Антон, 5 лет 7 мес., после пластики губы и нёба

Длина мягкого нёба укорочена, нёбный свод пологий, в области твёрдого нёба и верхней губы – послеоперационные рубцы, в переднем отделе твёрдого нёба – свищ. Зубы редкие, верхние резцы отсутствуют, прикус нарушен. Губы тонкие. Язык узкий, тонкий. Язычок мягкого нёба (uvula) сформирован, расположен симметрично. Мягкое нёбо подвижно. Возможно частичное нёбно-глоточное смыкание. Подвижность языка, губ не ограничена. Во время речи выражены сопутствующие движения – морщит нос.

Речевой вдох поверхностный, речевой выдох – короткий, слабый, с утечкой воздуха в нос. Дифференциация между ротовым и носовым дыханием сформирована слабо. Голос высокий, назальный.

Речь малоразборчива. Звукопроизношение: гласные – с носовым оттенком, звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц, л, р – заменяются гортанным хрипом. Фонематический слух снижен.

Познавательная деятельность в пределах возрастной нормы. Ребенок хорошо ориентируется в окружающей обстановке. Усидчив, проявляет интерес к картинкам.

Логопедическое заключение: открытая механическая ринолалия, осложненная общим недоразвитием речи (ОНР).

Ответ.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

1. Анкетные данные

2. Анамнез.

3. В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство, по поводу какого дефекта (расщепление твердого, мягкого неба, односторонняя, двусторонняя расщелина и т.д.).

4. Строение артикуляционного аппарата. Следует иметь заключение отоларинголога о состоянии слуховой функции, носовой, ротовой полостей, гортани; стоматолога и ортодонта о состоянии зубочелюстной системы, патологии губ, неба, небного свода, языка, а также при необходимости заключение психоневролога, физиотерапевта, педиатра, врача по лечебной физкультуре. Независимо от полноты заключения, логопед тщательно исследует строение и функцию артикуляционного аппарата:

§ длина небной занавески (логопед шпателем пытается довести край мягкого неба до задней стенки глотки, придерживая высунутый язык марлевой салфеткой);

§ форма небного свода (обращается внимание на слишком высокий, готический свод неба или наоборот на слишком низкий);

§ наличие послеоперационных рубцов в области твердого, мягкого неба, губы, незаращений неба, послеоперационных свищей, щелей;

§ наличие аномалий прикуса (прогения, прогнатия, открытый передний или боковой прикус, аномалии зубного ряда);

§ аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид, характер, сформированность губы после хейлопластики);

§ патология в строении языка (укорочение подъязычной связки, слишком толстый или тонкий язык и т.д.).

5. Моторика артикуляционного аппарата. При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание не только на подвижность губ, языка, челюсти, а прежде всего:

§ на подвижность мягкого неба, которая проверяется при энергичном многократном произношении звука "а". Рот ребенка должен быть широко открыт;

§ наличие небно-глоточного смыкания, его вид и характер (пассивное, активное, функциональное смыкание небной занавески с задней стенкой глотки);

§ состояние мимической мускулатуры, наличие сопутствующих движений (нахмурить брови, поднять их вверх, наморщить лоб; закрыть правый, левый глаз; надуть правую, потом левую щеку, затем обе щеки одновременно).

При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание на объем (полный, неполный) и качество движений (моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность) губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба; умение точно и продолжительно удерживать их в заданной артикуляционной лозе; возможность плавного переключения от одного движения к другому; истощаемость движении; наличие сннкинезий (содружественных движений, сопровождающих главное: щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.).

6. Тип и характер физиологического и речевого дыхания:

§ верхне-ключичное, грудное, диафрагмальное;

§ дыхание в покое, тип дыхания, глубина и сила;

§ речевое дыхание, его тип и сила, продолжительность речевого выдоха, наличие утечки воздуха через рот при фонации.

7. Голосовая функция:

§ сила звучания (предлагается произношение гласных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голоса: шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, постепенно усиливая или ослабляя голос);

§ высота голоса (произношение гласных звуков, слогов, слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы);

§ тембр голоса (обращается внимание на степень назализации при изолированном произнесении звуков, а также в речевом потоке).

8. Звукопроизношение. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на фонетические и фонетико-фонематические дефекты (фиксируются отсутствующие, заменяемые, искаженные, смешиваемые звуки). Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю. Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков: с, з, ц, ш,ж, ч, щ,р,л, к, г, х, п, б, т, д,ф, в,м, н (их мягкие пары).

9. Слуховая функция:

§ состояние физического слуха;

§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

10. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи. Хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли артикуляция, какова активность в речевом процессе губ, языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезии.

11. Просодическая сторона речи. Обращаем внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный); ритм (нормальный, аритмия); сохранность пауз в потоке речи (норма, деление слов); громкость, разборчивость, эмоциональная выразительность.

12. Словарь и грамматический строй речи. Обследуя словарь, нужно исследовать активный и пассивный словарный запас в количественном и качественном отношении, обратить внимание на сформированность слоговой структуры слова. При обследовании грамматического строя речи обратить внимание на характер употребляемых предложений (распространенные, нераспространенные), последовательность слов в предложении (соответствует грамматической норме или нет), состояние функции словоизменения и словообразования.

13. Письменная речь.

14. Психическое состояние.

15. Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму ринолалии: открытая, закрытая, смешанная; характер нарушения звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Например, открытая ринолалия, фонетический дефект; открытая ринолалия, осложненная общим недоразвитием речи (III уровень).

Наши рекомендации