Дискуссия с элементами игрового моделирования
Сущность состоит в том, чтобы взглянуть на проблему с позиции не только современника, но и представителей определенных социальных или политических сил прошлого.
Ходурока:
Часть учеников представляют «реальных», т.е. современных экспертов; высказывают более поздние оценки тех или иных событий. Другие участники, абстрагируясь от оценок, представленных в учебнике и дополнительной литературе, выступают от имени «очевидцев».
Группы формируются большими по составу (как правило, по рядам).
11. УРОК - КОМАНДНАЯ ДИСКУССИЯ (ДЕБАТЫ)1
На обсуждение выносится четко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая опровергнуть.
Ход урока:
В каждой команде - по три спикера. В команде, защищающей тезис, первый спикер представляет аргументы в его пользу, второй - усиливает аргументацию, третий -представляет заключительный ответ, опровергает контрдоводы команды, критикующей данный тезис. Спикеры другой команды выдвигают все возможные аргументы в поддержку своей позиции. Третий спикер готовит заключительный ответ оппонентам. Таймскипер следит за регламентом. Жюри ведет протокол, оценивает выступления спикеров.
_______________________
1 Модель проведения командных дебатов разработана псковским методистом М.С. Ерохиной.
УРОК - ПАРНАЯ ДИСКУССИЯ («ВЕРТУШКА»)
Цель:вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы.
Дискуссия помогает участникам отточить собственную аргументацию, услышать контрдоводы оппонентов, приобрести опыт коммуникации.
Ход урока:
Создаются два круга - внутренний и внешний. Участники дискуссии сидят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижный, внешний - подвижный (учащиеся по сигналу учителя пересаживаются на стул вправо).
ДИСКУССИЯ «КРУГЛЫЙ СТОЛ»
Разновидностями «круглого стола» могут быть заседание экспертной группы, научный симпозиум.
Ход урока:
Особенность состоит в том, что непосредственно в обсуждении проблемы участвует небольшая часть класса.
УРОК-КИНОСТУДИЯ
Три «режиссера» создают свои творческие объединения, подбирают «сценаристов», «звукооператоров», «дикторов», «актеров». Учащиеся получают задание познакомиться с литературой по проблеме, определить жанр фильма, написать сценарий, создать иллюстрации, подобрать музыку, подготовить афишу.
Рассказ учителя о возможных жанрах фильма: документальный фильм-хроника, основанный на воспроизведении хода событий, художественный фильм-воспоминание на документальной основе (по мемуарам и другим источникам), художественный фильм-диалог, построенный как беседы участников событий, фильм - экранизация литературного произведения.
УРОК «МОЗГОВАЯ АТАКА»
Метод и термин «мозговой штурм», «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа) для широкого использования свободных ассоциаций, одновременного создания психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач.
Эвристический метод «мозговой атаки» базируется на ряде психологических педагогических закономерностей, но, прежде чем их сформулировать, следует кратко остановиться на тех теоретических предпосылках, которыми руководствовались создатели данного метода. Изобретателями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т. д.) Эту ситуацию удобно выразить при помощи модели «шлюза». Творческая активность человека чаще всего потенциально сдерживается, как вода в шлюзе. Поэтому нужно открыть шлюз, чтобы ее высвободить.
Особый интерес представляет решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть «открытыми», они наиболее эффективно развивают творческое мышление (креативно).
Данный урок может быть проведен в любой возрастной группе.
Все участники разбиваются на две группы. Если группы получились большими, их можно разделить на подгруппы по 7 - 9 человек.
Первая группа «генераторы идей» - они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует их.
Вторая группа - «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее верное.
Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности, проводя первый круг мозговой атаки, затем группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Во время проведения мозговой атаки учитель выступает в качестве заказчика и дирижера. Он кратко излагает суть проблемы и правила (условия) проведения мозговой атаки:
1. Запрещается критика любых мнений и предложений.
2. Требуется предложение количества, а не качества высказанных идей.
Немного истории или легенда о торпеде.
Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны, в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс, он был капитаном одного из этих кораблей, живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.
И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительном положении прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки: Можно говорить все, что только придет в голову! А вдруг чья-то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы. Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, сдуем ее с курса - мимо пройдет.
Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как щеки не напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован, но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться.
Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.