Права человека в системе «человек – универсум»
В буквальном и абсолютном смысле человек не одинок во Вселенной. Его интенсивные и расширяющиеся коммуникации с миром животных, растений, океанами, воздушными и подземными пространствами, его проникновение в открытый космос говорят о том, что окружающие его реальности каким-то образом и в чем-то родственны ему, что у нас, людей, есть нечто, что составляет основу для взаимодействия со всем, что мы обнаруживаем как другое, нечеловеческое.
Пока еще люди мало задумывались над глубинной сущностью этого общения, понимая его чаще всего либо антропоморфически, либо имперсоналистически, соответственно либо редуцируя, т.е. сводя и приравнивая природу к себе, либо, напротив, себя – к природе или ничто. Экологические и глобальные проблемы, открытие новых физических законов, некоторые метафизические вопрошания о значении человека, окружающих и пронзающих его реальностях заставляют пересматривать существующее здесь положение дел.
Сегодня мы готовы признать некоторые права за животными и даже той окружающей нас неодушевленной средой, которая находится в зоне нашей непосредственной технологической и энергетической деятельности.
Наиболее легким является вопрос о правах животных. Способные чувствовать и страдать, животные вызывают наше сочувствие непосредственно и вызывают столь же непосредственное естественное желание оградить их от неправомерного насилия. Другим, так сказать, антропоморфным аргументом в защиту прав животных, растений и некоторых фрагментов окружающей среды является то, что плохое обращение с ними, например, избиение собаки или осквернение заповедника, может стимулировать проявление насилия, грубости или варварства по отношению к себе подобным. Иначе говоря, мы потому признаем права животных и окружающей среды, что экстраполируем методы обращения с ними на сферу человеческих отношений и осуждаем то, что по аналогии представляется нам античеловечным.
Третья причина также связана с антропоморфизацией природы, т.е. с приписыванием ей человеческих качеств, в частности, в наделении природы этическими и эстетическими атрибутами, в силу чего окружающая среда обретает соответствующую ценность, которую необходимо оберегать и поддерживать. Так мы говорим о девственных лесах, ласковой волне или торжественной тишине.
Следующей причиной конституирования прав в системе человек – природа является некий рациональный и прагматический расчет. Он связан с пониманием стоимости, скажем, поголовья скота или запасов нефти, неразумное обращение с которыми может повлечь за собой подрыв самих жизненных условий человеческого существования.
В принципе, эти аргументы благотворно действуют на человека и природу, несмотря на присутствующий здесь (точнее, в последних трех) эгоцентризм. Но является ли достаточной такая установка человека, такое понимание им «правовых» отношений между человеком и всем остальным в мире? Скорее всего, нет.
Современный уровень общения людей с окружающей средой, достижение человеком планетарной мощи и проникновение разума человека в невероятные глубины макро- и микромира по-новому ставят вопросы его коммуникаций с фундаментальными реальностями природы, ничто и неизвестности. Признание не только личностного, культурного, социального или политического плюрализма, но и множественности несводимых друг к другу реальностей: человека, общества, биосферы, физической вселенной, ничто и неизвестности, – требует от нас нового мышления, поисков таких прав, свобод и принципов общения, которые породили бы не только новую лексику, но и новые способы межсубстанциальных коммуникаций.
В этой области налицо асимметрия взаимных прав и свобод, так же, как и их частичное совпадение. Сегодня мы можем описать их только приблизительно, вероятностно и гипотетически. Среди этих прав и свобод как принципов поведения в сфере коммуникации между субстанциальными реальностями могут бытьследующие:
– права личности, общества, физической и живой природы, ничто и, возможно, даже неизвестности на существование в своем собственном «естественном» виде;
– право на их самосохранение, воспроизводство и саморазвитие;
– право на их частичное единство и «родственность» друг по отношению к другу;
– право на фундаментальные различия и разрыв между ними, также как и на разрыв с человеком;
– право на объективность, т.е. право на существование независимо от человека, его деятельности и познания.
Объективность в некотором смысле совпадает здесь с принципом или правом на свободу как на автономию и независимость существования базовых реальностей. Принцип свободы – это и право субстанций существовать таким образом, чтобы собственные законы всякого бытия, небытия или неизвестности превалировали в них «естественным» образом, чтобы они не подвергались существенному, субстанциальному возмущающему вмешательству человеческого познания и практики, чтобы не нарушалась «естественная» согласованность их порядка и беспорядка, космоса и хаоса и т. д. Учет принципа causa sui, составляющего актуальную основу каждой реальности, требует признания права человека, общества, бытия, небытия и неизвестно чего быть или не быть, «существовать» на своей собственной основе в согласии с собой и, возможно, в согласии с принципом взаимоинтегрированности между всеми этими субстанциями.
