Самостоятельной работы студентов

Обучение студентов в вузе складывается из нескольких составляющих: конспектирование лекций ведущих преподавателей, участие в практических и лабораторных занятиях, прохождение производственных практик и т.д. Если сравнить количество часов, отводимых на аудиторную и внеаудиторную работу студентов, то станет ясно, что к организации самостоятельной работы, на которую отводится значительное количество часов, особенно по сравнению с аудиторной, нужно подходить с особой ответственностью.

Условно можно выделить два вида СРС:

  • непосредственно на аудиторных занятиях (на лекциях, семинарах, лабораторных работах);
  • внеаудиторная СРС при выполнении домашних заданий учебного и творческого характера.

Первый вид СРС поддается регулированию со стороны преподавателя, т.е. преподаватель может

  • определить вид самостоятельной работы;
  • ограничить время работы;
  • дать индивидуальную консультацию, образец выполнения и т.д.
  • организовать контроль.

Внеаудиторная СРС проводится без непосредственного контроля со стороны преподавателя и, следовательно, требует тщательной подготовки. Организация СРС по дисциплине «Русский язык и культура речи» отражается в учебной программе (цель, задачи, содержание, литература); конкретные виды работы обозначены в тематическом планировании. Самостоятельная работа студентов по русскому языку и культуре речи связана

  • с анализом текстов различных стилей;
  • с наблюдением за своей речью и речью окружающих;
  • с изучением проблемы отражения разных типов норм в учебниках для начальной школы и т.д.

Конкретные установки (задания, образцы работ, инструкции и т.д.) для студентов отражены в предлагаемых методических рекомендациях, распределяющих материал по темам. Каждая тема включает цель, которая стоит перед студентами для усвоения материала, вопросы теоретического плана, практические задания, инструкции по работе со словарями, перечень литературы по данной теме. Выполнение самостоятельной работы поможет студентам в усвоении программного материала и в успешном проведении контрольных мероприятий.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Коммуникативные технологии (ролевые игры, деловые игры, публичные выступления на заданную тему, выступления с презентациями, речевые ситуации, метод Сократа). Информационные технологии (подготовка презентаций на основе современных мультимедийных средств). Самостоятельная работа (работа в малых группах, круглый стол).

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1.Мультимедийный проектор, экран.

2.Система беспроводной интернет-связи типа Wi-Fi.

3.Ноутбук.

Дополнительные материалы

Глоссарий

Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.).

Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык - составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

Результаты обучения – освоенные компетенции (знания по конкретным дисциплинам, и умение применять их в профессиональной деятельности и повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении).

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – документ, который определяет обязательные минимально допустимые требования к организации образовательного процесса и результатам образовательной деятельности, которые позволяют выпускнику высшего учебного заведения успешно выполнять свои профессиональные функции.

Основная образовательная программа (ООП) – комплект нормативных документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения, воспитания и качества подготовки обучающихся.

Культура — деятельность, служащая обеспечению устой­чиво-продуктивной жизни общества за счет отбора, систе­матизации, хранения, изучения и организации использования правил деятельности.

Норма — наиболее распространенные из числа сосуществу­ющих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты.

Норма — это совокупность наиболее пригодных («правиль­ных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых эле­ментов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса про­шлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.

Норма языковая, норма литературная — принятые в об­щественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств.

Язык – это совокупность средств общения людей; язык проявляется, отражается в речи.

Речь – это использования языковых средств в общении людей, поэтому можно сказать, что речь – это способ функционирования, существования языка.

Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Наши рекомендации