Семинар 7-8. Школа и педагогика в России XVIII века (Семинар-заочное путешествие)
План
1. Школьные реформы Петра I.
2. Сословный характер образования во второй половине XVIII в.
3. Попытки создания государственной системы образования. Деятельность Ф.И. Янковича.
4. Развитие отечественной гуманистической педагогики: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.
Литература
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. Акад. А.И. Пискунова.-3-е изд.,испр.и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-496с. С.405-410.
2. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Акад. Н.Д. Никандрова. - М.: Гардарики, 2007.- 413с. С.290-296.
3. Латышина,Д.И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина.- М.: Гардарики,2007.-526с. С.246-253, 272-299, 334-363.
4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Педагогика, 1986. Разд. 2. С. 46-104.
5. Антология педагогической мысли в России XVIII в. М., 1995.
6. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР.XVIII - первая половина XIX в. М., 1973.
7. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991
Семинар 9. Школа и педагогика в России XIX века (Семинар – конференция)
План
1. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова. Связь общего и профессионального образования.
2. Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова и ее развитие в статье «Вопросы жизни».
3. Принцип народности как основа педагогической системы К.Д. Ушинского.
4. Составить тезисный план работ К.Д. Ушинского: «Труд в его психическом и воспитательном значении»; «О нравственном элементе в народном воспитании»; «Родное слово» (статья); «О народности в общественном воспитании».
5. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.
6. Идеал «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и его воплощение в практике Яснополянской школы
7. Л.Н. Толстой о духовно-нравственном развитии личности.
Литература
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. Акад. А.И. Пискунова.-3-е изд.,испр.и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-496с.С.405-410.
2. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Акад. Н.Д. Никандрова.-М.: Гардарики, 2007.-413с.С.290-296.
3. Латышина,Д.И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина.-М.: Гардарики,2007.-526с.С.246-253,272-299,334-363.
4. Хрестоматия по истории педагогики : в 3т. / Под ред. Акад. А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-560с.С.369-374.
5.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 1-11. М., 1948-1950.
6.Ушинский К.Д. Пед. сочинения: В 2 т. М., 1974.
7.Струменский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского (биография). М., 1960.
8.Иванов А.Н. Константин Дмитриевич Ушинский в Ярославле. Ярославль, 1963.
Задания на выбор.
1. Приоритет нравственного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского.
2. Учебные книги К.Д. Ушинского.
3. К.Д. Ушинский об учителе и его подготовке.
Семинар 10. Педагогическое наследие религиозных мыслителей России XIX - XX веков (Семинар на основе кейс-метода)
План
1. Старшие славянофилы (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.) о культуре, просвещении и воспитании человека. Идея синтеза западноевропейского образования и русских начал.
2. Философы круга Вл. Соловьева (братьяЕ.Н. и С.Н. Трубецкие, В.В. Розанов и др.). Онтологический подход как основа их учения об идеалосообразности воспитания.
3.Мыслители российского зарубежья (Н.А. Бердяев,С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.Л. Франк и др.) первой половины XX века о проблемах духовности. Смысл жизни и цель воспитания; личность, истоки ее духовного совершенствования.
Литература
1. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы / Сост. П.В.Алексеев. М.: Просвещение, 1993.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа Пресс, 1995.
3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
4. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991.
5. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
6. Додонов В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности //Педагогика. 1994. № 3.
7. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // О грядущей России. М.: Воениздат, 1993.
8. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
9. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.
10. Розанов В.В. Около церковных стен. М.: Республика, 1995.
11. Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990.
12. Франк С.Л. Смысл жизни // Педагогическое наследие русского зарубежья. М.: Просвещение, 1993.
13. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. М.: РОССПЭН, 1997.
14. Шестун Е. Православная педагогика. Самара, 1998.
Семинар 11. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века за рубежом (Семинар-визуализация)
План
1) Общественно-политические предпосылки появления большого количества реформаторских педагогических концепций и характеристика их общих позиций.
2) «Гражданское воспитание» в трудовых школах немецкого педагога Георга Кершенштейнера.
3) Прагматическая педагогика американского педагога и философа Джона Дьюи.
4) Педагогика действия немецкого педагога Вильгельма Августа Лайя.
Темы докладов и выступлений
1.Педагогика вальфдорских школ Рудольфа Штайнера.
2.Теория свободного воспитания Марии Монтессори.
Литература
1. Дьюи Дж. Школа и общество: Пер. с англ. М., 1907.
2. Калгерн Ф. Воспитание к свободе. Пер. с нем. М., 1993.
3. Краник Э. Свободные вальфдорские школы. М., 1992.
4. Монтессори-материал. Школа для малышей: Пер. с нем. М., 1992.
5. Обучение в вальфдорской школе: Пер. с нем. М.1995
6. Трясков А., Хилтунен Е. Монтессори – школа. М., 1992.
7. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки: Пер. с нем. М., 1993.