Социализация личности – задача современного образовательного процесса
Объект педагогики.
А. С. Макаренко — ученый и практик, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)».
(Педагогические явления – учитель, ученик, воспитатель, воспитанник – составляют один из видов социальных явлений. ). Педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Педагогика изучает образование.
2 билет.
Педаго́гика— (греч. искусство воспитания. Ребенок, веду) — наука о воспитании и обучении человека.
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные .
Постоянные задачи
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами.
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
4. Задача внедрения результатов исследований в практику.
Временные задачи:
1) создание библиотек электронных учебников;
2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.
Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют:
1) цели нормативные (государственные ) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;
2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;
3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;
4) цели формирования знаний , умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;
5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;
6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;
7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.
Цель на конкретный урок – предполагаемый результат деятельности, выраженный качественно и, по возможности, количественно.
Задачи каждого занятия обучающие (формирование понятий), воспитывающие (формирование любви к природе, эстетического вкуса и др.) и развивающие (формирование навыков и умений)
Главная цель – создание условий для развития личности(формирования компетенций)
3 билет. Основные категории педагогики
У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями.
Практически везде категориями педагогики считаются:
- Образование
- Обучение
- Воспитание
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (закон об Образовании).
В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучениемучеников учителем конкретным наукам.
Обуче́ние — целенаправленный педагогический процесс организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками.
Обуче́ние (современное понятие) – формирование у обучающихся компетенций.
Воспитание (классич. определение) – процесс передачи общественно-значимых ценностей из поколения в поколение.
Воспитание (совр. по В.А. Караковскому) – целенаправленноеуправление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий дляцеленаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от авторитарных методов. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия:диалог, педагогическая поддержка, создание воспитывающих ситуаций.
Педагог и учащийся – субъекты педагогического взаимодействия.
Личность– человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.
Личность- человек, преобразующий самого себя.
Индивидом и человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность защищают/отстаивают.
Социализация
4 билет.
Личность как педагогическая категория.
Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью свободного выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразования общества, природы и самого себя.
Личность- человек, преобразующий самого себя, но и окружающий мир.
Индивидом и человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность защищают/отстаивают.
Социализация– способность личности адаптироваться в обществе.
Личность может развиваться прогрессивно и регрессивно. Прогрессивное развитие способствует росту знаний и умений, повышению квалификации и образования. Регрессивное развитие основывается на “сужении” потребностей и интересов. Процесс развития личности у каждого человека протекает индивидуально, зависит от социально-психологических особенностей личности. Для того что бы процесс протекал полноценно должны быть благоприятные условия, различные жизненные препятствия тормозят его развитию. Развитие разных сторон личности включает в себя: физическое, политическое, интеллектуальное, нравственное, правовое и эстетическое развитие. Одни стороны могут развиваться быстрее, а другие в течение исторических периодов медленнее.
Роль педагога в формировании всесторонней развитой личности– это создать условия, способствующие развитию.Сегодня это согласно требованиям гуманистической педагогики: педагогическая поддержка, диалог, не воздействие, в взаимодействие между субъектами.
Воспитание (совр. по В.А. Караковскому) – целенаправленноеуправление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий дляцеленаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от авторитарных методов. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия:диалог, педагогическая поддержка, создание воспитывающих ситуаций.
Педагог и учащийся – субъекты педагогического взаимодействия.
5 билет.
Социализация личности – задача современного образовательного процесса.