Расстройства эмоциональной сферы дошкольников
В норме эмоциональная сфера ребенка отмечается жизнеспособность радостностью, бодростью, оптимизмом. Именно такие эмоциональные состояния обеспечивают условия для формирования личности: ее самоуважения, уверенности, веры в свои силы, инициативности. Если ребенок большую часть времени находится в подавленном и раздраженном состоянии, быстро устает или, наоборот, не может успокоиться, проявляет гиперактивность, ведет себя робко, плаксивый, капризный, то все эти состояния свидетельствуют о проблемах в эмоциональной сфере, которые негативно сказываются на формировании личности. Длительные негативные переживания дезорганизуют психическую деятельность детей и их взаимодействие с ровесниками. Эти эмоции не только накладывают отпечаток на опыт ребенка, но и влияют на ход дальнейшего развития. Они могут способствовать образованию отрицательной жизненной позиции и в конечном счете вызвать задержки в общем развитии детей [18, c. 6].
Причины эмоциональных расстройств достаточно сложные. Однако источником их, как правило, выступают особенности общения, во-первых, со взрослыми, а во-вторых, с ровесниками. Нормативные возрастные показатели общения ребенка со взрослыми подробно описаны в литературе. Если родители отступают от них или их отношение к ребенку отстает от его возрастного развития, то возникают трудности общения, связанные с недовольством малыша его содержанием или эмоциональным фоном, или частотой и глубиной контактов. Иногда эмоциональные расстройства, проявились в дошкольном возрасте, закладывались в предыдущие периоды жизни ребенка, возможно, даже в первые недели после рождения [18, c. 6].
Известный английский психолог Дж. Боулби описал этапы эмоциональных изменений, происходящих с ребенком, когда его разлучили с матерью. Сначала малыш протестует, плачет, капризничает, требуя прекращения разлуки. На второй стадии ребенок внешне спокойен, прекращает выражения протеста, при встрече с матерью отворачивает от нее. На третьей стадии ребенок становится апатичным, его ничего не радует и огорчает. При встрече с матерью он остается равнодушным [18, c. 6-7].
Ребенок очень чутко реагирует на психическое состояние близкого взрослого человека и заражается им. Если взрослый не уверен в себе, пасует перед трудностями, не доверяет окружающим, то у ребенка наблюдаются аналогичные состояния, на основе которых развиваются страхи (фобии). Например, австрийский врач-психотерапевт Гизел Эберлейн описывает такой случай. Ева Мария, 5 лет. расстается с матерью. Девочка-долгожданный ребенок в семье, которая после ее рождения распалась. Мать посвятила всю себя воспитанию девочки. Ребенок для нее все предмет любви, поддержка, утешение. Ева-Мария остается одна в детском саду, бодрствует одна, без мамы. На приеме у врача девочка сидит на коленях у матери, прочно прижавшись к ней. Страхи девочки удалось преодолеть путем многократных бесед познавательной тематики, когда психотерапевт пыталась раскрыть красоту и величие окружающего мира, сформировать у девочки интерес к нему [18, c. 8].
Страхи возникают у детей с 2-х лет и достигают максимума в шестилеток. Чаще всего дети боятся одиночества, нападения, сказочных героев, темноты, стихийного бедствия, пожара. Причинами страхов может быть неоправданно жесткая воспитательная позиция взрослых, преобладание наказаний, чрезмерных требования, ограничения инициативы и свободной активности детей за счет роста количества обязательных к выполнению задач. Страхами чаще страдают дети из неполных семей, в семьях, где доминирует мать. Ребенок, который пытается сдержать свой страх, боится негативной реакции на них взрослых, страдает еще больше, риск возникновения у него неврозов растет [22, c. 17].
Пугают ребенка и рассказы взрослых каких-то страшных последствий, катастроф, трагедий. Малыш долго не может успокоиться, уснуть, включиться в игру. Страхи детей усиливаются перед сном, взрослым в это время необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу.
Страхи дошкольников не всегда приобретают болезненно устойчивый характер, большинство из них при правильном реагировании взрослого быстро исчезают. До 3 лет появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Причинами таких страхов ребенка есть индивидуальные особенности нервной системы (чувствительность, неуравновешенность), личности (тревожность, склонность к фантазированию), ограниченность детского опыта [22, c. 17].
В возникновении страхов значительную роль играет воображение ребенка. «Каждый раз, когда ребенок якобы беспричинно боится какого-то помещения, предмета, избегает какого-то блюда, гигиенической процедуры, следует помнить, что причиной этого может быть воображение, удивительным образом образован связь между эмоцией и, казалось бы, нейтральной вещью [22, c. 18].
Чтобы преодолеть детские страхи, необходимо включить ребенка в интересную и захватывающую деятельность (игру, рисование, конструирование), давать взвешенные и умеренные ответы на детские вопросы. Важно обогатить знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой или сложной ситуации. Для преодоления страхов взрослому нужно ближе и внимательнее общаться с ребенком [22, c. 19].
В общении со сверстниками эмоциональные нарушения проявляются в двух основных формах (Г.А. Урунтаева) [22, c. 25-26].
1. Дети неуравновешенные, легко возбудимы. Стремительность эмоций у таких детей часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками они склонны к аффектам: вспышек гнева, обид, сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожы, усиление потоотделения и т. п.
2. Дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в их памяти, но они более сдержанны, характеризуются отстраненностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто проявляется как нежелание посещать детский сад, неудовлетворенность отношениями с воспитателем или сверстниками.
Таким образом, рассматривая эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте, мы пришли к следующим выводам:.
· проблемы в эмоциональной сфере дошкольника отрицательно сказываются на формировании личности;
· профилактика расстройств эмоциональной сферы дошкольника предполагает соблюдение нормативных возрастных показателей общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
· при отсутствии нормального общения со взрослыми у ребенка возникает апатия, подавленность, безразличие;
· неподходящая возрастные зависимость от родителей порождает страх одиночества, неуверенность, безынициативность;
· страхи дошкольников приобретают болезненный характер при неправильном отношении взрослых к этим страхам;
· в общении с ровесниками эмоциональные расстройства заключаются, как в неспособности ребенка к совместным действиям, так и у нежелании общаться.