Принцип различия и нередуцируемости, несводимости реальностей друг к другу включает в себя признание неправомерности или частичной правомерности приписывания природе и другим реальностям качеств, ценностей и стандартов, составляющих качества и ценности человеческой реальности. Это означает, что такие понятия как добро, зло, красота, угроза, справедливость, анонимность, молчание, скрытость и т.д. не являются или, возможно, не являются имманентными (внутренне присущими) другим субстанциальным реальностям и могут ущемлять их право на идентичность, а человека ввергать в заблуждение и иллюзии или ставить его существование под вопрос.
Наконец, это признание за ними права на невыражение ими понятным нам языком согласия или несогласия с перечисленными здесь принципами. Иначе говоря, это их право на некое «безмолвие» в наших диалогах с ними или на молчаливое несогласие с тем, что «рабочим языком» наших переговоров и соглашений является язык человека, а не их собственный. Неправильно считать, что природа разговаривает с нами только на языке законов, открываемых человеком. Право всех внечеловеческих реальностей на свою субстанциальность влечет за собой их право на негарантированность, вероятностность, фаллибилистичность, рискованность, неабсолютность, взаимную асимметричность, свободу, открытость, непредсказуемость, неокончательность и незавершенность любых транссубстанциальных коммуникаций.
Проблема свобод и прав в области отношений «человек – универсум» во многом носит вероятностный, гипотетический и вопрошающий характер. Сложность состоит в том, что эта область отношений только частично может подлежать методам научного, рационального, этического и эстетического познания и оценки. Это вызвано самой природой отношений с открытыми и бесконечными реальностями, некоторые из которых, например, ничто и неизвестность, требуют особых способов их осознания и опознания. Поэтому не случайно, что само обращение к этим реальностям, способ их обсуждения имеет во многом характер метафизических предположений и умозрений.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое право и каковы его источники?
2. Почему о некоторых правах мы говорим как о фундаментальных и неотчуждаемых?
3. Назовите основные черты прав человека.
4. С какими качествами человека связаны его права?
5. Почему право на жизнь является исходным и онтологическим?
6. Как право на защиту жизни и здоровья связано с основными правами человека?
7. Какое отношение имеет проблема эвтаназии к правам человека?
8. Каково содержание экономических прав?
9. Какие права входят в понятие «частная жизнь»?
10. Что входит в область культурных свобод человека?
11. В чем особенность моральных свобод?
12. Что такое интеллектуальная свобода и свободное исследование?
13. Каковы права в системе «гражданин – правовая система общества»?
14. Из чего складывается право человека на участие в общественной жизни и управлении?
15. В чем особенность репродуктивных свобод?
16. Существуют ли права за пределами общества?
17. Каков возможный правовой кодекс в системе «человек – универсум»?
Литература
1. Абелев Г.И. Об истоках псевдонауки // Здравый смысл, 2001/2002, № 1 (22).
2. Афанасьев В.В. Неогуманистические концепции Дж. Хаксли и А. Печчеи. – М., 1991.
3. Балашов Л.Е. Гуманистический манифест. М., 2000.
4. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. – М., 1990.
5. Борзенко И. Ноосферный гуманизм // Здравый смысл, 1999, № 13.
6. Бурьянов С. Свобода совести как свобода мировоззренческого выбора // Здравый смысл, 2000, № 16.
7. Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции. Сост. и ред. В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2001.
8. Волков Ю.Г. Homo humanus: Личность и гуманизм. (Социологический аспект). – М. 1995.
9. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. – М.: РГО, 2001.
10. Гинзбург В.Л. Разум и вера // Здравый смысл, 1999, № 1 (13).
11. Гуманизм и культура: Век ХХ. / Сб. научн. трудов. – Тверь, 1993.
12. Гуманизм и личность / Сб. научн. трудов. – Коломна, 1992.
13. Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива // Редколлегия Б.Н. Бессонов, Т.Г. Богатырев, В.Н. Шевченко. – М.: «Гнозис», 1997.
14. Девина И.В. Гуманизм и свободомыслие: Научн.-аналитический обзор./ М.: ИНИОН, 1996.
15. Дубровский Д.И. Обман: Философско-психологический анализ. – М.: «РЭЙ», – 1994.
16. Кононеко Б.И. Гуманизм как качественная мера культуры: Лекция. – М., 1997.
17. Круглов А. Террор, терроризм // Здравый смысл, 2001/2000, № 1 (22).
