Тема 4. Система образования и педагогическая мысль в античном мире
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
По курсу «История образования и педагогической мысли» (История педагогики)
Тема 1. Общие основы истории развития образования и педагогической мысли
1.1. Отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества это:
1) дидактика;
2) теория воспитания;
3) история педагогики;
4) школоведение.
1.2. Возникновение воспитания произошло одновременно с выделением человека из животного мира –
1) 1 млн. лет тому назад;
2) 2-3 млн. лет тому назад;
3) 5-6 млн. лет тому назад;
4) 7-8 млн. лет тому назад.
1.3. Воспитание как особый вид деятельности зародилось:
1) 100-200 тыс. лет тому назад;
2) 75-80 тыс. лет тому назад;
3) 35-40 тыс. лет тому назад;
4) 20-30 тыс. лет тому назад.
1.4. Автором психологической концепции происхождения воспитания является:
1) Ш.Летурно;
2) Дж.Симпсон;
3) А.Э.Эспинас;
4) П.Монро.
1.5. Эволюционно-биологическая теория объясняет происхождение воспитания:
1) появлением у детей бессознательного инстинкта подражания взрослым;
2) появлением у родителей инстинктивной заботы о своем потомстве;
3) необходимостью передачи трудового опыта старших младшим;
4) потребностью людей в общении.
1.6. Трудовая концепция объясняет происхождение воспитания:
1) появлением у детей бессознательного инстинкта подражания взрослым;
2) появлением у родителей инстинктивной заботы о своем потомстве;
3) необходимостью передачи трудового опыта подрастающим поколениям;
4) потребностью людей в общении.
1.7. Науку, изучающую онтогенез, материальную и духовную культуру народов мира, которая позволяет воссоздать картину воспитания у первобытных народов, называют:
1) этнография;
2) антропология;
3) история;
4) педагогика.
Тема 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе.
2.1. При изучении особенностей первобытного воспитания в педагогических исследованиях не используются:
1) ретроспективный метод;
2) анализ, синтез;
3) сравнительно-исторический метод;
4) эксперимент.
2.2. Инициация как форма воспитания впервые возникла в:
1) первобытном обществе;
2) рабовладельческом обществе;
3) средние века;
4) эпоху раннего капитализма.
2.2. Инициация означала:
1) обучение чтению;
2) обучение письму;
3) посвящение подростков во взрослые члены социума;
4) обучение счету.
2.4. Ориентирами дифференциации воспитания в первобытную эпоху явились:
1) социальное положение и пол;
2) социальное положение и возраст;
3) социальное положение;
4) пол и возраст.
2.5. Школы Древней Греции, дававшие литературное и музыкальное образование назывались:
1) палестры;
2) мусические школы;
3) гимнасии;
4) эфебии.
2.6. Двухгодичные военные государственные организации в Древней Греции, где юноши учились военному делу, назывались:
1) гимнасии;
2) эфебии;
3) палестры;
4) мусические школы.
2.7. Древнегреческий философ, создатель и руководитель Ликея:
1) Аристотель;
2) Платон;
3) Ксенофонт;
4) Сократ.
2.8. Специальной задачей риторской школы в Древнем Риме было:
1) воспитание выносливости;
2) музыкальное образование;
3) военная подготовка;
4) освоение ораторского искусства, изучение греческой и римской литературы, основ математики, астрономии, права, философии.
2.9. Элементарное образование в Древнем Риме дети получали в школах:
1) грамматических;
2) тривиальных;
3) риторских;
4) коллегиях юношества.
2.10. Основой школьного образования в Древнем Риме было «семь свободных искусств» тривиум и квадриум. Какие из искусств входили в квадриум:
1) арифметика, геометрия, астрономия, музыка;
2) грамматика, риторика, диалектика, музыка;
3) арифметика, геометрия, музыка, грамматика;
4) арифметика, геометрия, астрономия, диалектика.
2.11. какой из перечисленных предметов не входил в состав тривиума школьного обучения в Древнем Риме:
1) грамматика;
2) риторика;
3) медицины;
4) диалектика.
Тема 3. Воспитание и обучение в государствах Ближнего и Дальнего Востока.
3.1. Первые в мире школы появились в:
1) античном мире;
2) первобытном обществе;
3) древних цивилизациях Востока;
4) средние века.
3.2. Своим возникновением первые учебные заведения в государствах Древнего Востока обязаны:
1) родителям;
2) писцам;
3) служителям культа;
4) философам.
3.3. Школы писцов (Древний Египет) готовили:
1) ремесленников;
2) военных;
3) жрецов;
4) чиновников.
