Курсовые и выпускные квалификационные работы
Курсовые и выпускные квалификационные(дипломные) работы по детской литературе, выполняемые обучающимися на факультетах дошкольного профиля, имеют свою специфику. Она заключается в непременном комплексном обращении к историко-литературным и психолого-педагогическим проблемам и комплексном их исследовании. Такой подход объясняется требованиями государственной аттестации и особенностями детской литературы как вида искусства, тесно связанного с педагогикой и психологией.
В процессе выполнения курсовых сочинений обучающийся готовится к научно-исследовательской практико-ориентированной деятельности, осваивает методику научного исследования. ВКР – свидетельство результатов ранее проведённой работы.
Во время написания курсовой работы обучающийся учится отбирать и анализировать материал по теме, устанавливает логику её развития, усваивает необходимые понятия для того, чтобы затем свободно оперировать ими, подбирает, читает и анализирует художественные тексты, рассматривает их с точки зрения включения в круг чтения дошкольников того возраста, который является объектом исследования в работе, постигает научный аппарат исследования.
Первая курсовая работа посвящается изучению историко-литературного материала (изучение творчества отдельного автора; развитие той или иной темы в детской литературе, например, темы игры и игрушки в литературе определённого периода; жанровая специфика произведений детской литературы; решение конкретной проблемы в художественных текстах и т.д.) и создаётся на основе знаний, полученных при изучении курса «Детская литература».
Вторая курсовая работа имеет психолого-педагогический характер (восприятие художественного текста детьми дошкольного возраста; методы и формы работы с семьёю по воспитанию квалифицированного читателя; психолого-педагогические проблемы детства и их отражение в художественной литературе для детей и т.д.) и пишется на основе знаний, полученных при изучении психологии и педагогики. Вторая курсовая работы отличается большей практико-ориентированной направленностью. Выполнив её, студент должен представлять этапы и ход экспериментального исследования, необходимого для выполнения ВКР.
Приступая к написанию первой курсовой работы, студент уже знает, какая возрастная группа детей будет объектом его экспериментального исследования. Это нужно для того, чтобы в процессе работы ориентироваться на читательские особенности и возможности данной группы. Объём курсовой работы – до 25 страниц компьютерного набора.
Если в ходе выполнения курсовых сочинений обучающийся приобретает первичные навыки научно-исследовательской деятельности и совершенствует их, то выпускная квалификационная работа – показатель научно-исследовательской зрелости обучающихся. Она создаётся на основе материала, собранного и осмысленного во время написания курсовых работ путём его расширения и дополнения анализом данных, полученных в процессе экспериментальной, опытно-педагогической деятельности автора.
Тематика ВКР значительно шире тематики курсовых работ. Объединяя в себе историко-литературный и психолого-педагогический аспекты, она тем самым подчёркивает специфику детской литературы как вида искусства и даёт возможность студенту показать широкие и разнообразные знания не только в области детской литературы, но и в области педагогики, психологии, различных методик, смежных дисциплин искусствоведческого характера, проявить самостоятельность в их отборе и анализе.
По сравнению с курсовой увеличивается объём ВКР. Он составляет 50-60 страниц компьютерного набора.
Шире, значительнее становится план работы. Он состоит из введения, 2-3-х глав, одна из которых опытно-педагогическая, выводов, списка используемой литературы и, при необходимости, приложения. Во введении мотивируется выбор темы, показывается степень её изученности, определяется научный аппарат, то есть указываются цель, задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования. Как правило, в работе выдвигаются четыре задачи: по теории изучаемого вопроса, по констатации, по формирующей части эксперимента и по контрольному этапу эксперимента. Контрольный этап эксперимента не обязателен для каждой работы: его наличие или отсутствие зависит от целей и задач, а также степени сложности формирующего этапа. Если цель проведения эксперимента в работе не ставится вообще, то, соответственно, и задачи будут другими. В таком случае это могут быть задачи описания и приведения в систему представленного в научно-методической или практической литературе опыта или опытной проверки предложенной кем-то методики.
Во введении важно подчеркнуть актуальность выбранной темы. Теоретико-методическая глава может состоять из 2-3 параграфов, где излагается суть темы. Опытно-педагогическая глава содержит описание и анализ 2-3 этапов эксперимента (констатирующего, формирующего и контрольного). Контрольный этап не проводится и не описывается в том случае, когда задача, поставленная на этапе формирующего эксперимента, требует длительного решения. В выводах следует указать, подтвердилась или не подтвердилась выдвинутая автором гипотеза, а также дать анализ выполнению поставленных задач. В приложение выносится опытно-педагогический материал (конспекты занятий, результаты промежуточной диагностики и т.д.), который по какой-то причине не был включён в основной текст работы, но, по мнению автора, представляет интерес. Объём приложения не должен превышать 20 страниц компьютерного набора.
Расширяется круг используемых методов, как теоретических (чтение и анализ художественных текстов, изучение историко-литературных и литературоведческих источников, психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, сопоставление различных точек зрения на одну и ту же тему, моделирование), так и практических, эмпирических (наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, эксперимент, математические методы обработки данных, опросные методы: анкетирование, тестирование и т.д.).
В процессе написания курсовых сочинений и ВКР обучающийся приобретает следующие умения и навыки научно-исследовательской работы:
1. умение найти в библиотечном каталоге нужный источник;
2. навыки анализа исследований по теме работы. Обучающийся должен определить не только тему изучаемого им исследования, но и её аспекты; оценить глубину её изложения; необходимость и место использования её в своей научной работе; сопоставить найденную книгу с имеющимися, увидеть сходство и различие в подходах к изложению материала; сделать выводы и аргументировать их;
3. умение пользоваться научным стилем изложения темы;
4. умение цитировать;
5. умение пользоваться методами эмпирического исследования;
6. навык сбора, обработки и анализа экспериментального материала;
7. умение аргументировать, выдвигать и убедительно доказывать свою точку зрения и свою позицию в ходе защиты работы. Для этого автору необходимо не только хорошо знать содержание работы, но и владеть навыками устной речи, умением слушать и понимать задаваемые ему вопросы, грамотно и корректно отвечать на них.
Автор дипломного сочинения должен хорошо понимать: педагогические задачи, решаемые в процессе экспериментальной работы, не превалируют над задачами историко-литературного характера. Они одинаково важны и выполняются только комплексно. При отборе литературных произведений для чтения детям и анализа их надо руководствоваться в первую очередь качеством художественного текста, а затем принципами доступности, занимательности, полезности с точки зрения развития речи, познания, нравственного воспитания и т.д. «Произведения» типа загадки
Маша по лесу гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок,
Там и нету ничего
(Автор неизвестен)
- свидетельство дурновкусия. С помощью таких «произведений» ни одна задача не решается.
Работая над темами своих научно-исследовательских сочинений, обучающийся стремится к самостоятельности, к внесению скромного личного вклада в изучение темы. Способность к самостоятельному научному исследованию, оригинальность мышления, глубина знаний, терпение и труд, проявленные в учебно-исследовательской работе, могут стать основой для дальнейшей научной деятельности человека.