Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объеденены совместным проживанием и ведением дмашнего хозяйства, эмоц оношениями и обязанностями друг перед другом. Семейное воспитание - воспитательное воздействие на детей со стороны родителей и других членов семьи в процессе совместной деятельности и общения. Функции : репродуктивная, коммуникативная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, психотерапевтическая, досуговая. Влияние семьи обусловлено: эмоц характером семейного влияния, взаимод людей разного возраста, учетом индивидуальн ососбенностей, психич сост и интересов кажлого члена семьи. Условия эффективного семейного воспитания:здоровый образ жизни семьи, отказ родителей от вредных привычек; участие детей в совмест делах семьи, морально-псих поддержка каждого члена семьи, положит семейные традиции, знание родителями возрастн и индивидуальных особенностей детей, их потребностей и интересов; демократический стиль взаимотношений, учет мнения каждого её члена; правильная организация жизнедеятельности детей (режим труда, учёба, досуг, общение, оздоровление и т.д.); умение родителей соединять любовь с разумной требовательностю к детям.
43.личность современного учителя и ступени его проф роста.Учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественно-политическую, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся ,направленную на их всестороннее и гармоничное развитие. Следовательно, учитель выполняет определяющую роль в образовании и воспитании учащихся.
Учитель – весьма сложная профессия, т.к в ней важна не только теоретическая подготовка, но и практическая подготовка, педагогическая гибкость и творческий подход к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его проф. умелости и пед. мастерства. Проф. пригодность к педагогической деятельности предполагает наличие у человека физ. здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку, склонность к работе с детьми, коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Для приобретения и совершенствования проф умелости и выработке пед мастерства учителю следует владеть следующими видами пед деятельности
1. диагностическая (учителю необходимо быть наблюдательным , владеть методами диагностики учащих)
2. ориентационно-прогностическая (умение учителя определить линию воспитательной деятельность, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспит работы, прогнозировать)
конструктивно-проектировочная (конструирование ,проектиование воспит. работы на основеориентационно-прогностич. деятельности )
организаторская (умение учителя вовлекать учащихся в намеченную воспитат. работу, воодушевлятьучащихся к работе)
информационно-объяснительная (от того ,как учитель владеет учебным материалом зависяит качество его объяснения)
коммуникативно-стимулирующая(личное обаяние учителя,влияние на учащихся, умение с ними общаться, побуждать их своим примером к активной деятельности)
аналитико-оценочная(способность учителя анализироватьход обучения и воспитания, сопоставлять результаты с целями( улавливая обратную связь в своей работе) и корректироватьПП)
исследовательско-творческая(творческое применение пед теории на практике , обогащение пед теории новым)
Овладение этими видами пед деятельности может иметь разные уровни. Высшим уровнем является педагогическое мастерство.Педагогическое мастерство представляет собой высокую степень педагогической умелости,совершенное владение всей совокупностью диагностических, ориентационно-прогностических,конструктивно –проектировочных,.....умений и навыков.
Учитель должен обладать природными данными( хороший голос,слух.....) ,но определяющую роль играют качества приобретенные!
44. классное руководство: функции и содержание деятельности.
Для организации учебной и воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители (они необходимы, чтобы координировать работу учителей предметников и проводить внеклассную воспит. работу)
Функции классного руководителя:
1. воспитание мировоззрения
2. организация и сплочение ученического коллектива, формирование актива
3. развитие у учащихся позновательных интересов и способностей, повышение их успеваемостии проведение проф ориентации
4. забота об охране здоровья и физическом развитиии школьников
5. координация учебно-воспитательной работя учителей
6. поддержание контактов с родителями и обеспечение единства работы семьи и школы
(диагностическая.организаторская, координирующая.воспитательная.объединительно- сплачивающая,административная)
Обязанности классного руководителя:
всестороннее изучение учащихся (повседневное наблюдение ,индивидуальные и групповые беседы, изучение результатов их деятельности, посещение на дому, естественный эксперимент)
объединение воспитательных усилий учителей работающих в классе, с целью установления единого подхода к учащимся и повышения качества учебно-воспитательной работы (напр., помощь слабоуспевающим школьникам)
внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся
поддержания связей с родителями и работа с семьей
ведение личных дел учащихся, документации класса
проведение классных часов
повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся и контроль
алгоритм деятельности:(индивидуально подвижен)диагностика,прогнозирование,постановка задач,содержание воспитания,планирование,выбор методов, форм .средств
,организация и проведение воспит. деятельности, анализ и оценка результата, коррекция.