Понятие о воспитательной системе школы, ее структура, этапы развития и моделирования
Пед-ая система –определенная пед концепция и опыт ее претворения автором в реальной педагогической практике (система Я.А.Каменского, Песталоцци, Герберта). Это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного пед влияния на формирование личности с заданными качествами. является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление пед. системой, с одной стороны сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование пед. системы, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общ-ва, кот. д. б. достигнуты в строго определенное время (9—11 лет). Цели определяют содержание пед.системы, кот., в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование пед. системы возможно при соответствующих соц.-пед. условиях. Как и всякая система, пед-ая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.
Отражая диалектическую природу пед-ских явлений, их целостный характер, компоненты пед-ской системы д. б. представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как пед-ая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условиями функционирования, структурными и функциональными компонентами.
Системообразующие факторы педсистемы:цель совместной деят-ти учителей и учащихся, направленной на гармоничное р-е сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для самор-я. Цель школы — сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности.
Результатыкак системообразующий фактор определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деят-ти с ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деят-ти учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в пед-ском процессе на разных временных этапах.
Соц.-пед. и временные условия функционирования педсистемы.Под соц.-пед-скими условиями функционирования пед-ской системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и р-е. В управлении школой принято выделять как минимум две группы условий — общие и специфические. К общим условиям относятся соц., экономические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим — особенности соц.-демографического состава учащихся; местонахождение школы — городская или сельская; материальные возможности школы, оборудование учебно-воспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды. Существенным показателем эффективности пед. процесса является характер морально-Ψ-ой атмосферы в пед-ском и ученическом коллективах, уровень пед-ской культуры родителей учащихся.
Временная хар-ка пед-ской системы складывается из трех взаимосвязанных периодов: начальное общее — I —III (IV) классы; основное общее — IV (V)-IX; среднее (полное) общее образование. Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направленность деят-ти подчинена основной цели — р-ю личности школьника. Системообразующие факторы, соц.-пед. и временные условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.
Структурные компоненты пед-ской системы.Решающая роль в любой соц. системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педсистемы школы является деят-ть пед. коллектива и его руководителей или управляющей системы.
Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления. 1 — директор школы,руководители совета школы, ученического комитета, обществ. объединений. Этот уровень определяет стратегические направления р-я школы. 2 — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по адм.-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. 3 — учителя, воспитатели, классные рук., выполняющие управленческие ф-и по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деят-ти. 4 — учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления.
Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. Содержание как структурный компонент целостного пед. процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением. Взаимодействие пед. и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе гос. образовательных стандартов, включающих федеральный, региональный и школьный компоненты, а также уставом общеобразовательного учреждения.
особенности использования форм и методов об-я и в-я детей и подростков. Наряду с формами коллективной и групповой работы серьезное внимание уделяется формам инд. работы. Многообразие форм организации целостного пед. процесса отражает многообразие видов совместной деят-ти учителей и учащихся: учебной, исследовательской, общественно-полезной, эстетической, спортивной и др. Методы организации целостного пед. процесса д. отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самов-я учитель д. владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального р-я, коррекции и др.
Функциональные компоненты пед-ской системы.Структурные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены в деят-ть учителя, обеспечивают достижение образовательных целей и образуют при этом функциональные компоненты педсистемы. Функциональные компоненты — пед. анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяя логику его р-я и совершенствования.
Этапы воспит. сис-мы.
1)становл-е сис-мы. Цель: выработка нового педаг. мышления, формир-е кол-ва единомышленников. Осуществл-ся пед. поиск, формир-ся стили отнош-ий м/у участниками уч-воспит. процесса, зарож-ся традиции, происходит становл-е кол-ва. Причинами построения восп. сис-мы явл-ся: оригинал. идея, мода, неудовл. педагогов рез-ми труда.
2)отработка сис-мы: развитие школьного кол-ва, органов само- и соуправления. Трудности: несогласов. темпов разв-я уч-ся и педагогов, потребность в соц.-психолог. службе.
3)окончател. оформление сис-мы.
Школьный кол-в – содружество детей и взрослых, объед-х общей целью, деят-ю, отнош-ем к сотрудничеству и творчеству. Рез-т: значит. повышение культуры педагогов, педагогизация ученит. среды, обретение гуманист. позиции.
4) происходит крушение или обновление системы.
13.Общая социально – психологическая характеристика младшего школьника.
С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. он открывает для себя новое место в соц.м пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, б. непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Центром социальной ситуации развития становится учитель.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ.Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.
Стадии: 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине;6-9 лет - описание картины;после 9 лет - интерпретация (логическое объяснение).ПАМЯТЬ развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный.Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить рациональные способы запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).В младшем школьном возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует р-ю адаптационных форм поведения, рефлексии и психич. ф-й. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деят-тью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожидания.