
Цель занятия: ознакомление и освоение на уровне понимания особенностей образования в эпоху Нового времени, изучение воспитательные концепции и образовательные проекты периода.
Вопросы для обсуждения:
1. Новое время и переход к педагогике Просвещения. Новые черты школы и педагогики Запада XVII – XVIII в.в. Русское педагогическое сознание, образование и воспитание Нового времени.
2. Педагогическая мысль Западной Европы начала Нового времени на примере педагогических воззрений Ф. Бэкона, В. Ратке, Р. Декарта.
3. Особенности и результаты развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени. Я.А. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, И.Ф. Гербарт.
4. Развитие педагогического сознания, образования и воспитания России в XVIII веке. Петр I и его реформаторская деятельность в сфере образования.
5. Особенности и результаты развития школы и педагогики в России в эпоху Нового времени. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой.
Практическое задание семинара:
№ 1. Подберите учебный материал, иллюстрирующий особенности организации педагогического процесса в эпоху Просвещения в странах Западной Европы, Америки и России. Сделайте тезисные выписки из указанных в перечне примерной литературы источников. Какие духовно-нравственные и педагогические ценности утверждались зарубежными и отечественными просветителями XVIII века?
№ 2. Проведите сравнительный анализ двух авторских педагогических концепций зарубежных педагогов XVIII-XIX вв. (по выбору студентов) по следующим параметрам: 1) цель, задачи и основные принципы воспитания; 2) особенности организации педагогического процесса в образовательном учреждении; 3) характеристика одной из сторон воспитания (по выбору студентов): интеллектуальное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.
№ 3. Охарактеризуйте основные звенья системы народного просвещения в России в XVIII-XIX вв. (назначение, сроки обучения, программа). Какие изменения государственной политики в области образования произошли после 1819 г.? Оцените их.
№ 4. Подготовьте доклад по одной из предложенных тем.
1) Школа в странах Западной Европы и США в XVIII в..
2) Педагогика Западной Европы XIX века.
3) Школа и образование в России в XVIII веке.
4) Отечественная педагогика в XIX в.
5) Принцип природосообразности – основной принцип дидактики.
6) Развитие естествознания в эпоху Просвещения.
7) Воспитание джентльмена по Дж. Локку. Идеи домашнего воспитания.
8) Идеал воспитания Ж.-Ж. Руссо.
9) Идеи трудового воспитания Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
10) Система отечественного образования по Уставу 1864 г.
11) Педагогические взгляды видных общественных деятелей России первой половины XIX века.
12) Достижения российских педагогов (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Д.И. Писарев и Н.Г. Чернышевский) в развитии теории и практики образования второй половины XIX в.
13) Педагогические взгляды философов-энциклопедистов.
Литература:
1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.- Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
2. Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей: Учеб. пособие для высш. шк.- Москва: Пед. о-во России, 2000.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов /Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. испр. и доп.- Москва: ТЦ Сфера, 2005.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой.- Москва: Издат. центр «Академия», 2002.
5. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие.- Москва: Гардарики, 2003.
Тема №8.Школа и педагогика в новейшее время
Цель занятия: выявление основных тенденций развития педагогических идей в новейшее время в зарубежной и отечественной педагогике, особенностей развития системы образования в современном мире.
Вопросы для обсуждения:
1 часть (для студентов всех профилей направления подготовки Педагогическое образование)
1. Новейшее время и тенденции развития педагогических идей.
2. Реформы школы в ведущих странах Европы и США.
3. Организаторы Советской школы: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Основатель теории детского коллектива А.С. Макаренко.
4. Переход к всеобщему среднему образованию. Новые подходы к организации обучения (конец XX в.). Общие тенденции развития образования в начале XXI в.
2 часть (для студентов ТФ (профиль Информатика и информационные технологии в образовании), ИФФ, ФПП)
6. Общая характеристика развития образования в конце XX – начале XXI вв.: социальные, политические, экономические, национальные факторы развития современного образования; специфика развития образования в развитых и развивающихся странах; влияние развития педагогической науки на развитие образования.
7. Модернизация образования. Современные образовательные реформы в странах мира: страны, находящиеся на пути реформирования образования; основные задачи, характер и результаты реформ.
8. Направления развития современного образования (доказать на примерах, какие из перечисленных тенденций развития характерны современному образованию: интеграция, интернационализация, ориентация на многопрофильность и альтернативность, демократизация, усиление гуманистической направленности, стандартизация, дескулизация, дифференциация, гуманитаризация, информатизация и компьютеризация).
Практическое задание семинара:
№ 1. Проведите анализ систем обучения и воспитания, заполняя таблицу.
