Особенности организации летней педагогической практики в Поморском государственном университете имени М.В.Ломоносова
Организация летней педагогической практики в ПГУ имени М.В.Ломоносова предусматривает специальную подготовку студентов к работе в детских оздоровительных лагерях, которая ведется в течение семестра (подготовительный период). В подготовительный период летней педагогической практики осуществляется система различных по содержанию, характеру и уровню мероприятий:
- определение базовых детских оздоровительных лагерей, заключение договоров с администрацией детских оздоровительных лагерей;
- распределение студентов по конкретным базовым детским оздоровительным лагерям;
- изучение факультативного курса «Академия вожатского мастерства»
- самостоятельная работа студентов по составлению и сбору методической копилки, в которую входят: игры (различной направленности), считалочки, загадки, названия отрядов и девизы, разработки отрядных и общелагерных мероприятий;
- проведение инструктивно-методического лагеря для студентов II курса, выезжающих на работу в детские оздоровительные лагеря;
- работа “Школы интересных каникул”, организуемая в рамках инструктивно-методического лагеря;
- встреча-беседа студентов с администрацией детских оздоровительных лагерей, в которых им предстоит пройти практику;
- проведение допуска-зачета к работе в детских оздоровительных лагерях для студентов II курса;
- проведение стартовых конференций на факультете по летней педагогической практике;
- знакомство студентов со своими базовыми детскими оздоровительными лагерями, участие в подготовке лагеря к приему детей, встреча с сотрудниками лагеря, первый педагогический совет, семинар по подготовке студентов для работы в конкретном лагере.
Летняя педагогическая практика является важнейшим звеном в системе непрерывной педагогической практики студентов, ставя их перед необходимостью творчески организовывать воспитательную работу с детьми во внешкольных условиях, сознательно используя при этом профессиональные знания и умения.
Летняя педагогическая практика обладает целым рядом специфических особенностей:
1. Впервые студенты проходят практику в условиях загородного детско-оздоровительного лагеря в период летних каникул, когда нет учебного процесса, отсутствует непосредственное влияние на школьников семьи, различных коллективов и дружеских объединений.
2. Впервые практика выступает и как самостоятельная работа студентов; они включены в штатное расписание детского оздоровительного лагеря, соблюдают трудовую дисциплину, получают заработную плату, на них распространяется действие соответствующих законодательных документов. Студенты не только организуют воспитательную работу с детьми, но и несут юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей.
3. Студенты становятся полноправными членами педагогического коллектива воспитательного учреждения, каким является детский оздоровительный лагерь, вступают во взаимодействие с другими его службами, с администрацией лагеря.
4. Важной особенностью летней педагогической практики является то, что она осуществляется в различных типах лагерей: санаторные лагеря, профильные лагеря, загородные центры, лагеря с дневным пребыванием детей, лагеря детских общественных организаций, военно-спортивные лагеря, детские воспитательно-оздоровительные центры и т.д.
Таким образом, специфика данного вида практики определяется тем, что это единственная практика, представляющая собой полный и завершенный период социально-педагогической деятельности. Студенты не внедряются в уже организованный процесс, как это происходит в других видах практики, а сами участвуют в создании, организации, совершенствовании форм летнего оздоровительного отдыха детей. Здесь в большей степени по сравнению с другими видами практики есть возможность проявления собственного творчества и инициативы студентов. Все это сочетается с большой долей ответственности не только за результаты собственной деятельности, но и собственно за жизнь и здоровье детей.
Особенностью данного вида практики является также и то, что деятельность организуется в условиях временного детского коллектива. Это значит, что за короткий период летней смены группа детей, созданная формально, обретает совместный опыт взаимодействия, обогащающий их отношения, способствующий превращению этих отношений в неформальные. Залогом успешности работы педагога с временным детским коллективом является опора на следующие ценностные приоритеты: благоприятная эмоциональная атмосфера; ненасильственное сосуществование детей; соблюдение социальных норм и правил; поддержка индивидуальных интересов и развитие детского творчества.