18. Круглов А.Г. Словарь: Психология и характерология понятий [Т. 1] («А – И»). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Гнозис», 2000; Круглов А.Г. Словарь [Т. 2] («К – Н»). – Екатеринбург: Деловая книга, 1999; Круглов А.Г. Словарь [Т. 3] («О – П»). – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. Особенно ценными для понимания современного гуманизма являются, в частности, такие статьи «Словаря», как «Абсолют», «Авторитаризм», «Альтруизм», «Атеизм», «Благо», «Вера», «Вероисповедание», «Веротерпимость», «Гуманизм», «Добродетель», «Догма», «Долг», «Достоинство», «Жизнь», «Здравый смысл», «Мизантропия», «Наука», «Нравственность и человечность», «Правда», «Право», «Правосознание», «Природа человека». См. также приложение к первому тому «Словаря»: «Что такое гуманизм?», «Что такое достоинство?».
19. Кругляков Э. Почему опасна антинаука? // Здравый смысл, 2001/2002, № 1 (22).
20. Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. – М.: Наука, 2001.
21. Кругляков Э.П. Что же с нами происходит? – Новосибирск: СО РАН, 1998.
22. Кувакин В. Гуманизм и политика // Здравый смысл, 2000/2001, 1 (18).
23. Кувакин В. Гуманизм – основа гражданского согласия и прогресса России // Здравый смысл, 2002, № 2 (23).
24. Кувакин В. Фрагменты метафизики нечеловеческого / В кн. Кувакин В. Личная метафизика надежды и удивления. – М.: «Коффи», 1993.
25. Кувакин В. Необходимость моральной реконструкции // Здравый смысл, 2001, № 3 (20).
26. Кувакин В. Российское гуманистическое общество // Здравый смысл, 2000, № 16.
27. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). – СПб. «Алетейя», М.: «Логос», 1998.
28. Куртц П. Гуманизм и скептицизм – парадигмы культуры третьего тысячелетия // Здравый смысл, 2000, № 17.
29. Куртц П. Искушение потусторонним. – М.: Академический Проект, 1999.
30. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. – М.: Гнозис, 1993. (См. также второе издание этой работы – М.: РГО, 2002 г.)
31. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. – М.: РГО, 2000.
32. Куртц П. Новый скептицизм: Провозглашение принципов // Здравый смысл, 2001, № 4 (21).
33. Куртц П. Сначала о главном: К минимальному определению гуманизма // Здравый смысл, 1999, № 11.
34. Морозова Е.В. Религия, свободомыслие, гуманизм в современном мире. – Ярославль, 1994.
35. Митрохин Л.Н. Научное знание и религия на рубеже XXI века // Вестник РАН, 2000, №12.
36. Моисеев Н.Н. Гуманизм – заслон против надвигающегося средневековья // Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности? Материалы международной конференции гуманистов. Сост. и общая ред. В.А. Кувакин, П. Хеар, А.В. Разин. – М.: РГО, 1998.
37. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: «Аграф», 1998.
38. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.
39. Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности? Материалы международной конференции гуманистов. Сост. и общая ред. В.А. Кувакин, П. Хеар, А.В. Разин. – М.: РГО, 1998.
40. Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия. Тезисы международной научной конференции. Сост. и ред. В.А. Кувакин. – М.: РГО, 2000.
41. Никитин В.Н., Обухов В.Л. Религиоведение: Вероучения религии мира. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Химиздат, 2001.
42. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1986.
43. Перуанский С.С. Манифест гуманистической партии. – М.: РГО, 2001.
44. Поругание разума: Экспансия иррационализма в культуру. Тезисы к международному симпозиуму «Наука, антинаука и паранормальные верования». Сост. и ред. В.А. Кувакин . – М.: РГО, 2001.
45. Разин А. В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. – М.: МГУ, 1996.
46. Разин А.В. Этика: История и теория. – М.: , 2002.
47. Родоман Б. Наука как нравственно-психологический феномен // Здравый смысл, 1997, №№ 11, 12.
48. Сикорский Б.Ф. Перспективы человека в свете гуманистических идей западной философии ХХ в. Учебн. пособие. – Курск, 1995.
49. Современный гуманизм: Документы и исследования. Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.
50. Суздалева Е.А. Человеческий критерий в гуманистической культуре будущего. – Тула, 1998.
51. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М., 1989.
ГУМАНИЗМ И БУДУЩЕЕ
Раздел третий. ГУМАНИЗМ И БУДУЩЕЕ
Глава первая. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СЕГОДНЯ