Закономерности и принципы воспитания

Закономерности воспитания - объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи явлений или этапов воспитательного процесса, определяющие его развитие по восходящей линии.

Виды:

1.Обусловленность воспитания общественными потребностями и условиями;

2.Взаимозависимость процесса воспитания, обучения, образования и развития личности;

3.Определяющая роль деятельности и общения в воспитании личности – личность, формируется, развивается в деятельности;

4.Зависимость воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемого;

5.Взаимосвязь коллектива и личности в воспитательном процессе.

Принципы воспитания - это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; - это правила, законы, закономерности построения воспитательного процесса.

Закономерности обуславливают принципы.

Принципы:

1.Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

2.Воспитание личности в коллективе и через коллектив;

3.Организация воспитательной работы на основе деятельностного подхода;

4.Связь с семье, с социальными условиями.

Воспитательная система школы, ее элементы:

1.Московская концепция (Мудрик А.В., Караковский В.А., Новикова Л.И.)

- целевая установка;

- деятельность и отношения, как системо-определяющие элементы;

- организация формы;

- блоки управления, самоуправления, саморегуляции;

- блок связи с окружающей средой;

- механизмы постоянного обновления системы (революция и эволюция).

2.Санкт-Петербургская концепция (Васильева З.И., Тряпицына А.П.)

- комплекс воспитательных целей;

- общность людей их реализующих;

- системообразующая деятельность (нет деятельности - нет системы);

- сеть отношений между участниками деятельности;

- часть окружающей среды освоенная школой для реализации поставленных целей.

28.Педагогика как область гуманитарного, антропологического и философского знания.

Признаки педагогики как науки:

1.Возникает из потребностей общества – для того чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) новым поколениям. Выделилась область науки – педагогика (как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития);

2.Имеет свой объект и предмет исследования;

3.Имеет собственный категориальный аппарат – к числу основных категорий (понятий) относят образование, развитие, воспитание, обучение, пед.процесс;

4.У каждой науки есть свои методы исследования – на ряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются методы пед.исследования, пед.эксперимента, учебные тесты, пед.наблюдения);

5.Всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы – педагогика является наукой в том смысле что осуществляет поиск наиболее эффективных пед.систем, конструктирует их, выявляет зависимости при которых эти системы могут наиболее эффективно функционировать.

Объект педагогики:

1.под ним понимается «реальность воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний».

2.это область действительности, которую исследует данная наука.

Объект педагогики связан с деятельностью, направленной на воспитание (образование) человека, точнее на пед.явления и факты, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Пед.явления – это явления, происходящие в процессе взаимоотношений педагога и учащегося, и отражающие решение определенных целей и задач.

Предмет педагогики:

1.целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности, т.е. пед.процесс;

2.обучение как реальный целостный пед.процесс, целенаправленно-организуемый в специальных соц.институтах (семья,ОУ,воспит.учреждения).

Функции педагогики:

1.Теоретические функции реализуются на трех уровнях:

- описательный (объяснительный) – изучение передового и новаторского пед.опыта;

- диагностический – выявление состояний пед.явлений, успешности или эффективности деятельности педагога или учащегося, установление условий и причин их обеспечивающих;

- прогностический – экспериментальные исследования пед.деятельности и построение на их основе модели преобразования этой деятельности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели, пед.системы, которые определяют пед.практику.

2. Технологические функции реализуются на трех уровнях:

- проективный, который связан с разработкой методологических материалов, которые воплощают в себе теоретические концепции и определяют нормативный или регулятивный план пед.деятельности, ее содержание и характер;

- преобразовательный – направлен на внедрение достижений науки в пед.практику с целью ее совершенствования;

- рефлексивный – предлагает оценку влияние результатов научных исследований на практике и последующую коррекцию.

Взаимосвязь педагогики с другими науками: педагогика связана с такими науками как, соц.педагогика, история педагогики, коррекционная педагогика, педагогика дет.общественных организаций, дошкольная педагогика, а так же с экономикой, историей, социологией, психологией, гигиеной, физиологией.

Формы связей:

1.использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

2.творческое заимствование методов исследования, применяемый в других науках (социометрический метод);

3.применение в педагогике конкретных результатов исследования, полученных психологией, физиологией высшей нервной деятельности, социологией;

4.участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Наши рекомендации