Руководство индуктивным процессом
Контроль над образованием представления или предположения по необходимости является косвенным, не прямым, несовершенным, и не совершенным именно потому, что всякое открытие, всякое предположение, заключающее в себе мысль о новом, переходит от известного данного к неизвестному, к отсутствующему, и здесь не могут быть установлены определенные правила, которые гарантировали бы правильный вывод. Именно то, что представляется человеку в данном положении, зависит от его прирожденной организации (его оригинальности, его гения), темперамента, преобладающего направления его интересов, его прежней среды, общего хода его прежнего опыта, его специального образования, от предметов, которые за последнее время продолжительно или сильно его интересовали и т.д., — до известной степени даже от настоящего стечения обстоятельств. Все это, поскольку оно лежит в прошлом или во внешних условиях, очевидно, не подлежит регулированию. Представление или предположение просто возникает или не возникает, то или другое представление просто является, рождается, иногда как бы выпрыгивает. Если, однако, прежний опыт и воспитание развили привычку к терпению, способность приостанавливать суждение в случае сомнения и направлять исследование, то возможен косвенный контроль течения представления. Индивидуум может вернуться, пересмотреть, еще раз установить, развить и проанализировать факты, из которых вытекает представление или предположение. Индуктивные методы, в техническом смысле, все имеют дело с регулированием условий, при которых действует наблюдение, память и признание показаний других (действия, заменяющие прямые данные).
Если, с одной стороны, даны факты А, В, С, D, с другой — известные индивидуальные навыки, то представления возникают автоматически. Но если факты А, В, С, D тщательно рассматриваются и при этом разрешаются в факты А', В", R, S, автоматически явится представление, отличное от того, которое вызывалось фактами в их первоначальной форме. Отметить факты, точно и подробно описать их отличительные черты, искусственно усилить темные и слабые, искусственно ослабить те, которые так ослепительны и бросаются в глаза, что отвлекают, — таковы способы фактов, усиливающие силу представлений и таким образом косвенно руководящие образованием возникающих выводов.
Рассмотрим для примера, как врач ставит диагноз, осуществляя здесь его индуктивное толкование. Если он научно воспитан, то приостановит, отложит вывод заключения, чтобы поверхностные данные не привели его к поспешному суждению. Некоторые подозрительные явления сильно заставляют предполагать тиф, но он избегает заключения или даже большего предпочтения одному суждению перед другим, пока он значительно 1) не увеличит запас данных и 2) не сделает их более точными. Он не только спрашивает пациента о его ощущениях и поступках, предшествовавших болезни, но путем различных манипуляций руками (и специально приспособленными инструментами) освещает большое число фактов, которых пациент совершенно не знал. Состояние температуры, дыхания и сердечной деятельности тщательно отмечается и колебание их от времени до времени точно обозначается. Индукция откладывается, пока это исследование работает вширь, увеличивая количество, и вглубь, увеличивая точность исследования подробностей.
Короче говоря, научная индукция означает все процессы, путем которых наблюдение и накопление фактов регулируется с целью облегчения образования объяснительных концепций и теорий. Все эти способы направлены к выбору точных фактов, которые будут иметь вес и значение при образовании представлений или идей. Специально это решение выбора содержит следующие приемы: 1) удаление путем анализа того, что может привести к ошибке или того, что не относится к делу, 2) выделение существенного путем подбора и сравнения случаев, 3) преднамеренное создание данных путем экспериментальных изменений.
1. Обыкновенно говорят, что нужно учиться различать наблюдаемые факты и основывающиеся на них суждения. Буквально понятый, такой совет невыполним: во всякой наблюдаемой вещи, если она вообще представляет значение или понятие, есть соединение понятия с тем, что дано чувственно и физически, так что, если бы его совершенно удалить, то, что осталось, не имело бы смысла. А говорит: "я видел своего брата". Однако термин брат подразумевает связь, которая не может наблюдаться чувственно или физически; она по природе производная. Если А удовлетворится словами: "я видел человека", фактор классификации или интеллектуального отношения менее сложен, но все же существует. Если, как последний выход, А скажет: "каким-то образом я видел окрашенный предмет", известная связь, хотя более элементарная и неопределенная, все-таки остается. Теоретически возможно, что там не было объекта, а только необычное раздражение нерва. Тем не менее совет отделять наблюдаемое от получаемого путем вывода — здравый практический совет. Его действенное значение состоит в том, что удаляются и исключаются те выводы, относительно которых опыт показал, что они в высшей степени подвержены ошибкам. Это конечно, относительно. При обычных условиях не связывается никакого разумного сомнения с замечанием: "я видел своего брата"; было бы педантично и глупо сводить это признание к более элементарной форме. При других обстоятельствах совершенно правилен вопрос, видел ли А даже окрашенный предмет, или цвет объяснялся обманом чувствующего зрительного органа (как "искры" при ударе), или расстроенным кровообращением. Вообще человеком науки является тот, который знает, что склонен спешить с заключением и что эта поспешность отчасти объясняется известными привычками, которые заставляют его образовывать определенные понятия из встречающихся обстоятельств; поэтому он должен быть настороже против ошибок, возникающих из его интересов, привычек и ходячих предвзятых мнений.