Одним из эффективных способов воспитательной деятельности в условиях летнего отдыха является организация разновозрастных первичных коллективов. Они могут быть как постоянными по составу, так и временными (Совет дела, Совет лагеря, редколлегия и т.п.) Педагогический потенциал межвозрастного взаимодействия реализуется через одновременное взаимное влияние детей с разным запасом знаний и опыта при положительном эмоциональном контакте. Разные возможности и потребности детей имеют большее поле соприкосновения, так как создают условия для посильной деятельности через взаимопомощь, взаимоподдержку, взаимовлияние. Исходя из того, что во взаимодействие вступают дети с разным уровнем знаний, жизненным опытом, духовным миром, в совместной деятельности эти факторы становятся движущей силой развития как каждого в отдельности, так и сообщества в целом – разновозрастного коллектива.
Обстановка в лагере существенно отличается от школьной и домашней еще и тем, что создает возможность постоянного общения с природой. Природные факторы, гармонично вплетенные в воспитательный процесс, окажут не только оздоровительный эффект. Близость к природе позволит осуществить экологическое просвещение, расширить познания в области естественных наук, а также создать благоприятный фон для эмоционального и эстетического развития детей.
Важную роль в организации воспитательного процесса играет максимальное использование той социальной среды, в которой расположен лагерь. Знакомство с историческими местами, особенностями культурных традиций, видами производств в данной местности несомненно обогатят социальный опыт воспитанников.
Задача педагогов в детском лагере — реализация всех этих возможностей.
Все эти особенности обусловливают специфику задач, содержания и организации летней педагогической практики. На основе применения и закрепления знаний и умений, полученных при изучении педагогики, психологии и других дисциплин, а также опыта, приобретенного в ходе предшествующей практики, решаются задачи дальнейшей профессиональной подготовки студента:
- знакомство с современным опытом организации отдыха и воспитания школьников в детских загородных оздоровительных центрах;
- овладение методикой воспитательной работы в условиях детских оздоровительных лагерей;
- приобретение опыта самостоятельного создания временного детского коллектива, организация повседневной жизнедеятельности воспитанников, осуществление индивидуального подхода к ним;
- овладение профессиональными знаниями и умениями вожатого;
- приобретение опыта реализации единых педагогических требований.
Содержание практики
№ | Задание | Виды деятельности | Форма отчетности |
1. | Сбор информации о ДОЛ, детях, педагогическом коллективе. | Знакомство с территорией лагеря, педагогическим коллективом, личными данными детей, проведение беседы с ними, организация знакомства друг с другом. | Характеристика ДОЛ с анализом возможностей оздоровительной работы с детьми; список педагогического коллектива; развернутый список детей. |
2. | Адаптация к жизни ДОЛ, создание временного детского коллектива | Проведение организационного сбора отряда, включение детей в выборы органов самоуправления, определение основных режимных моментов в жизни лагеря. | Анализ режима дня лагеря с точки зрения возможностей оздоровления детей, их социализации, обретения нового опыта |
3. | Планирование деятельности на период смены | Проведение диагностики пожеланий детей, лидерских качеств детей | Развернутый план работы на смену по направлениям деятельности детей, а также с точки зрения педагогической целесообразности |
4. | Организация и проведение воспитательных мероприятий | Разработка и проведение 3 воспитательных мероприятий с учетом интересов и опыта детей и подростков | Методическая разработка мероприятия с самоанализом |
5. | Наблюдение за детьми, развитием их взаимоотношений | Применение различных форм и методов деятельности по организации жизнедеятельности детского коллектива; наблюдение за одним воспитанником или микрогруппой | Методическая копилка Регулярные наблюдения в дневнике |
6. | Методическая работа в педагогическом коллективе | Участие в методической работе педагогов: планерки, совещания, совет лагеря. Подготовка сообщения на одном из методических совещаний | Самоанализ своего выступления |
7. | Анализ и подведение итогов работы | Проведение итоговых сборов отрядов, диагностики впечатлений детей; продумать и осуществить награждение детей за их успехи и вклад в коллективные результаты | Анализ степени реализации поставленных задач |
8. | Анализ хода и обобщение результатов практики | Самоанализ педагогической деятельности, определение соответствия итогов смены поставленным задачам практики | Ø Педагогический дневник Ø Отчет о практике |