Характерные черты классно-урочной системы
1. примерно одинаковый возраст и уровень подготовленности учеников.
2. основная форма обучения – урок (40 – 45 мин.) – относительно законченная по содержанию и способу построения единица учебного процесса.
3. все содержание образования делится на отдельные предметы.
4. весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, дни, каникулы.
5. занятия ведутся по единому плану и расписанию.
6. учитель осуществляет руководство учебной деятельностью.
ТИПОЛОГИИ УРОКОВ. Уроки делятся на типы, в зависимости от целей, задач, этапов обучения, от видов деятельности. Единого подхода к классификации уроков нет.
Пример: классификация И.Ф.Иванова:
ñ вводный урок,
ñ урок усвоения новых знаний,
ñ урок выработки новых умений и навыков,
ñ урок применения полученных знаний на практике,
ñ урок закрепления, повторения и обобщения,
ñ контрольный урок,
ñ урок смешанный или комбинированный.
Кроме того, в других классификациях встречаются:
уроки самостоятельной работы учащихся в классе,
киноуроки,
уроки практических занятий (уроки-практикумы)…
СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА:
ñ вводная часть,
ñ опрос /повторение изученного, актуализация знаний/,
ñ объяснение нового материала,
ñ закрепление,
ñ домашнее задание.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и сугубо дидактических ТРЕБОВАНИЯХ.
К организационным требованиям относятся целевая установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока); разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.
Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя. /Сластенин/
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ.
Достоинства:
- четкая организованность и упорядоченность учебной работы,
- организующая и воспитывающая роль педагога,
- возможность коллективных способов работы,
- экономичность обучения.
Недостатки:
- ограниченные возможности индивидуального подхода,
- ориентация на «среднего» ученика,
- работа в едином для всех темпе,
- преимущественно вербальный характер деятельности…
ПУТИ И ФАКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ УРОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
А. внутри традиционной структуры урокаСовершенствование средств и способов организации деятельности учащихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения:
ñ гармоничное сочетание познания, практической деятельности и общения на уроке;
ñ развитие самостоятельности и уровня активности учащихся на уроке;
ñ сочетание индуктивных и дедуктивных способов работы над материалом;
ñ использование современных способов передачи информации, в том числе, аудиовизуальных средств;
ñ увеличение удельного веса практических работ в структуре урока;
ñ преодоление ориентации на «среднего» учащегося;
ñ возможность выбора индивидуального способа изучения материала;
ñ интенсификация учебного процесса;
ñ усовершенствование системы контроля;
ñ создание условий для сознательного усвоения учениками изучаемого материала.
Б. Поиски гибкой и вариативной структуры урока и расширение типологии урока.В данном случае речь может идти о так называемомнетрадиционном или творческом уроке.
Творческий урок характеризуется тем, что учитываются потребности детей; присутствует «живая» проблема или задача, и ее решение не очевидно даже для учителя; отсутствуют однозначные результаты, «правильные» ответы; получаемый результат всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика.
Примеры: урок-эксперимент, урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами), интегративный урок, межпредметный урок, урок-путешествие (реальное, виртуальное), урок защиты творческих работ, урок-проект (с использованием метода проектов), урок – КВН, урок – «суд над явлением», урок-спектакль, урок – «круглый стол», урок - творческий отчет.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА
включает в себя работу с
ñ государственным образовательным стандартом,
ñ (типовым) учебным планом,
ñ (типовыми) учебными программами,
ñ учебными пособиями,
ñ научной и методической литературой,
ñ учебно-методическим комплектом.
ñ составление плана
И.П.Подласый: В плане педагога отражаются: -
ñ дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
ñ название темы урока и класса, в котором он проводится;
ñ цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
ñ структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного рапределения времени по этим этапам;
ñ содержание учебного материала;
ñ методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
ñ учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
ñ задание на дом.
План не должен служить оковами для живого общения, не толкать педагога на путь формализма. Важно сохранить непринужденность и естественность реакций… Имеет ли учитель право отступить от намеченного плана? В.И.Загвязинский: не только имеет, а даже обязан это сделать, если изменяются обстоятельства или выясняется, что реальный процесс не совпадает с тем, который спроектирован.
