Характерные черты классно-урочной системы

1. примерно одинаковый возраст и уровень подготовленности учеников.

2. основная форма обучения – урок (40 – 45 мин.) – относительно законченная по содержанию и способу построения единица учебного процесса.

3. все содержание образования делится на отдельные предметы.

4. весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, дни, каникулы.

5. занятия ведутся по единому плану и расписанию.

6. учитель осуществляет руководство учебной деятельностью.

ТИПОЛОГИИ УРОКОВ. Уроки делятся на типы, в зависимости от целей, задач, этапов обучения, от видов деятельности. Единого подхода к классификации уроков нет.

Пример: классификация И.Ф.Иванова:

ñ вводный урок,

ñ урок усвоения новых знаний,

ñ урок выработки новых умений и навыков,

ñ урок применения полученных знаний на практике,

ñ урок закрепления, повторения и обобщения,

ñ контрольный урок,

ñ урок смешанный или комбинированный.

Кроме того, в других классификациях встречаются:

уроки самостоятельной работы учащихся в классе,

киноуроки,

уроки практических занятий (уроки-практикумы)…

СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА:

ñ вводная часть,

ñ опрос /повторение изученного, актуализация знаний/,

ñ объяснение нового материала,

ñ закрепление,

ñ домашнее задание.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и сугубо дидактических ТРЕБОВАНИЯХ.

К организационным требованиям относятся целевая установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока); разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя. /Сластенин/

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Достоинства:

- четкая организованность и упорядоченность учебной работы,

- организующая и воспитывающая роль педагога,

- возможность коллективных способов работы,

- экономичность обучения.

Недостатки:

- ограниченные возможности индивидуального подхода,

- ориентация на «среднего» ученика,

- работа в едином для всех темпе,

- преимущественно вербальный характер деятельности…

ПУТИ И ФАКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ УРОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

А. внутри традиционной структуры урокаСовершенствование средств и способов организации деятельности учащихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения:

ñ гармоничное сочетание познания, практической деятельности и общения на уроке;

ñ развитие самостоятельности и уровня активности учащихся на уроке;

ñ сочетание индуктивных и дедуктивных способов работы над материалом;

ñ использование современных способов передачи информации, в том числе, аудиовизуальных средств;

ñ увеличение удельного веса практических работ в структуре урока;

ñ преодоление ориентации на «среднего» учащегося;

ñ возможность выбора индивидуального способа изучения материала;

ñ интенсификация учебного процесса;

ñ усовершенствование системы контроля;

ñ создание условий для сознательного усвоения учениками изучаемого материала.

Б. Поиски гибкой и вариативной структуры урока и расширение типологии урока.В данном случае речь может идти о так называемомнетрадиционном или творческом уроке.

Творческий урок характеризуется тем, что учитываются потребности детей; присутствует «живая» проблема или задача, и ее решение не очевидно даже для учителя; отсутствуют однозначные результаты, «правильные» ответы; получаемый результат всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика.

Примеры: урок-эксперимент, урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами), интегративный урок, межпредметный урок, урок-путешествие (реальное, виртуальное), урок защиты творческих работ, урок-проект (с использованием метода проектов), урок – КВН, урок – «суд над явлением», урок-спектакль, урок – «круглый стол», урок - творческий отчет.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

включает в себя работу с

ñ государственным образовательным стандартом,

ñ (типовым) учебным планом,

ñ (типовыми) учебными программами,

ñ учебными пособиями,

ñ научной и методической литературой,

ñ учебно-методическим комплектом.

ñ составление плана

И.П.Подласый: В плане педагога отражаются: -

ñ дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

ñ название темы урока и класса, в котором он проводится;

ñ цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

ñ структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного рапределения времени по этим этапам;

ñ содержание учебного материала;

ñ методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

ñ учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

ñ задание на дом.

План не должен служить оковами для живого общения, не толкать педагога на путь формализма. Важно сохранить непринужденность и естественность реакций… Имеет ли учитель право отступить от намеченного плана? В.И.Загвязинский: не только имеет, а даже обязан это сделать, если изменяются обстоятельства или выясняется, что реальный процесс не совпадает с тем, который спроектирован.

