Практическое занятие 7
Тема: Основы дидактики
План
1. Дидактические принципы специальной педагогики, их сущность и специфика реализации.
2. Специфика отбора методов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
3. Роль личности педагога в процессе воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
4. Формы обучения детей с проблемами в развитии.
5. Специфика организации урока в специальной школе.
6. Принципы отбора средств обучения в специальном образовании.
7. Язык как средство обучения детей с особыми образовательными потребностями.
8. Возможности искусства как средства коррекции и развития.
9. Место наглядных средств в специальном образовании.
10. Основные группы ТСО и компенсации нарушений в воспитательном образовании.
Контрольные задания
1. Раскройте содержание следующих принципов построения системы специального образования:
· всеобщности и общедоступности специального образования;
· обязательности специального образования;
· единства специального образования;
· цензовости специального образования;
· дифференцированности системы специальных учреждений;
· гуманистического характера специального образования и воспитания;
· сотрудничества школы, семьи и общественности в образовании детей с отклонениями в развитии.
2. Приведите примеры, раскрывающие специфику реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.
|
3. Изучите схемы. Объясните, чем вызван процесс стандартизации школьного образования и разработки государственных образовательных стандартов?
4. Выполните тест, правильно дополняя предложения.
А. Носители содержания образования – это:
а) учебные планы; б) методы обучения; в) учебные предметы; г) учебники и учебные пособия; д) государственный образовательный стандарт; е) учебный материал; ж) учебные занятия; з) учебные программы; и) учебные помещения; к) дидактические принципы.
Б. Нормативы образовательных областей, определяемые регионами и образовательными учреждениями, отражает:
а) федеральный компонент; б) национально-региональный компонент; в) школьный компонент.
В. Проекция содержания образования осуществляется следующим образом:
а) учебные программы – государственный образовательный стандарт – учебный план- учебники; б) учебный план – учебники – государственный образовательный стандарт – учебные программы; в) государственный образовательный стандарт – учебный план – учебные программы – учебники; г) государственный образовательный стандарт – учебные программы – учебники – учебный план.
Г. Современная гуманистическая педагогика пропагандирует к определению сущности содержания образования:
а) знаниево-ориентированный подход; б) личностно-ориентированный подход.
Д. Накопление и передача знаний, обеспечивающих жизнедеятельность человека, составляет:
а) культурологическую функцию содержания образования; б) прагматическую функцию содержания образования.
Е. Необходимость согласования составляющих содержания образования: теории, учебных предметов, учебного материала, педагогической деятельности, личности ученика – составляет:
а) принцип соответствия образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; б) принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; в) принцип структурного единства содержания образования; г) принцип гуманитаризации содержания образования; д) принцип фундаментализации содержания образования.
Ж. Учебный план, который разрабатывается на основе базисного плана и носит рекомендательный характер, – это:
а) перспективный учебный план школы, б) типовой учебный план; в) рабочий учебный план школы.
З. Национально-региональный компонент учебного плана представляет собой:
а) инвариантную часть учебного плана; б) вариативную часть учебного плана.
И. Инвариантная часть учебного плана предполагает следующие виды занятий:
а) обязательные занятия; б) необязательные занятия по выбору; в) обязательные занятия по выбору.
К. Базисный учебный план включает следующие нормативы:
а) количество образовательных областей; б) недельная нагрузка учебных занятий; в) виды учебных занятий; г) продолжительность обучения; д) количество учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета; е) максимальная обязательная нагрузка для учащихся.
Л. Учебные программы могут быть:
а) авторскими; б) федеральными; в) типовыми; г) школьными; д) линейными; е) рабочими.
М. Учебная программа может быть построена способами:
а) рабочим; б) линейным; в) авторским; г) концентрическим; д) типовым.
5. Опираясь на схему, охарактеризуйте современные тенденции развития содержания специального образования.
6. Подготовьте аргументированные ответы на следующие вопросы:
· Какие классификации методов обучения известны вам?
· Назовите конкретные методы обучения, включаемые авторами классификаций в различные группы.
· Какие из них могут использоваться в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта?
· Какая из приведённых классификаций методов обучения носит более завершённый характер? Докажите.
7. Охарактеризуйте факторы, определяющие выбор методов обучения.
8. Какие педагогические условия могут способствовать повышению эффективности методов обучения?
9. Назовите методы стимулирования и мотивации учения. Какую роль они играют в процессе обучения?
10. Какие средства и приёмы из перечисленных далее составляют методы формирования познавательного интереса, а какие – методы стимулирования долга и ответственности в учении:
а) убеждение в общественной значимости учения;
б) содержание материала;
в) познавательные игры и игровые ситуации;
г) предъявление учебных требований;
д) поощрение;
е) создание положительных эмоций;
ж) порицание?
11. Определите формы организации обучения, приемлемые для учебного процесса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Обоснуйте своё мнение.
12. Постройте развёрнутый план сообщения на тему «Характеристика урока как основной формы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе».
13. На основе анализа литературных источников подготовьте сообщение на тему «Реализация коррекционно-развивающей функции урока».
14. С опорой на классификацию уроков по дидактическим целям, дайте характеристику существующим типам урока и ответьте на вопросы:
· От каких факторов зависит выбор учителем типа урока?
· Как в зависимости от типа урока будет меняться его структура?
· Какие из представленных типов уроков могут проводиться нетрадиционно?
15. Соотнесите основные части урока и основные структурные элементы урока, выразите эту взаимосвязь графически.
16. Укажите авторов – представителей классической педагогики и психологии, их основные труды, в которых обоснованы приведенные положения:
а) обосновал необходимость воспитания умственно отсталого ребенка в коллективе сверстников. «Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации… умение координировать свои действия с деятельность товарищей, одним словом – все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов, – все они первоначально возникают и проявляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности»;
б) разработал целостную систему формирования личности в коллективе, в связи с чем указывал, что необходимо «научиться так организовать воспитание, чтобы наши достижения характеризовались совершенствованием системы данной личности в целом»;
в) в его трудах получили развитие идеи А.С. Макаренко, особую роль в формировании коллектива он отводил целостному процессу воспитания. «Не добьется успеха тот учитель, который попытается воспитать у учащихся чувство долга перед коллективом только критику, «прорабатыванием». Критика со стороны воспитателя, товарищей, не будучи подкреплена заботой, помощью нередко лишь ожесточает школьника».
17. Характеристики каких типов отношений родителей к ребёнку с нарушением развития приведены далее:
а) родители считают, что их ребёнок с нарушениями развития, поэтому нуждается в постоянной опеке. Ребёнка освобождают от всех забот, его обувают, одевают, подают на стол. Даже в школьном возрасте он не может себя обслужить, не ориентируется в условиях быта;
б) родители не считаются с особенностями развития ребенка, попросту не видят их. К школьнику предъявляются требования, которые неадекватны его возможностям. Ребенка могут наказать за то, что он не сообразил, не запомнил, поступил неправильно;
в) родители относятся к ребенку презрительно, унижают его, не считаются с ним как с личностью. Заставляют выполнять по дому самую грязную работу.