Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей

Нагруженность одного теста многими факторами является принципиальной особенностью всех практически применяемых тестов и всех моделей многофакторной теории интеллектуальных способностей. Это, с одной стороны, делает теорию более адекватной практическим задачам и реально существующим ситуациям, но с другой — сильно усложняет задачу интерпретации результатов измерения выраженности интеллектуальных способностей. Ясно, что описанные в предыдущем разделе факторы могут рассматриваться и как первичные, и как производные. Действительно, фактор вербального понимания может быть определен через факторы памяти, ассоциативного мышления, индуктивности; числовой фактор — через факторы памяти, пространственно-схематической ориентации, вербального понимания. Подобная картина имеет место и при рассмотрении других факторов.

Таким образом, выявление первичных (базисных) интеллектуальных способностей представляет собой сложную задачу Причем при решении этой задачи естественно появляется возможность «сжатия» информации. Это делает результат тестирования более обозримым, более удобным для интерпретации.

Одним из наиболее эффективных и применяемых сегодня средств «сжатия» информации является комплекс методов факторного анализа. В основе множества моделей современного факторного анализа лежит одна общая идея, которая, как показала практика обработки больших массивов эмпирических данных, является действенной в самых различных областях человеческой деятельности — психологии, медицине, экономике, социологии [6, 72—80].

Эту идею составляет предположение о возможности выявления малого числа существенных, базисных параметров на основании анализа большого количества «внешних», «косвенных» измерений. При этом, как правило, оказывается, что многие из измеряемых в эксперименте параметров являются сильно коррелирующими друг с другом. С другой стороны, «внутренние», существенные параметры часто являются трудно измеримыми и могут быть вычислены только на основании анализа массивов измеряемых параметров (рис. 44).

В процессе психологического тестирования измеряемыми параметрами являются реакции испытуемых. «Внутренние», существенные параметры, которые выявляются в процессе анализа результатов тестирования, в факторном анализе обозначаются кала факторы. В качестве примеров таких факторов могут быть названы уровень математических или художественных способностей, тип темперамента, уровень мотиваций и т.д.

В общем случае удобно представить, что в результате применения некоторого количества различных тестов (и) на некоторой совокупности испытуемых (TV) мы получаем массив данных, матрицу Z=(N x п). Пусть строки этой экспериментальной матрицы соответствуют различным наблюдаемым объектам (т. е. испытуемым), а столбцы — параметрам, описывающим состояние объектов (т. е. реакции испытуемых на тесты), — таблица 4. В такой матрице каждый элемент Zij указывает значение, которое принимает j-й параметр на i-м объекте, т. е. результат, который показывает i-й испытуемый в результате применения j-го теста.

Существенно отметить, что столбцы матрицы, являясь результатами применения тех или других тестов, имеют, вообще говоря, различный смысл. Ввиду этого, как правило, матрицу данных (Z) приводят к стандартизированному виду (матрице X), что связано с переходом к стандартной нормированной шкале измерений.

Отметим также, что возможны две геометрические интерпретации матрицы исходных данных. По одной можно рассматривать TV-мерное пространство, оси которого соответствуют отдельным параметрам или факторам. Каждая строка при этом имеет смысл вектора в пространстве параметров. При этой интерпретации мы имеем возможность сравнивать близость реакций всех испытуемых в пространстве N параметров.

Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей - student2.ru

Р и с. 44. Основная идея методов факторного анализа — выявление малого числа базисных (существенных) факторов на основании измерения и обработки большого числа косвенных параметров. А. «Косвенные», легко измеряемые характеристики представляют собой группы параметров с сильно и слабо коррелирующими свойствами. Б. «Базисные» параметры (факторы) появляются после «сжатия» исходной информации

По другой интерпретации можно рассматривать N-мерное пространство, оси которого соответствуют отдельным объектам (испытуемым). В таком пространстве объектов каждый параметр (т. е. тест) представляется вектором. Это пространство является пространством объектов и удобно в связи с тем, что в нем имеется возможность сравнения близости отдельных тестов в «пространстве испытуемых».

