Методическая подсказка. 1. Укажите выходные данные полностью (интернет-ресурсов
1. Укажите выходные данные полностью (интернет-ресурсов, в том числе).
2. Внимательно прочитайте главу и выделите информативные центры прочитанного текста.
3. Сделайте в конспекте широкие поля и записывайте незнакомые слова и возникающие в ходе чтения вопросы.
4. Продумайте главные положения, сформулируйте их своими словами и запишите.
5. Подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста.
6. Выделите главную мысль и наиболее важные фрагменты конспекта.
7. Обоснуйте, чем Вас привлекла конспектируемая информация, какие перспективы ее использования Вы видите?
Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами.
Плановый конспект составляется на основе плана статьи или плана книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
Требования к выполнению задания:
· конспект должен содержать исходные данные источника;
· в нем должны найти отражение основные положения текста;
· конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование. Перефразирование – это прием записи смысла;
· формы записи должны быть ориентированы на быстрое чтение;
· объем конспекта не должен превышать одну вторую исходного
текста;
· конспект оформляется аккуратно, с соблюдением формальных требований к оформлению; с соблюдением всех норм русского литературного языка.
2) Подготовьте сообщение о соотношении теории и практики в педагогике по статье К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы».
Тема 9. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности
1) Раскройте содержание понятий «проектирование», «конструирование», «моделирование».
2) Охарактеризуйте этапы моделирования учебного занятия.
3) Выпишите в педагогический словарь следующие понятия: «педагогическое проектирование», «педагогическая диагностика», «целеполагание», «таксономия целей».
4) Назовите различные способы педагогического целеполагания.
5) Какие подходы к конструированию содержания образования Вы знаете?
6) Покажите, как влияют цели и содержание учебной работы на выбор методов обучения, методов воспитания.
7) В чем отличие технологической карты от тематического планирования?
Задания:
1) Сформулируйте цели урока по выбранной Вами теме в соответствии с таксономией Б. Блума. Помните, что формулировка начинается со слов «Учащийся должен…».
2) Разработайте план воспитательного мероприятия с использованием одной из форм.
3) Разработайте план учебного занятия с использованием одной из форм. В плане занятия укажите: тему, курс, класс, цели занятия, виды деятельности учеников на отдельных этапах, планируемые результаты, формы их контроля и оценки.
4) Разработайте и презентуйте модель «идеального кабинета» по Вашему предмету.
Тема 10. Педагогические задачи и их виды
1) Назовите виды педагогических задач. Приведите примеры.
2) Что общего и различного в содержании понятий «педагогическая проблема», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация»?
3) Дайте характеристику педагогическим задачам разных типов.
4) Каковы этапы решения педагогической задачи?
5) В чем сущность педагогического проектирования?
6) Проиллюстрируйте проявления профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
7) Из каких действий учителя складывается постановка педагогической задачи?
Задания:
1) Выпишите в педагогический словарь следующие понятия: «педагогическая ситуация», «педагогическая задача».
2) Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с отдельными этапами урока (проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового и др.).
3) Составьте банк педагогических ситуаций (не менее пяти) по проблемам воспитания и обучения. Сформулируйте педагогические задачи в рамках этих ситуаций.
4) Предложите критерии оценки эффективности решения педагогических задач.
Тема 11. Психолого-педагогические методы диагностики, прогнозирования и проектирования
1) В чем различие и сходство диагностической деятельности педагога и научного исследования?
2) Какие уровни диагностической деятельности доступны педагогу – практику?
3) Какова роль педагогической диагностики в проектировании?
4) В чем состоит специфика диагностической деятельности педагога в процессе воспитания?
5) Как соотносятся между собой диагностика, мониторинг и контроль в образовании?
6) Выделите перспективы диагностической деятельности в системе непрерывного образования.
7) Назовите источники планирования воспитательной работы.
8) Раскройте содержание этапов прогнозирования в деятельности педагога.
9) Раскройте содержание тематического и поурочного планирования.
Задания:
1) Приведите аргументы «за» и «против» широкого применения тестов в современной общеобразовательной и профессиональной школе. Как можно превратить недостатки тестов в достоинства?
2) Составьте списки преимуществ, которые дает грамотная диагностика самому педагогу, обучающимся, их родителям, руководителям образования
3) Выделите диагностический аспект портфолио. Предложите памятку для педагога по использованию портфолио в качестве диагностического средства.
4) Рассмотрите педагогические возможности портфолио. Сформируйте дайджест педагогических сайтов по теме «портфолио».
5) Выскажите свои предложения педагогического просвещения родителей в образовательных организациях и организациях по месту жительства.
Тема 12. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
1) Раскройте сущность понятия «педагогические технологии».
2) Каковы причины появления технологического подхода в образовании?
3) Проанализируйте, чем отличается технология от методики?
4) Какие признаки присущи современным образовательным технологиям?
5) Какие основания лежат в основе классификации технологий обучения?
6) С какой целью классифицируются педагогические технологии?
7) Какие основания для классификации предложил Г.К. Селевко?
Задания:
1) Сравните понятия «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания».
2) Познакомьтесь с классификацией педагогических технологий Г.К. Селевко. Запишите примеры педагогических технологий для каждой классификационной группы.
3) Некоторые педагоги выступают против использования термина «технология» применительно к процессу воспитания. Какую позицию занимаете Вы по этому вопросу? Подготовьтесь к дискуссии.
4) Подготовьте обзор основных педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях.
Тема 13. Характеристика педагогических технологий
1) Что лежит в основе управления образовательным процессом в технологической концепции обучения?
2) Назовите достоинства и недостатки технологии концентрированного обучения.
3) Сформулируйте основные требования, предъявляемые к проектированию модульной технологии обучения.
4) Назовите основные этапы технологии коллективной творческой деятельности.
5) Раскройте содержание понятия «локальные (модульные) воспитательные технологии».
6) Сформулируйте и раскройте особенности технологии воспитания различных возрастных групп.
7) Какие новые качества приобретает процесс воспитания, развивающийся по технологической схеме?
8) Приведите примеры технологии оценки достижений учащихся.
Задания:
1) Подготовьте доклад: история вхождения педагогических технологий в образовательную практику.
2) Охарактеризуйте тренинговые технологии обучения: технология модерации, коучинг-технология. Презентуйте результаты Вашей работы.
3) Приведите примеры технологий командной работы в учебно-воспитательном процессе.
4) Разработайте фрагмент педагогической технологии (по выбору) и презентуйте результаты.