Организационно-методические рекомендации по проведению массовых физкультурных мероприятий
Массовые физкультурные мероприятия должны входить в годовой план учебно-воспитательной работы школы с указанием конкретных дней их проведения. Планируя эти мероприятия, следует исходить из их главной задачи — способствовать укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, повышению интереса к занятиям физической культурой, обеспечению активного отдыха школьников.
План и положение о проведении массовых физкультурных мероприятий необходимо утвердить на первом педсовете в августе.
Как правило, такие мероприятия проходят в сентябре, октябре, декабре, феврале, апреле и мае во внеурочное время, а в ноябре, январе, марте — в дни школьных каникул.
В них участвуют все школьники с I по XI класс, не имеющие медицинских противопоказаний. В проведении соревнования самое активное участие в качестве руководителей команд, судей должны принять все члены педагогического коллектива школы, привлекая родителей, общественность шефских предприятий.
В содержание массовых физкультурных мероприятий могут входить подвижные и спортивные игры на местности, туристические походы (пешие, лыжные и другие), открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и другие виды соревнований. Рекомендуется проводить соревнования, получившие за последнее время большую популярность,— «Папа, мама и я — спортивная семья».
Этому должна предшествовать большая подготовительная работа: следует выбрать и красочно оформить - место проведения, определить содержание данного мероприятия, подготовить общественных инструкторов и судей из числа учащихся и распределить их по участкам работы, обеспечить наглядную агитацию, продумать виды награждений. Массовое физкультурное мероприятие должно стать большим общешкольным праздником. Поэтому кроме соревнований по видам спорта рекомендуется включать в него массовые гимнастические выступления мастеров спорта, чемпионов города, области, республики, Союза. Эти праздники следует начинать с парада и заканчивать награждением победителей.
Важно, чтобы о предстоящих мероприятиях были своевременно проинформированы все учащиеся, учителя и родители. Поэтому программу рекомендуется вывешивать заранее в вестибюле школы, учительской, пионерской комнатах.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также временно освобожденные от занятий физической культурой в соревнованиях непосредственно не участвуют. Рекомендуется их использовать в качестве судей и помощников, если им это не противопоказано диагнозом.
Директор школы, его заместители совместно с учителем физической культуры, военным руководителем и медицинским персоналом обеспечивают общее руководство ходом мероприятия, соблюдение техники безопасности.
Классные руководители обеспечивают организацию своего класса для участия в соревнованиях. Учителя, свободные от классного руководства, могут быть привлечены к участию в судействе отдельных видов соревнований и подвижных игр.
Учителя физической культуры ведут непосредственную работу по подготовке намеченных мероприятий, привлекая в помощь членов совета школьного коллектива физической культуры, комитет ВЛКСМ, совет пионерской дружины, ученический комитет.
Во время проведения соревнований и игр организаторам необходимо вести постоянное наблюдение за состоянием здоровья учащихся, учитывая уровень физической подготовленности школьников и индивидуальные особенности физического развития учеников.
Однако критерием оценки этих соревнований является массовость, поэтому при проведении рекомендуется больше уделять внимания занятости школьников, активному участию всех учеников в запланированных для них видах программы.
Массовые спортивные мероприятия рекомендуется проводить не только на школьной спортивной площадке, но и на близлежащих стадионах, детских площадках.
Примерное содержание массовых соревнований
Сентябрь: I—III классы.
Прогулка в лес, лесопарк и проведение там подвижных игр с бегом, прыжками, метаниями. Соревнования типа «Веселые старты». Соревнования на самокатах, детских велосипедах и др.
IV—XII классы.
Туристские одно- и двухдневные походы и слеты.
Октябрь: I—III классы.
Подвижные игры. IV—XII классы.
Соревнования по легкоатлетическому многоборью, легкоатлетический кросс, эстафеты, подвижные и спортивные игры и др.
Ноябрь: I—III классы.
Проводятся соревнования в честь праздника Великого Октября, подвижные игры и различные состязания в ловкости, силе, меткости и др. Выполняются массовые гимнастические упражнения типа «утренняя зарядка».
IV—XII классы.
Соревнования по легкоатлетическому кроссу, спортивным играм. Соревнования типа «Папа, мама и я — спортивная семья», «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни».
Декабрь: I—III классы. Подвижные игры.
IV—XII классы.
Соревнования по гимнастическим упражнениям из учебных программ. Массовые гимнастические упражнения с предметами и без предметов. Финальные спортивные игры.
Январь: I—III классы.
Соревнования, игры, забавы на лыжах, коньках, эстафеты «Веселые старты» и другие подвижные игры.
IV—XII классы.
Проведение игр на местности (IV—VIII, IX—XII классы)
Февраль: 1—111 классы.
Соревнования по играм из учебной программы.
IV—XII классы.
Соревнования, посвященные Дню Вооруженных Сил СССР.
Март: I—III классы.
Подвижные игры. IV—XII классы.
Соревнования по упражнениям общей физической подготовки и спортивным играм.
Апрель: I—III классы.
Подвижные игры, соревнования типа «Веселые старты» и др.
IV—XII классы.
Легкоатлетический кросс, соревнования по спортивным играм. Май: I—III классы.
Подвижные игры, массовые гимнастические выступления. IV—XII классы.
Соревнования по спортивным играм, массовые гимнастические упражнения.