Таблица 4. Структура матрицы экспериментальных данных

Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей - student2.ru

Важным шагом в моделях и методах факторного анализа является переход от стандартизированной матрицы данных Х размерности N х п к квадратной корреляционной матрице R, размерности п х n. Элементы матрицы R представляют собой коэффициенты корреляции r(j,k) между соответствующими параметрами (результатами тестирования) xj и xk.

r(j,k) = (l/N)xij xik = (l/N)( xj xk),

где xj xk — векторы обозначающие j и k столбцы матрицы X.

Факт близости коэффициента корреляции к 1 говорит о малом отличии значений параметров в среднем на различных объектах, что не исключает, конечно, того, что значения параметров на некоторых объектах могут отличаться значительно. Факт близости величины к 0 говорит, в свою очередь, о малой связи параметров и о малой предсказуемости значений одного параметра, исходя из величин другого. Вообще, чем меньше величина Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей - student2.ru (абсолютное значение коэффициента корреляции), тем меньше связаны параметры хjxk (т. е. соответствующие тесты) между собой и, следовательно, тем в меньшей степени можно предсказать по результатам тестирования одним тестом результаты тестирования другим.

В свете сказанного основная идея факторного анализа может быть сформулирована следующим образом. Решение задачи сжатия информации при переходе от большого количества поддающихся измерению параметров к существенно меньшему количеству «скрытых» базисных параметров-факторов сводится к нахождению небольшого количества векторов с компонентами (где N— число строк матрицы данных). Другими словами, решение задачи означает приписывание к исходной матрице небольшого числа новых столбцов, с помощью которых можно хорошо описать все столбцы исходной матрицы. В ходе этой процедуры, естественно, происходит снижение размерности N-мерного пространства параметров.

Какова же связь между измеряемыми в эксперименте параметрами и факторами. Другими словами, какова связь между измеряемыми функциями и их «глубинными» аргументами. В факторном анализе, как правило, эта связь предполагается линейной:

Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей - student2.ru

где хj — измеряемые параметры, число которых равно п, Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей - student2.ru — коэффициенты, подлежащие определению и определяющие нагрузку j-го параметра на k-й фактор (факторные нагрузки), fk — общие факторы, определяющие базис и участвующие, таким образом, в представлении всех параметров измерения, причем число факторов т всегда меньше, чем п (т < п). Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей - student2.ru —«характерные» факторы, каждый из которых участвует в определении только одного, своего параметра. Характерные факторы имеют смысл помехи.

Заметим, что предположение линейности связи между измеряемыми параметрами и «глубинными» базисными факторами является существенным. Как правило, в факторном анализе общие факторы являются ортогональными. В любой модели факторного анализа цель работы заключается в определении общих факторов и факторных нагрузок, причем геометрически факторные нагрузки являются проекциями параметров на соответствующие общие базисные факторы.

Важно отметить, что в рамках факторного анализа отсутствует однозначное определение набора общих (базисных) факторов, удовлетворяющих данному эмпирическому материалу. В общем случае общие факторы определяются косвенным образом. Вначале непосредственно вычисляются факторные нагрузки, затем ищутся такие линейные комбинации измеряемых параметров, которые в каком-либо смысле являются «хорошими» оценками общих факторов.

Исходя из сказанного, актуальной является задача выбора из множества наборов общих факторов некоторого набора, удовлетворяющего целям исследования и интуиции исследователя. Переход от одного набора ортогональных общих факторов (одного базиса) к другому можно представить геометрически как процесс «вращения» первоначального базиса. В результате этой процедуры, естественно, изменяются величины факторных нагрузок, т. е. величины проекций результатов тестирования на оси базисных факторов (рис. 45).

