Отношение педагогов к нововведениям
Отношение людей к нововведениям различно. Одни склонны к их принятию, другие консервативны. Иногда в одном человекеодновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.
В психологии имеется классификация субъектов инноваций, составленная Э. Роджерсом.[85]
I группа – «новаторы», обычно это 2,5 % коллектива, они всегда открыты новому поглощены новшествами характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.
II группа – «ранние реализаторы» -13,5% коллектива. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение. Они влиятельны, часто оказываются лидерами мнении. Ценятся как разумные реализаторы.
III группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых «средних». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.
IV группа – позднее большинство – 34% Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давлением социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей,но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («средние реализаторы»)
V группа - колеблющиеся - обычно 16 %. Их основной характеристикой являете ориентация на традиционные ценности.
Новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.
Для педагогов К. Ангеловски предлагает другие названия и характеристики выделенных Э.Роджерсом категорий: «новаторы», «передовики», «умеренные», «предпоследние», «последние».
I категория — «новаторы» включает преподавателей, смело воспринимающих, внедряющих и распространяющих все новое.
II категорию К. Ангеловски называет «передовиками», поскольку в восприятии инноваций они идут впереди других. Эта категория педагогов считают, что в наших социальных условиях новшества нужно внедрять немедленно, сразу же после их появления.
III категория названа «умеренной», эти учителя не стремятся быть среди первых, но не хотят быть и среди последних, их лозунг — золотая середина. Новое они не воспринимают до тех пор, пока оно не будет воспринято большинством коллег.
Сторонники IV категории названы «предпоследними», так как они действительно принимают новшества среди последних.
V категория — те, кто принимает новшества последними, руководствуясь принципом: «Лучше поздно, но надежно».
По данным К. Ангеловски, отношение к новаторству среди учителей выглядит следующим образом: «новаторы» составляют 6,6 %, «передовики» — 44,7%, «умеренные» — 17,7%, «предпоследние» — 8 % и «последние» — 22,7 %[86].
Полученные данные приводят к следующим выводам: более половины учителей (51,4%) отличаются выраженным стремлением к новаторству (I и II категории), каждый пятый преподаватель находится в «золотой середине» (17,7%), менее трети (30,7%) относятся к нововведениям сдержанно (IV и V категории).
Если сравнить данные К.Ангеловски с данными Э.Роджерса (их исследования проводились с разницей в 20 лет), то можно заметить, что к началу 1990-х гг. процент учителей с положительным отношением к образовательным инновациям вырос. В определенной мере это объясняется происходящими в это время изменениями в обществе.
Чтобы рассмотреть отношение учителей к инновациям в наше время, воспользуемся полученными результатами анкетирования учителей Центра образования Царицыно (школа № 548 Москвы), в котором они высказывают свое отношение к различным типам нововведений. Анкетирование проводилось после семинара, на котором рассматривались упомянутые в анкете нововведения. Учителям предлагалось отметить личное отношение к каждому элементу инновационного обучения (табл. 5).
Анализ приведенных в таблице данных показывает, что учителя наиболее часто применяют такие инновации, как изменение форм учебного контроля для отдельных учеников, развитие когнитивных и креативных качеств учеников, обучение без предварительного объяснения материала учителем (т.е. самостоятельное изучение материала), рефлексия учениками и учителем своей деятельности.
В то же время обнаружены противоречия. Например, называя взаимообучение как достаточно применяемое новшество, 20% учителей не допускают выступления ученика в роли учителя, а это является основой взаимообучения.
60 % учителей указали, что допускают придумывание детьми на уроках «посторонних» вещей. Стольким же педагогам не чужды метод «мозгового штурма», защита учениками творческих работ.
Учителя данной школы совсем не практикуют разработку учениками своих индивидуальных программ, исследование фундаментальных образовательных объектов и проведение эвристических олимпиад. Но многие хотели бы познакомиться с этими новшествами и применять их.
Категорически против нормотворчества учеников в образовании 46 % учителей, против выбора учеником форм и методов его обучения и изменения целей учителя в угоду целям ученика — 20 %. Не предполагают ориентироваться на публикацию ученических работ в периодических изданиях 33 % педагогов, не собираются проводить уроки изобретательства и символтворчества от 27 до 40 % учителей. Эвристическая образовательная ситуация не входит в арсенал 13 % учителей.
Примечательно, что именно о новшествах, которые учителя отметили в числе применяемых, они хотят узнать подробнее. Среди таких новшеств: образовательная рефлексия, самоорганизация обучения, сопровождающее обучение, целеполагание учеников и развитие их оргдеятельностных качеств. Учителя интересуются тем, как проводить метапредметные занятия, проекты, научные конференции и недели, как организовывать реальные открытия учеников на уроках.
Появляется интерес и к таким новшествам, как изучение нового материала после создания учениками своего, к защите учениками творческих работ, а также к творческому освоению учениками образовательных стандартов (40 % учителей).
Педагоги почти не применяют, но интересуются такими новшествами, как индивидуальная образовательная траектория каждого ученика, разработка и защита учениками своих индивидуальных программ, эвристические погружения.
Проведенное исследование выступает примером первичной диагностики педагогического коллектива школы, результаты которого позволяют не только выполнить отбор предстоящих для внедрения новшеств, но и спроектировать системную деятельность по их последующему освоению.
Рассмотрим другой пример изучения инновационного опыта учителей в направлении творческого обучения, ориентированного на создание учениками образовательной продукции.
В конце 1980-х гг. среди педагогов наблюдался всплеск массового инновационного движения. Автор этой книги руководил педагогическим клубом «Контакт» в Орехово-Зуевском пединституте, который вместе с журналом «Физика в школе» организовал проведение I Всесоюзного фестиваля «Урок физики —88» в подмосковном поселке Черноголовка. Фестиваль был призван собрать наиболее активных и инициативных с методической точки зрения учителей физики. Одна из целей состояла в выявлении уровня инноваций, которые осуществляют эти педагоги.
На I Всесоюзный методический фестиваль съехались более 200 учителей школ, преподавателей вузов, научных сотрудников из разных городов. Участники фестиваля проводили и обсуждали уроки, участвовали в разработке инновационных методик. По итогам фестиваля были опубликованы ряд статей и отдельная книга[87].
В результате анализа творческих уроков участников фестиваля были получены следующие результаты. Из 127 педагогов, представивших на фестиваль свои методические системы, уроки и приемы, только 5 разработок были обеспечены возможностью получения учениками новых образовательных продуктов, таких, которые заранее неизвестны учителю. (Авторы этих уроков: учителя АП.Дзидзверг, Н.Н.Метальников, Г.Д.Бессараб, А.И.Шапиро, А. А. Остапенко.) То есть только 4% занятий из всех уроков, которые были заявлены как творческие, характеризовались элементами инновационной деятельности, которая приводила учащихся к творческой самореализации. Остальные педагоги ограничивались в основном «творческим усвоением» учениками заранее известного содержания образования.
Такова оказалась степень инновационной деятельности среди наиболее активной части педагогов. В массовой школе этот процент был, разумеется, еще ниже. Полученные данные свидетельствуют о том, что даже среди ориентированных на инновации учителей довольно мал процент тех, кто действительно реализует новшества, рассчитанные на продуктивную образовательную деятельность учеников.