Дискуссия с элементами игрового моделирования

Сущность состоит в том, чтобы взглянуть на проблему с позиции не только современника, но и представителей опре­деленных социальных или политических сил прошлого.

Ходурока:

Часть учеников представляют «реальных», т.е. совре­менных экспертов; высказывают более поздние оценки тех или иных событий. Другие участники, абстрагируясь от оценок, представленных в учебнике и дополнительной ли­тературе, выступают от имени «очевидцев».

Группы формируются большими по составу (как прави­ло, по рядам).

11. УРОК - КОМАНДНАЯ ДИСКУССИЯ (ДЕБАТЫ)1

На обсуждение выносится четко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая опровергнуть.

Ход урока:

В каждой команде - по три спикера. В команде, защи­щающей тезис, первый спикер представляет аргументы в его пользу, второй - усиливает аргументацию, третий -представляет заключительный ответ, опровергает контрдоводы команды, критикующей данный тезис. Спикеры другой команды выдвигают все возможные аргументы в поддержку своей позиции. Третий спикер готовит заключительный ответ оппонентам. Таймскипер следит за регла­ментом. Жюри ведет протокол, оценивает выступления спикеров.

_______________________

1 Модель проведения командных дебатов разработана псков­ским методистом М.С. Ерохиной.

УРОК - ПАРНАЯ ДИСКУССИЯ («ВЕРТУШКА»)

Цель:вовлечение всех учащихся в обсуждение про­блемы.

Дискуссия помогает участникам отточить собственную аргументацию, услышать контрдоводы оппонентов, приоб­рести опыт коммуникации.

Ход урока:

Создаются два круга - внутренний и внешний. Участни­ки дискуссии сидят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижный, внешний - подвижный (учащиеся по сигналу учителя пересаживаются на стул вправо).

ДИСКУССИЯ «КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Разновидностями «круглого стола» могут быть заседа­ние экспертной группы, научный симпозиум.

Ход урока:

Особенность состоит в том, что непосредственно в об­суждении проблемы участвует небольшая часть класса.

УРОК-КИНОСТУДИЯ

Три «режиссера» создают свои творческие объедине­ния, подбирают «сценаристов», «звукооператоров», «дик­торов», «актеров». Учащиеся получают задание познако­миться с литературой по проблеме, определить жанр фильма, написать сценарий, создать иллюстрации, подоб­рать музыку, подготовить афишу.

Рассказ учителя о возможных жанрах фильма: доку­ментальный фильм-хроника, основанный на воспроизве­дении хода событий, художественный фильм-воспомина­ние на документальной основе (по мемуарам и другим ис­точникам), художественный фильм-диалог, построенный как беседы участников событий, фильм - экранизация ли­тературного произведения.

УРОК «МОЗГОВАЯ АТАКА»

Метод и термин «мозговой штурм», «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном (за ос­нову взят вариант эвристического диалога Сократа) для широкого использования свободных ассоциаций, одновре­менного создания психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.

Эвристический метод «мозговой атаки» базируется на ряде психологических педагогических закономерностей, но, прежде чем их сформулировать, следует кратко оста­новиться на тех теоретических предпосылках, которыми руководствовались создатели данного метода. Изобрета­телями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных усло­виях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологиче­скими, социальными, педагогическими и т. д.) Эту ситуа­цию удобно выразить при помощи модели «шлюза». Твор­ческая активность человека чаще всего потенциально сдерживается, как вода в шлюзе. Поэтому нужно открыть шлюз, чтобы ее высвободить.

Особый интерес представляет решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято на­зывать «открытыми», они наиболее эффективно развива­ют творческое мышление (креативно).

Данный урок может быть проведен в любой возрастной группе.

Все участники разбиваются на две группы. Если группы получились большими, их можно разделить на подгруппы по 7 - 9 человек.

Первая группа «генераторы идей» - они должны в те­чение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты. В группе выби­рается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует их.

Вторая группа - «аналитики». Они получают от пер­вой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее верное.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности, проводя первый круг мозго­вой атаки, затем группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Во время проведения мозговой ата­ки учитель выступает в качестве заказчика и дирижера. Он кратко излагает суть проблемы и правила (условия) прове­дения мозговой атаки:

1. Запрещается критика любых мнений и предложений.

2. Требуется предложение количества, а не качества высказанных идей.

Немного истории или легенда о торпеде.

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будь­те внимательны, в вашем районе действует немецкая под­водная лодка. Алекс, он был капитаном одного из этих ко­раблей, живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буру­ны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затрудни­тельном положении прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда и все, начиная с млад­ших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки: Можно говорить все, что только придет в голову! А вдруг чья-то «дикая» идея послужит клю­чиком к решению проблемы. Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, сдуем ее с курса - мимо пройдет.

Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и пред­ложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как щеки не на­прягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован, но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться.

Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.

Наши рекомендации