Близкими к методам факторного анализа являются методы многомерного шкалирования. Основой этих методов в применении к рассматриваемым нами задачам также является цель понижения размерности пространства измеряемых параметров и выделения «первичных» интеллектуальных способностей. Главное отличие метода заключается в том, что при многомерном шкалировании вместо корреляционной матрицы используется матрица сходства объектов. Процедура составления такой матрицы заключается в том, что испытуемый интуитивно оценивает степень различия (сходства) между теми или иными объектами. При этом считается, что в своих суждениях человек неявно использует базисные признаки.

Например, при сравнении множества людей по их способности к решению задач может быть получена матрица близости, на основании анализа которой появляется возможность выявления факторов интеллекта. Другой пример — выявление степени различия (сходства) между разными типами животных и птиц. Испытуемые на основании своих интуитивных правил оценивают попарное сходство между исходными объектами. В итоге в результате формирования матрицы сходства становится возможным, как и в первом случае, ввести некоторую метрику, количественно описывающую близость исходных объектов. Причем такая метрика будет описывать близость между объектами в некотором многомерном пространстве, в котором исходные объекты будут представлены точками, расстояния между которыми определяются в соответствии со степенью их интуитивной близости.

Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей - student2.ru

Рис. 45. Вращение ортогонального базиса факторов. Результаты тестирования (значения параметров) показаны в пространстве двух факторов f1 и f2. Исходные факторы представлены сплошными линиями, вторичные — пунктиром. Проекции результатов тестирования на исходные факторы показаны как незаполненные и на повернутые факторы - как заполненные кружки. Из рисунка видно, что в результате поворота уменьшились значения нагрузок на фактор f1, т.е. он теперь имеет меньшее значение при интерпретации результатов тестирования (6,124)

Рассмотрим несколько подробнее процедуру построения такого пространства и процедуру выделения на нем отдельных факторов или шкал. Допустим, имеется матрица сходства между N точками. Возьмем любые три из N и проверим, лежат ли они на одной прямой, т. е., другими словами, могут ли они быть объединены одним фактором (осью, шкалой).

Идея проверки заключается в проведении через две точки (А и В) оси и измерении расстояний АВ, АС и СВ. Если при этом АВ=АС+СВ, то точка С лежит на оси, если АВ<АС+СВ, то нет. В этом случае можно оценить величину перпендикуляра СК от С до оси и, если СК больше некоторого порогового значения, ввести вторую ось, ортогональную первой (рис. 46). Введение последующих осей-факторов проводится аналогичным образом путем перебора точек из N. Расчетные процедуры при этом, естественно, усложняются, а степень наглядности уменьшается.

Приведенная процедура, несмотря на упрощенность и неуниверсальность, ясно показывает, про крайней мере, одну существенную особенность анализа — необходимость проведения смысловой интерпретации полученных осей или факторов. Действительно, пусть в результате работы мы смогли описать множество тестов в двухфакторном пространстве, как линейные комбинации этих факторов. Однако процедура факторного анализа (или равно многомерного шкалирования) ничего не говорит нам о том, чем являются выделенные оси (рис. 47).

Предположим, что в рассмотренном выше примере с животными разных типов все точки, т. е. все объекты сравнения, удалось расположить на плоскости. Таким образом, в результате проведенной процедуры исходное неопределенно большое количество параметров, на основании которых люди обычно описывают животных, удалось свести к двум гипотетическим базисным факторам (любая точка плоскости описывается в пространстве двух осей —х, у). Однако теперь возникает вопрос о том, как интерпретировать содержательный смысл оси х и оси y? В данном примере ось х может, например, иметь смысл размера животного, а ось y – смысл длины передних конечностей.

Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей - student2.ru

Р и с. 46. Геометрическая иллюстрация идеи выявления отдельных шкал (базисных факторов) в процессе многомерного шкалирования ( по 40,7-33)

Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления первичных (базисных) способностей - student2.ru

Рис. 47. Основные этапы процедур понижения размерности массивов экспериментальных данных

Этап интерпретации совершенно автономен и требует психологической интуиции. Дело в том, что существует множество разных ортогональных базисов общих факторов одной и той же размерности. Переход от одного набора общих факторов к другому геометрически в этом случае выглядит как «вращение» первоначального набора. При этом для определения «истинного» базиса необходимо проведение содержательного анализа групп измеряемых параметров, имеющих сильную корреляцию (или степень сходства). Отметим, что весьма естественной является ситуация, в которой в принципе удобно ввести неортогональные, т.е. взаимозависимые, оси, так как именно при этом оси приобретают однозначную, осмысленную интерпретацию.

Можно предположить, что в рассматриваемом примере поворот осей на определенный угол или же введение каких-то двух неперпендикулярных (неортогональных) осей даст возможность провести новую, более хорошую интерпретацию смысла этих осей.

Подводя итог рассмотрения методов факторного анализа и многомерного шкалирования, заметим, что сущность этих методов сжатия информации заключается в выявлении скрытых корреляционных отношений между различными измеряемыми параметрами. Другими словами, в выявлении таких измерений, результаты которых могут быть хорошо предсказуемы на основании других измерений. Таким образом, происходит выявление тесно связанных групп измерений, что и является основой эффекта понижения размерности массивов изучаемых параметров. Однако такие процедуры в лучшем случае только подготавливают почву для выявления действительно глубинных базисных компонент, лежащих в основе формирования различных групп интеллектуальных и творческих способностей.

Выявление корреляционных отношений само по себе автоматически не обеспечивает обнаружение причин, лежащих в основе формирования отдельных групп сильно связанных параметров. И это, по-видимому, является принципиальным ограничением возможностей данных методов. Возможно, дальнейшее продвижение к цели выявления базисных характеристик, определяющих способности человека, связано с изучением психофизиологических закономерностей осуществления тех или иных тестовых функций.

Глава 7

Тестирование личности

Тестирование личностных черт человека производится путем использования различных типов психодиагностических методов, оформленных в виде опросников. Существуют опросники интересов, установок и мотивов деятельности, личностные опросники.

Опросники интересов предназначены для выяснения профессиональных склонностей людей. Примером является «Бланк профессиональных интересов», который нацелен на определение:

1) сходства интересов исследуемого лица и лиц, достигших успеха в данной профессии;

2) сходства интересов обследуемого с типично мужскими (женскими) чертами;

3) степени зрелости интересов;

4) степени профессиональной подготовки обследуемого.

Опросники мотивов деятельности направлены на выяснение таких характеристик личности, как потребность в успехе, уважении, лидерстве, социальной значимости, признании и т.д.

Наиболее разработанными являются личностные опросники, среди которых одно из первых мест занимает Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI). Опросник состоит из 550 утверждений, включенных в состав 10 основных диагностических шкал, рассчитан на людей в возрасте от 16 лет, имеющих IQ>80. У испытуемых допускаются ответы 3 типов: «верно», «не верно», «не могу сказать». Показатели нормы были определены при обследовании больших групп здоровых людей в сравнении с показателями больных различных клинических групп.

1. Шкала ипохондрии (HS), по которой определяется степень проявления у обследуемого необоснованных опасений за состояние своего здоровья, общей слабости, раздражительности. 116

2. Шкала депрессии (D) — предназначенная для определения степени субъективного дискомфорта, связанного с плохим настроением. Типичные утверждения: «Любая работа дается мне ценой больших усилий»; «У меня плохой, беспокойный сон».

3. Шкала истерии (Ну). Типичные утверждения: «Я часто ощущаю комок в горле»; «У меня часто сердцебиение и темнеет в глазах».

4. Шкала социопсихопатии (Pd). Выявляет склонности к нарушениям взаимоотношений в коллективе. Типичное утверждение: «Мне часто хочется уйти из дома (бросить школу)».