Элементы системы | Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др. | С.Т. Шацкий | В.А. Сухомлинский | А.С. Макаренко | В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков |
Концептуальные принципы | |||||
Специфика организации учебно-воспитательного процесса | |||||
Роль учителя в обучении и воспитании | |||||
Роль ученика в обучении и воспитании | |||||
Особенности содержания образования | |||||
Преобладающие формы и методы обучения и воспитани |
№ 2. Отметьте на контурной карте: 1) "эпицентры воспитания" (подписать название страны и отметить звездочкой); 2) страны с централизованной системой управления образованием (желтым цветом); 3) страны с децентрализованной системой управления образованием (розовым цветом); 4) места расположения научных центров сравнительной педагогики; 5) места расположения международных организаций по образованию; 6) самые престижные университеты мира.
№ 3. Поясните высказывания выдающихся педагогов с учетом их педагогических идей:
1) «Настоящее воспитание даёт сама жизнь» (С.Т. Шацкий);
2) «Остановка развития – смерть коллектива» (А.С. Макаренко);
3) «Педагогический коллектив – единая воспитывающая сила» (В.А. Сухомлинский).
№ 4. Есть мнение, что на развитие советской школы более всего повлияли педагогические идеи Я.А. Коменского и А.С. Макаренко. Выскажите по этому поводу свою точку зрения и обоснуйте её.
№ 5. Приведите примеры того, как детские впечатления о школе повлияли на воззрения выдающихся педагогов и деятелей образования.
№ 6. «Плохой учитель сообщает истину, хороший учитель учит находить её» Насколько верно это высказывание А. Дистервега применительно к современной школе? Обоснуйте свое мнение, подтверждая его цитатами из официальных документов и работ современных ученых.
№ 7. Заполните таблицу по педагогическому опыту учителей-новаторов.
Учитель-новатор | Содержание опыта |
Е.Н. Ильин | |
И.П. Волков | |
Ш.А. Амонашвили | |
В.Ф. Шаталов | |
М.П. Щетинин |
№ 8. Дайте характеристику системе образования в Российской Федерации на современном этапе. Для этого воспользуйтесь Федеральным законом «Об образовании»
Каковы права гражданина Российской Федерации в системе образования? Какими из них вы пользуетесь в полной мере? Какие из прав, предоставляемых Законом об образовании, Вы не использовали, потому что не знали самого Закона?
Какие виды и типы школ Вы знаете? Дайте им краткую характеристику.
В чем реально проявляется тенденция гуманизации образования в России? По каким реальным признакам Вы судите о демократизации системы образования России?
"Универсизация" общего среднего образования - тенденция его современного развития. Приведите примеры "универсизации" в работе реальной школы.
№ 9. Подготовьте доклад по одной из предложенных тем.
1) Движение за реформу школьного дела в странах Западной Европы и США.
2) «Реформаторская педагогика» и философия позитивизма О. Конт, М. Монтессори, А. Лай. Э. Мейман
3) Философско-педагогическое направление прагматизма Д. Дьюи (1859-1952 гг.).
4) Радикальный гуманизм педагогики Я. Корчака (1878-1942 гг.).
5) Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики Г. Литцу, Г. Винекен, Э. Демолен, О. Декроли, А. Ферьер, Р. Баден-Поуэлл.
6) Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и США в начале XX века.
7) Реформирование средней общеобразовательной школы во взглядах Н.П. Боголепова, П.С. Ванновского, П.Н. Игнатьева.
8) Теории педагогических процессов и методы изучения личности В.М. Бехтерева, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Каптерева.
9) Развитие педагогической теории В.П. Вахтерова (1853-1924 гг.).
10) Социальное воспитание свободной личности в педагогическом наследии С.Т. Шацкого, К.Н. Вентцеля.
11) Развитие педологии как комплексной науки о детях (Л.С. Выготский, П.П. Блонский).
12) Достижения и проблемы советской школы 20-ых гг.в опыте А.С. Макаренко.
13) Идейно-политическая направленность Наркомпроса в работах Н.К. Крупской.
14) Советское образование в годы Великой Отечественной войны и начале 50-х годов.
15) Особенности учебно-воспитательной работы в школе В.А. Сухомлинского.
16) Реформа и изменения в системе среднего образования в начале 80-х гг.(В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.Н. Скаткин).
17) Взаимообогащение педагогических традиций различных великих цивилизаций в условиях регионализации.
18) Перспективы и противоречия процесса формирования единого образовательного пространства.
Литература:
1) История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учебное пособие для педагогических учебных заведений /Под общ. ред. акад. А.И. Пискунова.- 3-е изд., испр. и доп.- Москва: ТЦ Сфера, 2006.- 496 с.
2) Латышина, Д. И. История педагогики и образования: учебник /Д.И. Латышина.- Москва: Гардарики, 2007.- 526 с.
Итоговое занятие
Защита творческих заданий
ТК 2: письменная контрольная работа
ПК 1: тестирование