Из предложенных утверждений выберите, какая формулировка цели воспитания наиболее правильно отражает уровень современного развития общества

А. Воспитание нового человека, способного развивать общечеловеческую культуру

Б. Воспитание физически крепких и выносливых граждан, профессионально подготовленных детей

В. Разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных особенностей и требований общества на данном этапе его развития

2. Укажите, какие объективные условия оказывают влияние на цель воспитания:

А. Производственное окружение школы и родителей

Б. Идеология общества, распространяемая средствами массовой информации

В. Социально-экономический, политехнический, культурный уровень развития общества, состояние его духовности

Г. Средства массовой информации и общественная деятельность учащихся

3. Cоциально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами, называется:

А. Воспитанием

Б. Развитием

В. Формированием

Г. Обучением

4. Эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели, называется …

А. Воспитание

Б. Управление

В. Педагогическая техника

5. Система знаний, убеждений, навыков, качеств, черт личности, устойчивых привычек поведения, которым должны овладеть школьники в соответствии с поставленными целями и задачами, понимается как …

А. Содержание воспитания

Б. Принципы воспитания

В. Закономерности воспитания

Г. Противоречия в воспитании

6. Процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, адаптация к социальной среде называется…

А. Социализацией

Б. Воспитанием

В. Развитием

7. Воспитанность - это…*

А. Степень соответствия личностного развития поставленной цели воспитателями

Б. Результат воспитательного воздействия

В. Критерий профессиональной оценки

8. К видам целей воспитания относятся:*

А. Стратегическая

Б. Тактическая

В. Технологическая

9. К механизмам воспитания относят:*

А. Формы воспитания

Б. Методы воспитания

В. Приемы воспитания

Г. Профессиональное просвещение

10. Показателями эффективности воспитательного процесса являются:*

А. Поведение воспитанника

Б. Внешний вид воспитанника

В. Отношение воспитанника к своему «Я»

Г. Среда

11. Последовательность этапов процесса перевоспитания:

А. Выявление причин отклонения в развитии и поведении воспитанника

Б. Определение путей и средств

В. Применение системы требований

Г. Стимулирование

Д. Наказание

12. Цель гуманистического воспитания:*

А. Гармоничное развитие личности

Б. Гуманный характер отношений между участниками воспитательного процесса

В. Забота общества

13. Цель патриотического воспитания:

А. Любовь к отечеству

Б. Формирование знаний в области культуры, науки, техники

В. Развитие интереса к языкам

14. Движущие силы процесса воспитания – это:

А. Противоречие между уровнем конкретных знаний, которыми владеет человек и методами воплощения их в жизнь

Б. Такая сила, которая заставляет двигаться вперед

В. Результат противоречия между приобретенными знаниями и опытом в поведении с одной стороны, и новыми потребностями, противоречие между потребностями и возможностями, а также способами их удовлетворения

15. Система трудового воспитания составляет:

А. Совокупность задач, содержания, методов и средств формирования культуры труда

Б. Система взглядов

В. Формирование знаний

Г. Воспитание личностных качеств

16. К принципам воспитания относят:

А. Культуросообразность

Б. Нравственное воспитание и формирование личности

В. Гуманизация воспитания

Г. Самовоспитание и перевоспитание

17. Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания:*

А. Уважение прав и свобод личности

Б. Принятие воспитанником целей воспитания

В. Вседозволенность

Г. Попустительство в воспитании

18. Один из принципов воспитания:

А. Опора на «положительное» в личности ребенка

Б. Требования современной школы

В. Единство всех компонентов процесса воспитания

Г. Требования родителей

19. Основные направления воспитания:

А. Физическое, эстетическое, умственное, трудовое, духовно-нравственное воспитание

Б. Знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность

В. Игра, общение, учение

Г. Труд

20. Принципы воспитания обусловлены:

А. Закономерностями воспитания

Б. Результатами воспитания

В. Средствами воспитания

Г. Противоречиями воспитания

21. К принципам воспитания относят:

А. Нравственное воспитание

Б. Воспитание в коллективе

В. Гуманизация воспитания

22. Определите требования принципа связи воспитания с жизнью и трудом:

А. Принцип требует обязательного участия всех детей и подростков в производительном труде

Б. Принцип требует решения всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь, разумно организованное и посильное участие воспитанников в трудовой деятельности

В. Принцип требует участие воспитанников во всех общественных делах, проводимых в микрорайоне школы

23. К основаниям семейного воспитания относятся*:

А. Социокультурные

Б. Социально-психологические

В. Социально-экономические

Г. Социально-политические

Д. Социально-демографические

24. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется:

А. Нравственным воспитанием

Б. Социальным воспитанием

В. Умственным воспитанием

Г. Патриотическим воспитанием

25. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе:*

А. Формирования бережного отношения к истории отечества

Б. Культурного наследия

В. Воспитания любви к малой родине

Г. Деформации сознания воспитанников

26. К основным средствам воспитания физической культуры относятся:

А. Физические упражнения

Б. Природные факторы

В. Политический фактор

27. Деятельность, имеющая особую значимость в школьном возрасте, т.к. идет интенсивное накопление знаний о мире, развитие познавательных способностей, называется…

А. Ценностно-ориентировочная

Б. Трудовая

В. Художественно-творческая

Г. Игровая деятельность

Д. Интеллектуально-познавательная

28. Деятельность, позволяющая выработать этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, сформировать жизненную позицию растущего человека, ищущего ответ на вечные проблемы: что есть истина? Что есть добро и зло? И т.д., называется…

А. Ценностно-ориентировочная

Б. Трудовая

В. Художественно-творческая

Г. Игровая деятельность

29. Деятельность, назначение которой формирование любви к искусству, художественной культуре, развитие индивидуальных способностей, желание жить по законам красоты, называется:

А. Ценностно-ориентировочная

Б. Трудовая

В. Художественно-творческая

Г. Игровая деятельность

30. Деятельность, назначение которой – развитие физической культуры, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья:

А. Ценностно-ориентировочная

Б. Трудовая

В. Художественно-творческая

Г. Игровая деятельность

Д. Физкультурно-спортивная

Ключи

Вопросы Ответы Вопросы Ответы
В А,В
В А,Б
А А
А А
А А
А В
А,Б Б
А,Б А,Б,В
А,Б,В В
А,Б,В А,Б,В
А,Б,В,Г А
А,Б Д
А А
В В
А Д

Итоговый контроль

Формы итогового контроля: традиционный экзамен или в форме тестирования.

Содержание контрольных мероприятий

Вопросы к экзамену

  1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
  2. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
  3. Базовые теории воспитания и развития личности.
  4. Взаимосвязь воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
  5. Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся: общность целей, содержания, забота о здоровье ребенка, единые позиции в его оценке и методах воздействия.
  6. Возрастные этапы социализации.
  7. Воспитание как процесс. Звенья воспитательного процесса.
  8. Воспитание как система. Направления воспитания школьников.
  9. Воспитание культуры межнационального общения.
  10. Воспитание патриотизма и интернационализма. Возможности школы.

11. Задачи и содержание гражданской и правовой культуры личности.

  1. Воспитание веротерпимости и толерантности. Возможности школы.
  2. Национальное своеобразие воспитания.
  3. Воспитательные функции коллектива.
  4. Диагностика в воспитательном процессе. Ее задачи, объекты диагностики.
  5. Задачи трудовой подготовки школьников.
  6. Коллектив, признаки сформированности. Стадии развития коллектива.
  7. Понятие воспитанности и ее критерии.
  8. Система форм и методов воспитания.

20. Детский коллектив и педагогическое управление им.

21. Современные воспитательные системы и концепции.

22. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.

  1. Различные подходы классификации методов воспитания. Их психолого-педагогические основания.
  2. Самовоспитание. Методы самовоспитания.

25. Семья как важнейший институт социализации. Педагогическое взаимодействие семьи и школы в современных условиях.

  1. Социальная роль личности в коллективе. Возможности социального самовыражения младших школьников.
  2. Структура коллектива. Его органы, их функции и условия эффективной деятельности.

28. Социализация и развитие личности школьника в современных условиях.

  1. Принципы, факторы и механизмы социального воспитания.
  2. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.
  3. Сферы жизнедеятельности институтов социализации. Их взаимодействие.
  4. Типы школ и отличительные особенности их воспитательных систем.
  5. Физическое воспитание: цели, задачи, формы, методы.
  6. Формирование личностных качеств как основа нравственного воспитания.
  7. Формирование среды как фактора воспитания личности.
  8. Формы воспитания. Выбор форм воспитания.
  9. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
  10. Цель воспитания в современных условиях.

39. Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания школьников: задачи, содержание, методы и формы.

  1. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
  2. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов).
  3. Задачи и содержание формирования эстетической культуры младших школьников.
  4. Задачи, содержание, методы и формы нравственного воспитания младших школьников.
  5. Личность как педагогическая категория. Факторы, влияющие на развитие личности.
  6. Методы воспитания. Современные классификации. Критерии оптимального выбора методов воспитания младших школьников.
  7. Методы формирования сознания личности и их использование в воспитании школьников.
  8. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения учащихся.
  9. Методы стимулирования и особенности их использования в воспитании школьников.
  10. Взаимосвязь в педагогическом процессе духовного, нравственного, эстетического и физического воспитания школьников.
  11. Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек школьников. Учет психолого-сексуальных особенностей детей и подростков в воспитательном процессе.

51. Воспитательный потенциал семьи. Проблемы семейного воспитания в современных социо-культурных условиях.

52. Вклад А.С. Макаренко в отечественную и мировую педагогику.

53. В.А. Сухомлинский о воспитании школьников.

54. Организация самостоятельной работы учащихся начальных классов.

Наши рекомендации