5. Шкала мужественности — женственности (Mf).

6. Шкала паранойи (Ра) характеризует склонность к «сверхценным» идеям, подозрительности, завышенной самооценке.

7. Шкала психастении (Pt) характеризует склонность к навязчивым действиям, мыслям или страхам (тревожно-мнительный тип личности).

8. Шкала шизофрении (Sc). Типичные утверждения: «Я часто слышу голоса, когда вокруг никого нет»; «Я боюсь пользоваться острыми предметами».

9. Шкала гипомании (Ма) — определяется наличие чрезмерного оптимизма и повышенного настроения.

10. Шкала социальной интроверсии (Si) определяет степень «самоуглубленности» личности, отсутствие желания общений с людьми.

Кроме наличия 10 основных шкал в MMPI присутствуют еще четыре контрольные шкалы. Это шкала «?», которая регистрирует количество ответов типа «не могу сказать». Шкала «лжи» (L) оценивает искренность опрашиваемого, его склонность к выдаче социально приветствуемых ответов. Шкала достоверности (F) направлена на оценку ненамеренного (по небрежности) или намеренного ухудшения результатов ответа. Шкала коррекции (К) направлена на выявление чрезмерной осторожности, «приглаженности» ответов.

Другой известный личностный опросник — «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF), разработанный Р. Кэттелом. На базе словаря из 18 тыс. слов автором были выбраны 4.5 тыс. слов, обозначающих черты личности и поведения. Далее список личностных черт был последовательно сокращен до 16 наиболее значимых, путем выявления синонимов и поверхностных черт. Каждый фактор представлен как имеющий положительный и отрицательный полюс. Приведем краткое описание этих факторов (табл. 5).

Таблица 5. Описание шкал опросника «16 личностных факторов»

Факторы Положительный полюс Отрицательный полюс
А Сердечность, доброта Обособленность, отчужденность
В Высокий интеллект Низкий интеллект
С Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость)
Е Доминантность (настойчивость, напористость) Конформность (покорность, зависимость)
F Беспечность Озабоченность
Н Смелость Робость
I Мягкосердечность, нежность Суровость, жестокость
L Подозрительность Доверчивость
М Мечтательность Практичность
N Проницательность, расчетливость Безыскусность, наивность
О Склонность к чувству вины Самоуверенность
Ql Радикализм Консерватизм
Q2 Самодостаточность Зависимость от группы
Q3 Контроль желаний Импульсивность
Q4 Напряженность Расслабленность

Широко распространена также группа личностных опросников Г. Айзенка, в которых присутствуют две базисные шкалы: нейротизм (психотизм) — стабильность и экстра- — интраверсия.

Нейротизм, или эмоциональная неустойчивость, представляет собой непрерывную шкалу, измеряющую степень неадекватного усиления реакций на нормальный стимул. Нейротизм не тождествен неврозу, хотя и коррелирует в определенной степени с его проявлениями. Для «нейротической личности» характерны ненормально (повышенно, чрезмерно) сильные реакции в ответ на вызывающие их стимулы.

Психотизм - - непрерывная шкала (от нормы до психотизма), является вариантом шкалы нейротизма в некоторых видах тестов, предназначенная для измерения выраженности таких черт, как эгоцентричность, эгоизм, бесстрастность и неконтактность.

Шкала экстраверсии — интраверсии. По Айзенку, типичные черты интраверта: спокойствие, застенчивость, погружение внутрь себя, отдаленность от окружающих людей, сдержанность чувств, педантичность. Напротив, типичными для экстраверта являются: общительность, оптимистичность, импульсивность, слабый контроль над эмоциями (1).

Г л а в а 8

Характер

Характером называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, атрибутов, данных. Характер во многом определяет способ поведения человека в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Такое определение характера делает понятным смысл выражения, что «судьба человека — это на 90% его характер». Из определения характера следует наличие у каждого человека некоторых основных (доминирующих), явно выраженных и остальных, слабо выраженных черт.

