Закономерности и принципы воспитания
Закономерности воспитания - объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи явлений или этапов воспитательного процесса, определяющие его развитие по восходящей линии.
Виды:
1.Обусловленность воспитания общественными потребностями и условиями;
2.Взаимозависимость процесса воспитания, обучения, образования и развития личности;
3.Определяющая роль деятельности и общения в воспитании личности – личность, формируется, развивается в деятельности;
4.Зависимость воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемого;
5.Взаимосвязь коллектива и личности в воспитательном процессе.
Принципы воспитания - это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; - это правила, законы, закономерности построения воспитательного процесса.
Закономерности обуславливают принципы.
Принципы:
1.Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
2.Воспитание личности в коллективе и через коллектив;
3.Организация воспитательной работы на основе деятельностного подхода;
4.Связь с семье, с социальными условиями.
Воспитательная система школы, ее элементы:
1.Московская концепция (Мудрик А.В., Караковский В.А., Новикова Л.И.)
- целевая установка;
- деятельность и отношения, как системо-определяющие элементы;
- организация формы;
- блоки управления, самоуправления, саморегуляции;
- блок связи с окружающей средой;
- механизмы постоянного обновления системы (революция и эволюция).
2.Санкт-Петербургская концепция (Васильева З.И., Тряпицына А.П.)
- комплекс воспитательных целей;
- общность людей их реализующих;
- системообразующая деятельность (нет деятельности - нет системы);
- сеть отношений между участниками деятельности;
- часть окружающей среды освоенная школой для реализации поставленных целей.
28.Педагогика как область гуманитарного, антропологического и философского знания.
Признаки педагогики как науки:
1.Возникает из потребностей общества – для того чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) новым поколениям. Выделилась область науки – педагогика (как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития);
2.Имеет свой объект и предмет исследования;
3.Имеет собственный категориальный аппарат – к числу основных категорий (понятий) относят образование, развитие, воспитание, обучение, пед.процесс;
4.У каждой науки есть свои методы исследования – на ряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются методы пед.исследования, пед.эксперимента, учебные тесты, пед.наблюдения);
5.Всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы – педагогика является наукой в том смысле что осуществляет поиск наиболее эффективных пед.систем, конструктирует их, выявляет зависимости при которых эти системы могут наиболее эффективно функционировать.
Объект педагогики:
1.под ним понимается «реальность воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний».
2.это область действительности, которую исследует данная наука.
Объект педагогики связан с деятельностью, направленной на воспитание (образование) человека, точнее на пед.явления и факты, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Пед.явления – это явления, происходящие в процессе взаимоотношений педагога и учащегося, и отражающие решение определенных целей и задач.
Предмет педагогики:
1.целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности, т.е. пед.процесс;
2.обучение как реальный целостный пед.процесс, целенаправленно-организуемый в специальных соц.институтах (семья,ОУ,воспит.учреждения).
Функции педагогики:
1.Теоретические функции реализуются на трех уровнях:
- описательный (объяснительный) – изучение передового и новаторского пед.опыта;
- диагностический – выявление состояний пед.явлений, успешности или эффективности деятельности педагога или учащегося, установление условий и причин их обеспечивающих;
- прогностический – экспериментальные исследования пед.деятельности и построение на их основе модели преобразования этой деятельности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели, пед.системы, которые определяют пед.практику.
2. Технологические функции реализуются на трех уровнях:
- проективный, который связан с разработкой методологических материалов, которые воплощают в себе теоретические концепции и определяют нормативный или регулятивный план пед.деятельности, ее содержание и характер;
- преобразовательный – направлен на внедрение достижений науки в пед.практику с целью ее совершенствования;
- рефлексивный – предлагает оценку влияние результатов научных исследований на практике и последующую коррекцию.
Взаимосвязь педагогики с другими науками: педагогика связана с такими науками как, соц.педагогика, история педагогики, коррекционная педагогика, педагогика дет.общественных организаций, дошкольная педагогика, а так же с экономикой, историей, социологией, психологией, гигиеной, физиологией.
Формы связей:
1.использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
2.творческое заимствование методов исследования, применяемый в других науках (социометрический метод);
3.применение в педагогике конкретных результатов исследования, полученных психологией, физиологией высшей нервной деятельности, социологией;
4.участие педагогики в комплексных исследованиях человека.