Индивидуализация процесса обучения
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории по названию принципа индивидуального подхода.Индивидуальный подход обеспечивает:устранение трудностей в учении отдельных школьников.возможность развития всех сил и способностей учащихся. Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику - направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:систематическое изучение каждого ученика;постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;фиксация и анализ полученных результатов;постановка новых педагогических задач.При использовании понятия “индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.
В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента); 3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой. Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за рубежом на практике использовались многие варианты.
22. Методы стимулирования учения
Методы стимулирования учения -
группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению истимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, ивключающая в себя две подгруппы.
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении);
методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).
23. Основные средства обучения и их виды
Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который \"находится\" между учителем и учеником и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности Средство обучения существенно влияет на качество знаний учащихся, их умственное развитие и профессиональное становление.
Основные функции:
1.Компенсаторность - восстановительный, энерго - и время - сберегающий, облегчающий характер труда (и учащегося, и преподавателя). 2. Адаптивность - более спокойный, равномерный процесс "погружения" в новый учебный материал. 3. Информативность - ознакомление с необходимой учебной информацией. 4. Интегративность - возможность рассмотрения предмета или явления как в целом виде, так и по составным элементам. 5. Инструментальность - технически безопасное и рациональное выполнение действий студентами и педагогом, воспитание культуры педагогического труда.
Вид средства обучения: Учебники (учебные пособия) Являются основным источником информации при самостоятельном изучении, закреплении и повторении учебного материала на уроке и в процессе домашней работы.
-Справочники.Способствуют формированию у учащихся умений пользоваться справочной литературой
-Сборники задач и заданий. Позволяют педагогу оперативно предъявлять учащимся задания для выполнения упражнений и самостоятельных работ.
-Тесты (сборники тестов) по предмету. Обеспечивают возможность объективной диагностичной проверки и оценки качества и полноты знаний и умений учащихся
-Натуральные наглядные пособия. Позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству
-Изобразительные наглядные пособия: плакаты, таблицы, схемы, фото - графии и т.п. Передают информацию в образной графической, схематической, цифровой формах.
-Модели. Позволяют изучать принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии
- Макеты, муляжи. Дают возможность получить точное представление о внешнем виде, устройстве, форме
-Педагогические программные средства (ППС) персональных компьютеров. Являются средством управления учебной деятельностью учащихся, а также самостоятельным источником учебной информации.
-Экранные пособия: учебное кино (кино-, видеофильмы, фильмы-фрагменты, фильмы - кольцовки) Позволяют демонстрировать процессы и явления в динамике и развитии; изучать новые виды техники и технологии, передовые методы труда
-Диафильмы, слайды. Позволяют воспроизводить системы взаимосвязанных изображений, построенных в соответствии с логикой изучения учебного материала. Являются наглядным средством и самостоятельным источником учебной информации
-Видеозапись. Позволяет оперативно записывать и представлять учащимся в удобной для изучения форме наглядный учебный материал по предварительно подготовленному сценарию, которым преподаватель не располагает в обстановке учебного кабинета, лаборатории
-Звукозапись. Позволяет воспроизводить через магнитофон звуковые характеристики - шумы, стуки
-Дидактические материалы для работ учащихся. Позволяют оперативно предъявлять учащимся различные учебные задания