Черты характера определяются по особенностям поведения человека, причем именно на этом основании проводятся различные классификации (типологии) характеров. Наиболее явная классификация связана с разделением людей на слабых «бесхарактерных» и на решительных или, как говорят, людей «с сильным характером». Человек с сильным характером проявляет настойчивость и волю при решении своих проблем, он самостоятелен, независим, упорен. Заметим при этом, что такой человек совсем не всегда правильно понимает стоящие перед ним задачи. Другими словами, сильный характер не обязательно связан напрямую с развитыми интеллектуальными способностями, хотя и способствует их развитию.

С другой стороны, «бесхарактерный» человек может обладать творческой и интеллектуальной одаренностью, однако не способен к реализации этих задатков в условиях трудностей реальной жизни. Его жизненное кредо — «плыть по течению», девиз — «пусть будет как будет», такие люди зависят от обстоятельств, но не создают их. Тем не менее, возвращаясь к тезису о том, что судьба человека на 90% определяется его характером, надо ради справедливости заметить, что оставшиеся 10% не зависят от силы или слабости характера.

Возможно, они определяются элементами случайности, знаками, которые человек может разглядеть с помощью интеллекта и интуиции. Случайность — знак, который судьба подает человеку, но этот знак дано увидеть не каждому! Не каждому дано и не упустить шанс, который может быть реализован только человеком с определенным типом характера.

В итоге одни люди предпочитают деятельность, связанную с постоянным преодолением трудностей, другие — работу в условиях, не требующих постоянного преодоления препятствий и решения сложных проблем. Люди с одним типом характера чрезвычайно чувствительны к собственным успехам и успехам окружающих, другой тип характера в большей степени ценит спокойствие и отсутствие необходимости принимать самостоятельные решения. Внешне различные типы характеров проявляются через манеру поведения, через способы реагирования на поступки других людей. Так, человек может быть грубым или деликатным, уважительным или бесцеремонным, вежливым или не обращающим внимание на окружающих.

Рассмотренные данные позволяют привести еще одно интересное и точное определение, связывающее судьбу человека и его характер. Это определение герой повести «Дьявол среди людей» формулирует следующим образом: «Верю я в непостижимую судьбу — функцию темперамента, обстоятельств и поступков». (С. Ярославцев — псевдоним, который, как пишет Б.Стругацкий, — девяносто процентов А.Стругацкий и десять процентов А и Б, вместе взятых.)

Существуют различные типы классификаций характеров. Например, одна из наиболее ранних классификаций связывала тип характера с типом физического сложения человека. В ее рамках определялись такие типы характера, как астенический, свойственный худым, высоким людям; пикнический, свойственный полным людям, и т. д. Более развиты классификации, основанные на оценке стиля общения человека с другими людьми и на отношении человека к трудовой деятельности. Одна из таких классификаций, разработанная немецким психологом и психиатром Карлом Леонгардом, включает 12 типов характера (7, 165; 32,1, 343). Данная классификация основана на концепции «акцентуированной личности». В соответствии с этой концепцией разные типы характеров проявляются путем «заострения», акцентирования определенных, основных для данного типа особенностей характера. Приведем описания этих типов.

1. Гипертимный тип. Люди с таким характером оптимистичны, инициативны, словоохотливы, энергичны, весьма контактны, часто имеют «приподнятое настроение». Однако любят «перескакивать» с темы на тему, легкомысленны, склонны к прожектерству, трудно переносят дисциплину, одиночество, упорную работу.

2. Демонстративный тип во многом близок к гипертимному. Характер, проявляющий легкость установления межличностных контактов, стремление к лидерству, одобрению и похвалам. Существенные черты — властолюбие, самоуверенность, часто хвастовство и желание не столько работать, сколько руководить.

