Методы стимулирования
Метод поощрения позволяет выразить положительную оценку действий воспитанников. Его использование закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций.
Виды поощрения: одобрение, ободрение, благодарность и т.д.
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения.
Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.
ВОПРОС 32.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ. КРИТЕРИИ ВЫБОРА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Выбор методов воспитания
Выбор метода воспитания – это поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным является наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели.
При выборе методов воспитания должны быть учтены:
- цели и задачи воспитания;
- содержание воспитания;
- возрастные особенности воспитанников;
- уровень сформированности коллектива;
- индивидуальные и личностные особенности воспитанников;
- условия воспитания;
- средства воспитания;
- уровень педагогической квалификации воспитателя;
- время воспитания;
- ожидаемые последствия.
ВОПРОС 33.
ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Формы воспитания
Воспитательный процесс реализуется в разнообразных формах воспитания.
Форма – это внешнее выражение воспитательного процесса, конкретный вариант его организации. Она указывает на количество детей, охваченных воспитательной работой, на место проведения воспитательного взаимодействия, на характер взаимоотношений участников процесса воспитания.
К формам воспитания можно отнести конкурс эрудитов, игру-путешествие «В мире профессий», беседу о современной музыке, литературный вечер, спортивный турнир, туристический поход.
Любая форма сочетает воспитательные задачи, содержание воспитательной деятельности, методы и приемы взаимодействия, средства достижения поставленных задач и предполагаемых результатов.
В педагогической теории описано, а в практике воспитательной работы применяются разнообразные формы воспитания. Среди них есть массовые(вечер, праздник, спортландия), групповые (конкурс, посещение музея, театра), индивидуальные (подготовка к выставке детских рисунков). Есть формы воспитания, в которых преобладает определенный вид деятельности. Например, шефский концерт в детском саду – художественно-творческая деятельность, интеллектуальный аукцион – познавательная деятельность, дискуссия – ценностно-ориентировочная деятельность. Формы организации воспитательного процесса складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического, трудового, экологического воспитания).
Содержание воспитания
Основной компонент содержания воспитания – это отношение человека к себе, другим людям, культуре, обществу, природе как к лично важным ценностям.
Отношения формируются в единстве опыта жизнедеятельности, системы знаний, переживаний, усилий воли и проявляются в поведении. Например, отношения к природе формируют переживания о красоте и гармонии в природе; знания о многообразии природы и ее эволюции; опыт заботы, защиты, сбережения природного окружения. Противоречие между идеальным и реальным уровнем отношений воспитанников ставит перед воспитателем конкретную задачу, например, расширение знаний экологического характера и формирование умений природоохранительной деятельности.
Гуманистическое понимание развития человека определяет новые подходы к содержанию воспитания.
Основное содержание воспитания определяется:
– потребностями и интересами растущего человека;
– общечеловеческими ценностями;
– базовыми компонентами культуры личности.
Содержание воспитания предполагает освоение, усвоение и присвоение окружающего мирачеловеком, входящим в этот мир на уровне современной культуры, т.е. формирование базовых компонентов культуры личности: нравственно-этической, национальной, гражданской, психологической, гендерной, эстетической, экологической, культуры труда; семейных отношений; здорового образа жизни.
Постигая культуру общества, воспитанник формирует собственную культуру как совокупность знаний, жизненных ценностей, принципов, норм и правил поведения. Например, содержание воспитательной работы по формированию гражданской культуры школьников включает:
- усвоение знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности их реализации в повседневной жизни;
- формирование законопослушания;
- развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности;
- воспитание чувства ответственности за судьбу отечества, чувства гордости за ее достижения;
- стимулирование социальной активности, потребности и готовности своими делами помогать стране стать сильнее и богаче.
В процессе воспитания ребенок усваивает и присваивает социальный опыт, культуру общества (нравственную, эстетическую, трудовую, психологическую, экологическую и т.д.) и результатом этого процесса является система ценностных отношений к окружающему миру во всех его проявлениях (знания, ценности, нормы поведения, личностные качества).
ВОПРОС 34.