Организационно-методические рекомендации по проведению массовых физкультурных мероприятий

Массовые физкультурные мероприятия должны входить в го­довой план учебно-воспитательной работы школы с указанием конкретных дней их проведения. Планируя эти мероприятия, сле­дует исходить из их главной задачи — способствовать укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, повышению интере­са к занятиям физической культурой, обеспечению активного от­дыха школьников.

План и положение о проведении массовых физкультурных ме­роприятий необходимо утвердить на первом педсовете в августе.

Как правило, такие мероприятия проходят в сентябре, октябре, декабре, феврале, апреле и мае во внеурочное время, а в ноябре, январе, марте — в дни школьных каникул.

В них участвуют все школьники с I по XI класс, не имеющие медицинских противопоказаний. В проведении соревнования самое активное участие в качестве руководителей команд, судей должны принять все члены педагогического коллектива школы, привлекая родителей, общественность шефских предприятий.

В содержание массовых физкультурных мероприятий могут входить подвижные и спортивные игры на местности, туристиче­ские походы (пешие, лыжные и другие), открытые старты на луч­шего бегуна, прыгуна, метателя и другие виды соревнований. Реко­мендуется проводить соревнования, получившие за последнее вре­мя большую популярность,— «Папа, мама и я — спортивная семья».

Этому должна предшествовать большая подготовительная ра­бота: следует выбрать и красочно оформить - место проведения, определить содержание данного мероприятия, подготовить общест­венных инструкторов и судей из числа учащихся и распределить их по участкам работы, обеспечить наглядную агитацию, проду­мать виды награждений. Массовое физкультурное мероприятие должно стать большим общешкольным праздником. Поэтому кро­ме соревнований по видам спорта рекомендуется включать в не­го массовые гимнастические выступления мастеров спорта, чем­пионов города, области, республики, Союза. Эти праздники сле­дует начинать с парада и заканчивать награждением победителей.

Важно, чтобы о предстоящих мероприятиях были своевремен­но проинформированы все учащиеся, учителя и родители. Поэто­му программу рекомендуется вывешивать заранее в вестибюле школы, учительской, пионерской комнатах.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также временно освобожденные от занятий физической культурой в соревнованиях непосредственно не участ­вуют. Рекомендуется их использовать в качестве судей и помощ­ников, если им это не противопоказано диагнозом.

Директор школы, его заместители совместно с учителем фи­зической культуры, военным руководителем и медицинским пер­соналом обеспечивают общее руководство ходом мероприятия, соблюдение техники безопасности.

Классные руководители обеспечивают организацию своего класса для участия в соревнованиях. Учителя, свободные от класс­ного руководства, могут быть привлечены к участию в судействе отдельных видов соревнований и подвижных игр.

Учителя физической культуры ведут непосредственную работу по подготовке намеченных мероприятий, привлекая в помощь чле­нов совета школьного коллектива физической культуры, комитет ВЛКСМ, совет пионерской дружины, ученический комитет.

Во время проведения соревнований и игр организаторам необ­ходимо вести постоянное наблюдение за состоянием здоровья учащихся, учитывая уровень физической подготовленности школьни­ков и индивидуальные особенности физического развития учени­ков.

Однако критерием оценки этих соревнований является массо­вость, поэтому при проведении рекомендуется больше уделять вни­мания занятости школьников, активному участию всех учеников в запланированных для них видах программы.

Массовые спортивные мероприятия рекомендуется проводить не только на школьной спортивной площадке, но и на близлежа­щих стадионах, детских площадках.

Примерное содержание массовых соревнований

Сентябрь: I—III классы.

Прогулка в лес, лесопарк и проведение там подвижных игр с бегом, прыжками, метаниями. Соревнования типа «Веселые стар­ты». Соревнования на самокатах, детских велосипедах и др.

IV—XII классы.

Туристские одно- и двухдневные походы и слеты.

Октябрь: I—III классы.

Подвижные игры. IV—XII классы.

Соревнования по легкоатлетическому многоборью, легкоатле­тический кросс, эстафеты, подвижные и спортивные игры и др.

Ноябрь: I—III классы.

Проводятся соревнования в честь праздника Великого Октяб­ря, подвижные игры и различные состязания в ловкости, силе, меткости и др. Выполняются массовые гимнастические упражнения типа «утренняя зарядка».

IV—XII классы.

Соревнования по легкоатлетическому кроссу, спортивным иг­рам. Соревнования типа «Папа, мама и я — спортивная семья», «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни».

Декабрь: I—III классы. Подвижные игры.

IV—XII классы.

Соревнования по гимнастическим упражнениям из учебных программ. Массовые гимнастические упражнения с предметами и без предметов. Финальные спортивные игры.

Январь: I—III классы.

Соревнования, игры, забавы на лыжах, коньках, эстафеты «Веселые старты» и другие подвижные игры.

IV—XII классы.

Проведение игр на местности (IV—VIII, IX—XII классы)

Февраль: 1—111 классы.

Соревнования по играм из учебной программы.

IV—XII классы.

Соревнования, посвященные Дню Вооруженных Сил СССР.

Март: I—III классы.

Подвижные игры. IV—XII классы.

Соревнования по упражнениям общей физической подготовки и спортивным играм.

Апрель: I—III классы.

Подвижные игры, соревнования типа «Веселые старты» и др.

IV—XII классы.

Легкоатлетический кросс, соревнования по спортивным играм. Май: I—III классы.

Подвижные игры, массовые гимнастические выступления. IV—XII классы.

Соревнования по спортивным играм, массовые гимнастические упражнения.

Наши рекомендации