В. 14. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА (понятие, стадии, факторы и условия его развития).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

а.Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

б. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

в. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС является важнейшим фактором повышения познавательной активности, мотивации учения.

г. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

МОДИФИКАЦИИ (ПРОЯВЛЕНИЯ) ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

А. Познавательный интерес как средство обучения /средство активизации познавательной активности, познавательной деятельности/

- /преимущественно в арсенале средств развивающего обучения/. В центре – феномен занимательности. Занимательность – первоначальный толчок к познавательному интересу; опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особо трудных разделов и тем учебных курсов; средство разрядки напряженной обстановки в классе, переключения эмоций, внимания, мыслей...

Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.

Б. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности./учусь, потому что интересно/

В. Познавательный интерес как устойчивое качество личности. /характеристика человека: интересуется музыкой.../

ЛОГИКА: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС — МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ — ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - важнейший фактор МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ;

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, в свою очередь, один из основных факторов формирования ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА:

Любопытство. Ситуативно, эмотивно, связано с новизной ситуации, с занимательностью того или иного предмета. Быстро исчезает – с исчезновением новизны.

Любознательность. Проявляется в стремлении проникнуть за пределы увиденного, активном видении мира, расшифровке его тайн; в стремлении знать больше, чем обычно дается на уроке, выяснять вопросы, возникающие, например, в результате наблюдений.

/Собственно/ познавательный интерес. Яркая избирательная направленность учебных предметов; стремление проникнуть в многообразие мира, отразить в сознании его существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Теоретический интерес. Связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки. Для этого у учеников необходимо развивать теоретическое мышление, способность к рефлексии, анализу…

В идеале в основе мотивационной сферы учения должна лежать любовь к знаниям. /Абдуллина/.

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА:

-личность педагога,

- его профессиональная компетентность,

- его эрудиция,

- его отношение к учащимся;

- отбор содержания образования /связь с жизнью, интерес/;

- организация учебной деятельности,

- выбор наиболее эффективных методов, средств, форм обучения;

- использование нетрадиционных форм обучения, групповых форм работы, активных (эвристических, продуктивных) методов обучения,

- использование деловой игры;

- постановка проблемных задач, постановка творческих задач, создание творческих ситуаций

- хорошо оборудованный кабинет,

- эффективный контроль и оценивание достижений учащихся.

- стиль взаимодействия, общения педагога и учащихся,

- благоприятный психологический климат в коллективе, положительный эмоциональный фон,

- индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения.

- создание ситуаций успеха и обеспечения роста достижений

- создание ситуаций самооценки, ситуаций стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам,

- создание ситуаций самостоятельности принятия решений, ситуаций выбора,

- создание ситуаций риска,

- создание ситуаций оказания помощи и взаимопомощи,

- создание ситуаций критики и т.д.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Мотивация – «сфера детерминации поведения школьника, в том числе учебного поведения» /А.К.Маркова/.

Мотив – направленность ученика на отдельные стороны учебной работы».

Классификация мотивов.

а. Познавательные мотивы направлены на способы, результаты, процесс самосовершенствования учебной деятельности.

Уровни: -

ñ ориентация на овладение новыми знаниями, факторами, закономерностями…

ñ на усвоение способовдобывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний

ñ мотивы самообразования: ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем построение специальной программы самосовершенствования.

б. Социальные мотивы: направленность на взаимодействие с другим человеком в ходе учения, стремление к его одобрению.

Уровни: -

ñ долг и ответственность, понимание социальной значимости учения;

ñ стремление занять определенную позицию в отношении с окружающими, получить их одобрение;

ñ мотивы социального сотрудничества: ориентация на способы взаимодействия с другим человеком.

Кроме того, к социальным мотивам можно отнести моральные мотивы /«хорошо учиться, чтобы не огорчать маму»; «хорошему учителю стыдно отвечать плохо»…/ и эгоистические мотивы /«быть всегда первым», «занимать высокое положение в обществе»…/.

в. профессионально-ценностные мотивы, связанные с будущей профессией.

Наши рекомендации