Педагогизация окружающей среды
Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.
Аналоги. «Педагогика сотрудничества» как проникающая технология широко применяется в работе учителей и целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вышеупомянутых, можно указать также известные школы и имена:
Агишева З.И. (Йошкар-Ола, Марий-Эл);
Жаренова Т.Н. (Лакинск, Владимирская обл.);
Англия: Саммерхилл (Педагогика свободы по А.Нейлу);
США: Бруклайн (Демократия в действии), Нью-Йорк («Справедливое сообщество» Л.Колъберга);
Швейцария: Иттиген (Валъдорфская школа).
Литература
Х.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1990.
2. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. -1994. - № 5.
3. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к пере стройке процесса обучения в школе //Народное образование. — 1988 — № 1.
4. Иванов ИМ. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
5. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.
6. Концепция общего среднего образования. - М.: ВНИК "Школа", 1988.
7. Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. - Ярославль, 1994.
8. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989.
9. МухинМ.И. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского. - М., 1994.
10. Отчеты о встречах учителей-новаторов (Учительская газета): Педагогика сотрудничества. -1986. -18 марта. Демократизация личности. -1987. -17 октября.
Методика обновления. -1988.-19 марта.
Войдем в новую школу. -1988.-18 октября.
От ученика - к личности // Первое сентября. - 03.09.96.
11. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.
12. Селевко Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989.
13. Селевко Г.К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.
14. Селевко Г.К, Тихомирова Н.К Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1988, 1989.
15. Селевко Г.К, Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. -Ярославль, 1990.
16. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.
17. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Просвещение, 1987.
18. Цирлина ТВ. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.
19. Цукерман ГА. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.
20. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1990.
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Дари себя детям Из «Заповедей» Ш.А.Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович- академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».
Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили
По уровню применения:общепедагогическая.
По философской основе:гуманистическая + религиозная.
По основному фактору развития:социогенная + биогенная.
По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры:эмоционально-нравственная: СЭН + 2) ЗУН.
По характеру содержания:обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориен-тированная.
По типу управления:система малых групп.
По организационным формам:традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку:гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.
По категории обучаемых:массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Целевые ориентации
• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
• Идеал воспитания - самовоспитание.
Концептуальные положения
• Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4.1).
• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
• Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
• Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Особенности содержания
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).
Особенности методики
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;
- учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Оценивание деятельности детей.Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок.Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.
4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.
7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.
9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.
10. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.
11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.