Из предложенных утверждений выберите, какая формулировка цели воспитания наиболее правильно отражает уровень современного развития общества
А. Воспитание нового человека, способного развивать общечеловеческую культуру
Б. Воспитание физически крепких и выносливых граждан, профессионально подготовленных детей
В. Разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных особенностей и требований общества на данном этапе его развития
2. Укажите, какие объективные условия оказывают влияние на цель воспитания:
А. Производственное окружение школы и родителей
Б. Идеология общества, распространяемая средствами массовой информации
В. Социально-экономический, политехнический, культурный уровень развития общества, состояние его духовности
Г. Средства массовой информации и общественная деятельность учащихся
3. Cоциально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами, называется:
А. Воспитанием
Б. Развитием
В. Формированием
Г. Обучением
4. Эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели, называется …
А. Воспитание
Б. Управление
В. Педагогическая техника
5. Система знаний, убеждений, навыков, качеств, черт личности, устойчивых привычек поведения, которым должны овладеть школьники в соответствии с поставленными целями и задачами, понимается как …
А. Содержание воспитания
Б. Принципы воспитания
В. Закономерности воспитания
Г. Противоречия в воспитании
6. Процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, адаптация к социальной среде называется…
А. Социализацией
Б. Воспитанием
В. Развитием
7. Воспитанность - это…*
А. Степень соответствия личностного развития поставленной цели воспитателями
Б. Результат воспитательного воздействия
В. Критерий профессиональной оценки
8. К видам целей воспитания относятся:*
А. Стратегическая
Б. Тактическая
В. Технологическая
9. К механизмам воспитания относят:*
А. Формы воспитания
Б. Методы воспитания
В. Приемы воспитания
Г. Профессиональное просвещение
10. Показателями эффективности воспитательного процесса являются:*
А. Поведение воспитанника
Б. Внешний вид воспитанника
В. Отношение воспитанника к своему «Я»
Г. Среда
11. Последовательность этапов процесса перевоспитания:
А. Выявление причин отклонения в развитии и поведении воспитанника
Б. Определение путей и средств
В. Применение системы требований
Г. Стимулирование
Д. Наказание
12. Цель гуманистического воспитания:*
А. Гармоничное развитие личности
Б. Гуманный характер отношений между участниками воспитательного процесса
В. Забота общества
13. Цель патриотического воспитания:
А. Любовь к отечеству
Б. Формирование знаний в области культуры, науки, техники
В. Развитие интереса к языкам
14. Движущие силы процесса воспитания – это:
А. Противоречие между уровнем конкретных знаний, которыми владеет человек и методами воплощения их в жизнь
Б. Такая сила, которая заставляет двигаться вперед
В. Результат противоречия между приобретенными знаниями и опытом в поведении с одной стороны, и новыми потребностями, противоречие между потребностями и возможностями, а также способами их удовлетворения
15. Система трудового воспитания составляет:
А. Совокупность задач, содержания, методов и средств формирования культуры труда
Б. Система взглядов
В. Формирование знаний
Г. Воспитание личностных качеств
16. К принципам воспитания относят:
А. Культуросообразность
Б. Нравственное воспитание и формирование личности
В. Гуманизация воспитания
Г. Самовоспитание и перевоспитание
17. Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания:*
А. Уважение прав и свобод личности
Б. Принятие воспитанником целей воспитания
В. Вседозволенность
Г. Попустительство в воспитании
18. Один из принципов воспитания:
А. Опора на «положительное» в личности ребенка
Б. Требования современной школы
В. Единство всех компонентов процесса воспитания
Г. Требования родителей
19. Основные направления воспитания:
А. Физическое, эстетическое, умственное, трудовое, духовно-нравственное воспитание
Б. Знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность
В. Игра, общение, учение
Г. Труд
20. Принципы воспитания обусловлены:
А. Закономерностями воспитания
Б. Результатами воспитания
В. Средствами воспитания
Г. Противоречиями воспитания
21. К принципам воспитания относят:
А. Нравственное воспитание
Б. Воспитание в коллективе
В. Гуманизация воспитания
22. Определите требования принципа связи воспитания с жизнью и трудом:
А. Принцип требует обязательного участия всех детей и подростков в производительном труде
Б. Принцип требует решения всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь, разумно организованное и посильное участие воспитанников в трудовой деятельности
В. Принцип требует участие воспитанников во всех общественных делах, проводимых в микрорайоне школы
23. К основаниям семейного воспитания относятся*:
А. Социокультурные
Б. Социально-психологические
В. Социально-экономические
Г. Социально-политические
Д. Социально-демографические
24. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется:
А. Нравственным воспитанием
Б. Социальным воспитанием
В. Умственным воспитанием
Г. Патриотическим воспитанием
25. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе:*
А. Формирования бережного отношения к истории отечества
Б. Культурного наследия
В. Воспитания любви к малой родине
Г. Деформации сознания воспитанников
26. К основным средствам воспитания физической культуры относятся:
А. Физические упражнения
Б. Природные факторы
В. Политический фактор
27. Деятельность, имеющая особую значимость в школьном возрасте, т.к. идет интенсивное накопление знаний о мире, развитие познавательных способностей, называется…
А. Ценностно-ориентировочная
Б. Трудовая
В. Художественно-творческая
Г. Игровая деятельность
Д. Интеллектуально-познавательная
28. Деятельность, позволяющая выработать этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на вечные проблемы: что есть истина? Что есть добро и зло? И т.д., называется…
А. Ценностно-ориентировочная
Б. Трудовая
В. Художественно-творческая
Г. Игровая деятельность
29. Деятельность, назначение которой формирование любви к искусству, художественной культуре, развитие индивидуальных способностей, желание жить по законам красоты, называется:
А. Ценностно-ориентировочная
Б. Трудовая
В. Художественно-творческая
Г. Игровая деятельность
30. Деятельность, назначение которой – развитие физической культуры, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья:
А. Ценностно-ориентировочная
Б. Трудовая
В. Художественно-творческая
Г. Игровая деятельность
Д. Физкультурно-спортивная
Ключи
Вопросы | Ответы | Вопросы | Ответы |
В | А,В | ||
В | А,Б | ||
А | А | ||
А | А | ||
А | А | ||
А | В | ||
А,Б | Б | ||
А,Б | А,Б,В | ||
А,Б,В | В | ||
А,Б,В | А,Б,В | ||
А,Б,В,Г | А | ||
А,Б | Д | ||
А | А | ||
В | В | ||
А | Д |
Итоговый контроль
Формы итогового контроля: традиционный экзамен или в форме тестирования.
Содержание контрольных мероприятий
Вопросы к экзамену
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- Базовые теории воспитания и развития личности.
- Взаимосвязь воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
- Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся: общность целей, содержания, забота о здоровье ребенка, единые позиции в его оценке и методах воздействия.
- Возрастные этапы социализации.
- Воспитание как процесс. Звенья воспитательного процесса.
- Воспитание как система. Направления воспитания школьников.
- Воспитание культуры межнационального общения.
- Воспитание патриотизма и интернационализма. Возможности школы.
11. Задачи и содержание гражданской и правовой культуры личности.
- Воспитание веротерпимости и толерантности. Возможности школы.
- Национальное своеобразие воспитания.
- Воспитательные функции коллектива.
- Диагностика в воспитательном процессе. Ее задачи, объекты диагностики.
- Задачи трудовой подготовки школьников.
- Коллектив, признаки сформированности. Стадии развития коллектива.
- Понятие воспитанности и ее критерии.
- Система форм и методов воспитания.
20. Детский коллектив и педагогическое управление им.
21. Современные воспитательные системы и концепции.
22. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.
- Различные подходы классификации методов воспитания. Их психолого-педагогические основания.
- Самовоспитание. Методы самовоспитания.
25. Семья как важнейший институт социализации. Педагогическое взаимодействие семьи и школы в современных условиях.
- Социальная роль личности в коллективе. Возможности социального самовыражения младших школьников.
- Структура коллектива. Его органы, их функции и условия эффективной деятельности.
28. Социализация и развитие личности школьника в современных условиях.
- Принципы, факторы и механизмы социального воспитания.
- Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.
- Сферы жизнедеятельности институтов социализации. Их взаимодействие.
- Типы школ и отличительные особенности их воспитательных систем.
- Физическое воспитание: цели, задачи, формы, методы.
- Формирование личностных качеств как основа нравственного воспитания.
- Формирование среды как фактора воспитания личности.
- Формы воспитания. Выбор форм воспитания.
- Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- Цель воспитания в современных условиях.
39. Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания школьников: задачи, содержание, методы и формы.
- Педагогическое взаимодействие в воспитании.
- Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).
- Задачи и содержание формирования эстетической культуры младших школьников.
- Задачи, содержание, методы и формы нравственного воспитания младших школьников.
- Личность как педагогическая категория. Факторы, влияющие на развитие личности.
- Методы воспитания. Современные классификации. Критерии оптимального выбора методов воспитания младших школьников.
- Методы формирования сознания личности и их использование в воспитании школьников.
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения учащихся.
- Методы стимулирования и особенности их использования в воспитании школьников.
- Взаимосвязь в педагогическом процессе духовного, нравственного, эстетического и физического воспитания школьников.
- Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек школьников. Учет психолого-сексуальных особенностей детей и подростков в воспитательном процессе.
51. Воспитательный потенциал семьи. Проблемы семейного воспитания в современных социо-культурных условиях.
52. Вклад А.С. Макаренко в отечественную и мировую педагогику.
53. В.А. Сухомлинский о воспитании школьников.
54. Организация самостоятельной работы учащихся начальных классов.