3. Экстравертный тип во многом близок к демонстративному и гипертимному типам. Люди с таким характером контактны, имеют много знакомых и друзей, любят общественные развлечения, все их интересы направлены во внешний мир.

4. Дистилтый тип. Такие люди отличаются низкой контактностью с окружающими, склонны к пессимизму, домоседству, замкнутому образу жизни. Этот тип людей отличается серьезностью, добросовестностью, они ценят своих друзей, обладают обостренным чувством справедливости.

5. Интравертный тип близок к дистимному. Люди-интраверты «погружены в себя», замкнуты, не нуждаются в общении, сдержанны, часто производят впечатление людей «оторванных от жизни».

6. Циклоидный тип. Отличительная черта — частая смена настроения и, как следствие этого, манеры поведения. Эти люди ведут себя как гипертимики в периоды душевного подъема и как дистимики — в периоды плохого настроения.

7. Застревающий тип. Отличительной чертой является определенная занудливость, «застревание» на часто незначимых участках работы. Такие люди стремятся к достижению высоких результатов, требовательны к себе, однако для них сложно вести динамическую работу, требующую постоянного переключения с одних вопросов на другие. .

8. Педантичный тип. Этот тип близок к «застревающему». Люди с таким характером часто проявляет себя как бюрократы, они обладают чрезмерной аккуратностью, стремлением к абсолютному порядку, хотя и являются при этом добросовестными, аккуратными работниками, серьезными и надежными исполнителями.

9. Тревожный тип. Людям с таким характером свойственны неуверенность, робость, низкая контактность с окружающими. Однако такие люди серьезны, самокритичны, дружелюбны и исполнительны.

10. Эмотивный тип характера близок к тревожному. Люди с таким характером предпочитают общение только с узким кругом избранных, они часто скрытны. Более того, люди эмотивного типа тщательно скрывают от всех свои обиды, не показывая их окружающим. При этом эмотивные характеры обладают обостренным чувством долга, они сострадательны, добры, хотя и чрезмерно чувствительны.

11. Экзальтированный тип. Основные черты — повышенная восторженность, часто не имеющая достаточных оснований, переменчивость настроения при яркости и искренности чувств.

12. Возбудимый тип. Основные черты — импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, вспыльчивость.

Данная классификация, как и любая из существующих классификаций характеров, не является полной, выделенные в ней типы характеров часто пересекаются друг с другом по многим параметрам (чертам). Более того, определенная «размытость» классификаций позволяет предположить, что реально существует бесконечное множество типов характеров, каждый из которых представляет собой определенную комбинацию отдельных черт. Причем при таком рассмотрении в принципе отсутствуют запрещенные варианты комбинаций черт.

Наконец, следует отметить явную корреляцию типов характеров с различными личностными факторами. Действительно, определение характера, данное в начале этого раздела, подразумевает его как устойчивое и достаточно полное сочетание различных личностных свойств, имеющих разную выраженность в различных типах характеров. Говоря о характере как о достаточно полном сочетании свойств личности, мы должны, по-видимому, включать в это сочетание и такие свойства личности, как темперамент, эмоциональность, особенности мотиваций, воля, типичное настроение, склонность к аффектам и стрессам (рис. 39).

Глава 9

Темперамент

Понятие темперамента возникло еще в учении древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н.э.). Темперамент (от лат. temperamentum — соответствующее соотношение частей) определяется как часть черт и свойств характера, связанных с относительно быстрыми реакциями на изменение ситуации. Другими словами, темперамент определяет собой динамические черты характера и психики человека, что, в свою очередь, связано с наличием определенных устойчивых соотношений индивидуальных свойств личности.

На сегодняшний день вслед за Гиппократом в психологии выделяют 4 основных типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной психикой, легко и быстро реагирующий на изменения ситуации, подвижный и в физическом, и в психическом плане, человек нормально реагирующий на неудачи и неприятности. Поведение сангвиника отличает любознательность, открытость, интерес к разнообразным событиям внешнего мира. Комбинация таких черт позволяет сангвинику получать максимальное, по сравнению с другими типами характеров, количество положительных эмоций.

