I. положение и права ребёнка в исламе

УДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

ДЕТЯМ В ИСЛАМЕ

Российский Фонд

Ибрагим Бин Абдульазиз Аль Ибрагим

От научной комиссии

Эти материалы подготовлены комиссией улемов аль-Азхара, в которую имам и глава аль-Азхара включил нижеперечисленных лиц:

1. Д-ра аль-Хусейни Абд аль-Маджида Хашима, заместителя главы аль-Азхара и секретаря Академии исламских исследований;
2. Д-ра Са‘да Абд аль-Максуда Залляма, декана факультета арабского языка Университета аль-Азхар;
3. Шейха Абд аль-Му‘изза аль-Джаззара, главу канцелярии, заместителя имама аль-Азхара;
4. Шейха Мухаммада Абд аль-Алима Хусейна, сотрудника канцелярии, заместителя имама аль-Азхара;
5. Шейха Махди Абд аль-Хамида, декана факультета информатики аль-Азхара.
6. Субхи Мухаррама, представителя Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга Аллаха и сунна Его посланника, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru , являются основными источниками, позволяющими формулировать установления шариата и разъяснять их, и к ним обращаются все прочие источники. При этом Коран лежит в основе сунны, которая по своему смыслу не противоречит Корану, являющемуся источником доводов шариата.

Одна из величайших целей Корана состояла в установлении для людей того, что могло бы регулировать их жизнь с помощью законов и установлений, призванных изменить всё, что было сделано в этой области самими людьми, поскольку эти установления стояли на страже интересов каждого человека и общества в целом, защищая как общие, так и отдельные права людей. Главной задачей было обеспечение взаимной социальной ответственности и стремление добиться укрепления взаимодействия и связей между рабами Аллаха, а единственным мерилом, которое эти законы устанавливали для человека, являлось мерило благочестия или же прямоты [1].

Сунна представляет собой расширенное и детальное толкование Корана, разъясняя то, что излагается в нём в общем виде, конкретизируя абсолютное, применяя общее к частному, детализируя его установления и объясняя его трудные места. Сунна, которая является дополнением к Корану, не противоречит его основополагающим принципам, соответствуя им и не выходя за их пределы, как и полагается ведомому по отношению к ведущему. В силу этого и говорят, что сунна следует за Кораном, поскольку толкование следует за тем, что оно толкует, а существование одного связано с существованием другого.

Вот почему Коран, являющийся основой религии, ставится впереди сунны, ведь в нём были ниспосланы её основы и универсальные принципы и изложены её общие цели, на чём и строится её здание, а сунна следует за священным Кораном, разъясняет его и не противоречит ему.

В этом исследовании мы опирались на те аяты священного Корана, которые имеют отношение к детям, и поясняющие их слова и дела пророка, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru .

I. ПОЛОЖЕНИЕ И ПРАВА РЕБЁНКА В ИСЛАМЕ

Когда-то поэт сказал:

Поистине, дети наши среди нас –
это наши сердца, которые ходят по земле:
если подует ветер на кого-нибудь из них,
то глаза мои спать не будут.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребёнка, посвящённый Декларации прав ребёнка, которая была провозглашена этой международной организацией, то ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырёхсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребёнка после его появления на свет, но гарантируя ему его права ещё до того, как он рождается.

В исламе детство – особый мир, полный радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. Слова Корана о детях преисполнены любви и благородства, а Аллах Всевышний клянётся детством:

"Клянусь этим городом [2], .ведь ты [3] обитаешь в этом городе, . и (клянусь) родителем и тем, что он породил!"[4]

Весть о появлении детей является радостным известием.

В Коране сказано:

"О Закарийа! Поистине, Мы сообщаем тебе радостную весть о мальчике по имени Йахйа: не создавали Мы прежде никого с таким именем?"[5], [6]

И дети приносят большую радость, а в Коране сказано:

"Господь наш, даруй нам усладу очей в наших жёнах и нашем потомстве..." [7]

И, наконец, Коран называет детей украшением земной жизни:

"Богатство и сыновья – украшение этой жизни..." [8]

Что же касается посланника Аллаха, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru , то он рисует нам мир детства, который напоминает собой рай, говоря: «Дети – это райские бабочки».

1. Любовь посланника, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru , к детям

Любовь к детям наполняла собой светлое сердце посланника Аллаха, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru . Так, например, однажды он поднялся на минбар, чтобы обратиться с проповедью к людям, но увидев, как аль-Хасан и аль-Хусейн [9] ходят и спотыкаются, он прервал свою проповедь, спустился вниз, подошёл к детям, взял их на руки, потом снова поднялся на минбар и сказал:

«Правду сказал Аллах: “О люди, ваши богатства и ваши дети – не что иное как искушение”.[10] Я увидел, как эти двое (ходят и) спотыкаются в своих рубахах, и тогда я сразу же перестал говорить и взял их на руки! »

Сообщается, что однажды, когда пророк, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru , молился, к нему подошли аль-Хасан и аль-Хусейн, которые забрались к нему на спину в то время, когда он совершал земной поклон, после чего пророк, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru , долго не разгибался, не желая торопить их спуститься вниз, и это продолжалось до тех пор, пока они сами не слезли с его спины, а после того, как он произнёс слова таслима, его сподвижники сказали ему: «Ты очень долго совершал земной поклон, о посланник Аллаха!» В ответ им он сказал:

«Мой сын оседлал меня, и я не хотел торопить его». И сообщается, что посланник Аллаха, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru , завершал молитву быстрее[11] , услышав (позади себя) плач ребёнка, и он говорил:

«Поистине, приступая к молитве, я хочу проводить её долго, но, когда слышу плач ребёнка, сокращаю её, ибо не желаю доставлять затруднения его матери».

Сообщается, что однажды аль-Акра‘ бин Хабис зашёл к посланнику Аллаха, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru , в то время, когда он целовал своих внуков аль-Хасана и аль-Хусейна, и сказал ему: «Так ты целуешь детей твоей дочери? Клянусь Аллахом, у меня есть десять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них!». На что посланник Аллаха, I. положение и права ребёнка в исламе - student2.ru , сказал ему:

«Что же я могу сделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?»

Наши рекомендации