3.4. Этико-политическое учение Конфуция лежало в основе системы образования:
1) Древнего Египта;
2) Древней Индии;
3) Вавилона;
4) Древнего Китая.
3.5. Какое из высказываний принадлежит Конфуцию:
1) «Речь спасет, но может и погубить»;
2) «Послушание – это наилучшее у человека»;
3) «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке»;
4) «Если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?»
3.6. «Бхагавадита» служила учебной книгой в:
1) Древнем Китае;
2) Древней Месопотамии;
3) Древней Индии;
4) Древнем Египте.
Тема 4. Система образования и педагогическая мысль в античном мире.
4.1. Главные направления спартанской системы воспитания – это:
1) воспитание джентльмена;
2) воспитание воина;
3) гармоническое развитие личности;
4) воспитание рыцаря.
4.2. Создателем исторически первой возрастной периодизации был:
1) Платон;
2) Квинтилиан;
3) Я.А.Коменский;
4) Сократ.
4.3. Высшие учебные заведения в Древнем Риме были представлены:
1) риторскими школами;
2) эфебиями;
3) палестрой;
4) грамматическими школами.
4.4. Эвристический метод обучения был предложен:
1) Сократом;
2) Квинтилианом;
3) Аристотелем;
4) Протагором.
4.5. Автором книги «Образование оратора» являлся:
1) Сократ;
2) Демокрит;
3) Аристотель;
4) Квинтилиан.
4.6. Школа, основанная Аристотелем в окрестностях Афин, называлась:
1) ликей;
2) академия;
3) палестра;
4) эфебия.
4.7. Идея дошкольного воспитания была выдвинута:
1) Сократом;
2) Платоном;
3) Аристотелем;
4) Демокритом.
4.8. Основными типами школ в Древнем Риме были:
1) жреческие, дворцовые школы, школы писцов;
2) палестра, гимнасий, эфебия;
3) приходские, монастырские, соборные;
4) элементарные, грамматические, риторские школы.
4.9. Идея всестороннего развития личности была впервые выдвинута в:
1) эпоху Средних веков;
2) эпоху Просвещения;
3) эпоху Реформации;
4) античную эпоху.
Тема 5. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе в эпоху Средних веков.
5.1. Венцом наук в период Средневековья называли:
1) схоластику;
2) латынь;
3) богословие;
4) философию.
5.2. Целью схоластики являлось:
1) придать христианской философии научный характер;
2) гражданское воспитание;
3) Рыцарское воспитание;
4) гуманистическое воспитание.
5.3. Обучение в средневековых школах велось на:
1) родном языке;
2) латинском языке;
3) французском языке;
4) греческом языке.
5.4. Обучение в средневековой школе велось на:
1) родном языке;
2) греческом языке;
3) французском языке;
4) латинском языке.
5.5. Первые университеты в странах Западной Европы появились в:
1) IX в.;
2) XII в.;
3) XV в.;
4) XVII в.
5.6. Первые европейские университеты имели следующие факультеты:
1) философский, медицинский, богословский, юридический;
2) философский, медицинский, юридический, артистический;
3) богословский, филологический, юридический, медицинский;
4) артистический, богословский, юридический, медицинский.
5.7. Возникновение классического образования как общего типа среднего образования относится к:
1) эпохе Просвещения;
2) эпохе античности;
3) эпохе Реформации;
4) эпохе Возрождения.
5.8. Направление в средневековой философии, считавшее основной задачей теоретическое обоснование догм христианской религии, называлось:
1) софистика;
2) схоластика;
3) майевтика;
4) пансофия.
5.9. Воспитание семи добродетелей (езда верхом, плавание, метание копья, фехтование, охота, игра в шашки, стихосложение) было характерно для:
1) афинской системы воспитания;
2) спартанской системы воспитания;
3) римской системы воспитания;
4) рыцарской системы воспитания.
5.10. Основной педагогической идеей эпохи Реформации стала идея:
1) гармонического развития личности;
2) реального образования;
3) всеобщего образования, обучения на родном языке;
4) гражданского воспитания.
5.11. Следующие типы школ – приходские, монастырские, соборные – создавались в:
1) эпоху Возрождения;
2) эпоху Реформации;
3) эпоху Контрреформации;
4) эпоху Средневековья.
5.12. Основоположником иезуитской системы воспитания являлся:
1) А.Франке;
2) М.Лютер;
3) И.Гербарт;
4) И.Лойола.
5.13. В XIII-XIV вв. в Западной Европе возникли новые учебные заведения:
1) филантропины;
2) гимназии;
3) цеховые и гильдейские школы;
4) приходские школы.