Меланхолик — человек с легко ранимой психикой, склонный глубоко и, возможно, не вполне адекватно переживать даже незначительные (например, для сангвиника) неудачи. Характерной чертой является то, что внешне люди меланхолического типа вяло реагируют на окружающий мир. Люди этого типа обладают скорее слабым типом нервной системы. Их поведение выглядит нерешительным, они склонны к бесконечным колебаниям и не способны к быстрому принятию решений. Наиболее типичными реакциями на внешний мир являются страх, неуверенность, растерянность, склонность к обороне.

Флегматик — тип человека, который и внешне, и внутренне невозмутим и спокоен. Отсутствием взрывчатости своего внешнего поведения люди этого типа схожи с меланхоликами. Однако если меланхолик представляет собой слабый тип, срывающий свои многочисленные внутренние переживания, то флегматик принципиально отличается своим устойчивым внутренним миром. Он обладает сильным типом нервной системы, что проявляется в наличии устойчивых и явно выраженных стремлений и желаний, в устойчивом, сбалансированном спокойном настроении. Люди этого типа мало подвержены воздействию внешних неприятностей, инертны и уравновешенны в поведении.

Холерик — тип людей, обладающих неуравновешенным характером и сильной нервной системой. Внешне действия холерика отличаются быстротой, страстностью и целеустремленностью. Холерик всегда погружен в свои дела, о таких людях говорят: «Горит на работе и не замечает ничего, кроме своих целей». Люди с холерическим темпераментом обычно весьма эмоционально возбудимы, что, в частности, отличает их от флегматиков. Поведению холерика свойственны черты преодоления, борьбы, при наличии внешнего сопротивления такой человек легко впадает в ярость, проявляет гнев, агрессию.

Из приведенных определений разных типов темпераментов можно заключить, что по многим чертам типы темпераментов и типы характеров пересекаются. В определенном смысле классификация людей по типам темперамента представляет собой частный случай классификации по типам характера. В частности, представляет интерес сопоставление типов древнегреческих, античных темпераментов с типами характера (или темперамента), определяемыми по личностным опросникам Айзенка (см. гл. 7 данного раздела).

Такое сопоставление показано на рис. 48, где по оси абсцисс отложены значения шкалы интраверсии — экстраверсии, а по оси ординат значения шкал нейротизма — стабильности. В результате такого сопоставления получается, что эмоционально нестабильный экстраверт, т. е. человек, имеющий выраженные показатели по шкалам нейротизма и экстраверсии, соответствует холерику. Стабильный экстраверт, т. е. человек с выраженными показателями по шкалам стабильности и экстраверсии, соответствует сангвинику. Человек с выраженными показателями по шкалам нейротизма и интраверсии соответствует меланхолику, а человек с выраженными показателями по шкалам стабильности и интраверсии — флегматику (33, 160).

Кроме того, использование системы шкал (рис. 48) делает возможным сопоставление типов характера и соответствующих им эмоциональных показателей. Так, выраженной нейротичности верхней полуплоскости соответствует преобладание отрицательных эмоций. Разница между квадрантами этой полуплоскости, по-видимому, определяется тем, что у меланхолика отрицательные эмоции проявляются скорее в связи со страхом и неуверенностью, в то время как у холерика — в связи с агрессивностью и нетерпимостью. С другой стороны, стабильность характеров нижней полуплоскости соответствует преобладанию положительных эмоций, проявляющихся у флегматиков и сангвиников. Разница эмоциональных окрасок этими психотипов, по-видимому, заключается в том, что положительные эмоции флегматика имеют тенденцию к успокоенности за счет уравновешенности внутреннего мира, в то время как у сангвиника эти тенденции связаны с желанием активного участия в социальной жизни.

Наши рекомендации