Техника наручного исследования состоит, таким образом, из различных процессов, стремящихся уничтожить слишком поспешное образование значений или понятий, как способов, цель которых дать чисто "объективную", не искаженную передачу фактов для истолкования. Горящие щеки обыкновенно обозначают повышенную температуру, бледность означает пониженную температуру. Клинический термометр дает автоматически отчет в действительной температуре и, таким образом, уничтожает обычные ассоциации, которые могут привести в данном случае к ошибке. Все вспомогательные средства наблюдения, — разные хронометры, этнографы и микроскопы, — выполняют отчасти свою научную роль, помогая устранить понятия, составившиеся вследствие привычки, предрассудка, сильного и мгновенного напряжения, возбуждения и предчувствия, и под давлением существующих теорий. Фотографические аппараты, фонографы, кимографы, актинографы, сейсмографы, плетисмографы и т.п., дают, кроме того, отчет, остающийся навсегда, так что им могут пользоваться различные лица и одно и тоже лицо в разном состоянии духа, т.е. под влиянием разных настроений и господствующих мнений. Таким образом, чисто личные предубеждения (связанные с привычкой, желанием, с последствиями непосредственного опыта) могут быть значительно ограничены. Говоря обычным языком, факты определяются объективно, а не субъективно. Таким путем склонности к преждевременным толкованиям задерживаются.
2. Другой важный метод контроля состоит в умножении случаев или примеров. Если я сомневаюсь, дает ли данная горсть правильный образец или представление для суждения о достоинстве целого воза зерна, я возьму несколько горстей из разных мест воза и сравню их. Если они сходны по качеству, то это все; если они различаются, мы постараемся взять столько образцов, чтобы, хорошо смешав их, получить результат, могущий служить правильным основанием для оценки. Этот пример в грубой форме указывает значение той стороны научного контроля в индукции, который настаивает на умножении наблюдений вместо того, чтобы отстаивать заключение на одном или немногих случаях.
Эта сторона индуктивного метода является в действительности настолько выдающейся, что часто рассматривается как вся индукция. Предполагается, что индуктивный вывод основывается на собирании и сравнении известного числа сходных случаев. Но в действительности подобное собирание и сравнение является актом последовательного вывода, в процессе достижения правильного заключения на почве единичного случая. Если человек по одной пробе зерна делает заключение о свойстве пшеницы всего воза, как целого — это индукция и при известных обстоятельствах правильная индукция. Другие примеры повторяются просто для того, чтобы сделать индукцию более тщательной и возможно более правильной. Подобным же образом, рассуждение, приведшее к идее воровства в вышеприведенном случае, было индуктивно, хотя рассматривался только один пример. Частности, на которых основывалось общее понятие (или отношение) воровства, являлись просто общей суммой несходных частей и свойств, образующих один рассматриваемый случай. Если бы данный случай представлял очень большие неясности или затруднения, то тогда можно было бы прибегнуть к рассмотрению известного числа сходных случаев. Но это сравнение не сделало бы индукцией процесса, который не имел раньше этого характера; оно только сделало бы индукцию более осторожной и последовательной. Целью рассмотрения многих случаев является облегчение выбора доказательных или значительных черт, на которых можно обосновать вывод в отдельном случае.
Следовательно, черты несходства в рассматриваемых случаях так же важны, как черты сходства. Сравнение без различия логически ни к чему не приводит. Если другие наблюдаемые или припоминаемые случаи просто повторяют данный, мы не лучше обставлены в смысле вывода, чем, если бы допустили, что один первоначальный факт подскажет нам вывод. В случае различных проб зерна для нас важен факт, что пробы несходны, по крайней мере, в тех частях воза, где они были взяты. Если бы не это несходство, их сходство по качеству не имело бы значения для вывода [СНОСКА: Согласно приемам, употребляемым в логических рассуждениях, так называемые "методы тожества" (сравнения) и "различия" (контраста) должны сопровождать друг друга или составить "соединенный метод", чтобы иметь логическое значение.]. Если мы стараемся заставить ребенка исправить свои понятия о прорастании семени путем рассмотрения известного числа примеров, то достигнем очень немногого, если условия во всех примерах будут близки друг к другу. Но если одно семя положено в чистый песок, другое в глину, третье на пропускную бумагу, и в каждом случае при двух условиях — при влаге и без нее, то несходные факторы рельефно выдвинут те, которые являются значащими (или "существенными") для получения заключения. Короче, пока наблюдатель не постарается достигнуть настолько резкой разницы в наблюдаемых случаях, насколько позволят обстоятельства, и пока он так же тщательно не отметит отличия, как сходства, он не имеет возможности определить доказательную силу встречающихся фактов.
Другой способ обнаружить значение отличия заключается в подчеркивании "ученым отрицательных случаев на примерах, которые казалось бы не выдавались, но которые в действительности не таковы. Аномалии, исключения, вещи, сходные во многих отношениях, но не сходные в чем-нибудь существенном, настолько важны, что многие приемы научной техники предназначены единственно для того, чтобы обнаружить, отметить и запечатлеть в памяти противоположные случаи. Дарвин заметил, что так легко пройти мимо случаев, противоречащих излюбленному обобщению, что он развил в себе привычку не только искать противоречащих примеров, но также записывать всякое замеченное или возникшее в памяти исключение, — так как иначе оно почти наверное будет забыто.