В. 14. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА (понятие, стадии, факторы и условия его развития).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
а.Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
б. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
в. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС является важнейшим фактором повышения познавательной активности, мотивации учения.
г. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
МОДИФИКАЦИИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
А. Познавательный интерес как средство обучения /средство активизации познавательной активности, познавательной деятельности/
- /преимущественно в арсенале средств развивающего обучения/. В центре – феномен занимательности. Занимательность – первоначальный толчок к познавательному интересу; опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особо трудных разделов и тем учебных курсов; средство разрядки напряженной обстановки в классе, переключения эмоций, внимания, мыслей...
Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.
Б. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности./учусь, потому что интересно/
В. Познавательный интерес как устойчивое качество личности. /характеристика человека: интересуется музыкой.../
ЛОГИКА: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС — МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ — ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - важнейший фактор МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ;
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, в свою очередь, один из основных факторов формирования ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА:
Любопытство. Ситуативно, эмотивно, связано с новизной ситуации, с занимательностью того или иного предмета. Быстро исчезает – с исчезновением новизны.
Любознательность. Проявляется в стремлении проникнуть за пределы увиденного, активном видении мира, расшифровке его тайн; в стремлении знать больше, чем обычно дается на уроке, выяснять вопросы, возникающие, например, в результате наблюдений.
/Собственно/ познавательный интерес. Яркая избирательная направленность учебных предметов; стремление проникнуть в многообразие мира, отразить в сознании его существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Теоретический интерес. Связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки. Для этого у учеников необходимо развивать теоретическое мышление, способность к рефлексии, анализу…
В идеале в основе мотивационной сферы учения должна лежать любовь к знаниям. /Абдуллина/.
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА:
-личность педагога,
- его профессиональная компетентность,
- его эрудиция,
- его отношение к учащимся;
- отбор содержания образования /связь с жизнью, интерес/;
- организация учебной деятельности,
- выбор наиболее эффективных методов, средств, форм обучения;
- использование нетрадиционных форм обучения, групповых форм работы, активных (эвристических, продуктивных) методов обучения,
- использование деловой игры;
- постановка проблемных задач, постановка творческих задач, создание творческих ситуаций
- хорошо оборудованный кабинет,
- эффективный контроль и оценивание достижений учащихся.
- стиль взаимодействия, общения педагога и учащихся,
- благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон,
- индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения.
- создание ситуаций успеха и обеспечения роста достижений
- создание ситуаций самооценки, ситуаций стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам,
- создание ситуаций самостоятельности принятия решений, ситуаций выбора,
- создание ситуаций риска,
- создание ситуаций оказания помощи и взаимопомощи,
- создание ситуаций критики и т.д.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Мотивация – «сфера детерминации поведения школьника, в том числе учебного поведения» /А.К.Маркова/.
Мотив – направленность ученика на отдельные стороны учебной работы».
Классификация мотивов.
а. Познавательные мотивы направлены на способы, результаты, процесс самосовершенствования учебной деятельности.
Уровни: -
ñ ориентация на овладение новыми знаниями, факторами, закономерностями…
ñ на усвоение способовдобывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний
ñ мотивы самообразования: ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем построение специальной программы самосовершенствования.
б. Социальные мотивы: направленность на взаимодействие с другим человеком в ходе учения, стремление к его одобрению.
Уровни: -
ñ долг и ответственность, понимание социальной значимости учения;
ñ стремление занять определенную позицию в отношении с окружающими, получить их одобрение;
ñ мотивы социального сотрудничества: ориентация на способы взаимодействия с другим человеком.
Кроме того, к социальным мотивам можно отнести моральные мотивы /«хорошо учиться, чтобы не огорчать маму»; «хорошему учителю стыдно отвечать плохо»…/ и эгоистические мотивы /«быть всегда первым», «занимать высокое положение в обществе»…/.
в. профессионально-ценностные мотивы, связанные с будущей профессией.