Тема 2. Функции образования в современном мире
Знания необходимы каждому человеку, чтобы ориентироваться в окружающем нас мире, объяснить все, что с ним и вокруг него происходит, планировать свою жизнь, удовлетворять материальные и духовные потребности, к лучшему изменять мир и окружающую его действительность.
Но также знания всегда были и будут действенным способом управления людьми, социальными процессами, целым обществом. Каковы же функции образования в современном мире?
1. Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения (чтобы количество работников соответствовало количеству рабочих мест). Качественная сторона данной функции отражает формирование производственных свойств работников (чтобы работники обладали всеми необходимыми для выполнения работы качествами).
2. Формирование потребительских стандартов населения.Образование определяет, что и в каких количествах будут потреблять (покупать) люди. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека.
3. Привлечение экономических ресурсов.Планирование и реализация образования – затратные процессы.Необходимо платить зарплату преподавателям, административным работникам, другому персоналу и учёным, разрабатывающим новые технологии обучения, закупать учебное оборудование, оплачивать коммунальные платежи и т.д. Для этого необходимы значительные материальные ресурсы. Источники ресурсов могут быть различны: от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отражаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет делает образование более универсальным, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образовательных структур.
4. Внутреннее распределение ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы и на «внеобразовательное» пространство (раньше — материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т. п., теперь — поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание некоторых групп населения из-за того, что определённые подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный бюджет закрывается или не обеспечивает должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны осваивать программы начальной школы и попадают в классы коррекции. Нередко система образования действует вопреки здравому смыслу. К примеру, осуществляя выпуск некоторых специалистов в заведомо завышенных объемах. Это перенасыщает рынок труда и сдерживает рост доходов данных специалистов.
1. Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство. Сюда могут быть отнесены общности учёных, преподавателей, студентов. Благодаря принадлежности к данным общностям, люди объединяются, достигают общие цели, общаются, взаимодействуют, совместно развиваются.
2. Достижение большей однородности общества через организованную социализацию индивидов. Система образования прививает всем своим участникам (преподавателям, учёным, студентам) сходные ценности, идеалы, убеждения. Это делает общество более однородным (т.е. люди больше похожи друг на друга), снижается разобщённость людей и количество конфликтов.
3. Активизация социальных перемещений. Желание получить, углубить, расширить своё образование заставляет людей перемещаться из деревни в город, из провинции в столицу, выезжать за границу. Так образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более насыщенной, а различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.
4. Социальная селекция.Получаемое образование определяет будущий статус специалиста. Статус выпускника вуза выше по отношению к среднеспециальному учебному заведению (техникуму, колледжу). Столичный вуз цениться больше, чем провинциальный. Учиться за рубежом престижнее, чем в своей стране. Изначально предполагалось, что более престижное и качественное образование получают более способные студенты. В условиях рыночной экономики их место занимают более обеспеченные. Тем не менее, система образования посредством различных учебных заведений отбирает для себя учащихся, обладающих определёнными характеристиками (уровень интеллекта, талант, спортивные достижения, материальный достаток).
5. Социальная поддержка.Образовательное учреждение может заменить педагогам и учащимся семью, друзей, круг общения и досуг (при недостатке таковых). Для реализации данной функции в образовательных учреждениях создаются специализированные организационные и ролевые структуры (кружки, студии, факультативы), проводятся внеучебные мероприятия.
1. Воспроизводство типа культуры.Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами общества или самого учащегося) типы культуры, например, религиозная, светская, профессиональная (педагогическая, медицинская, юридическая), коммуникативная (культура общения), поведенческая (культура поведения), художественная и т.д.
2. Инновация в сфере культуры.Система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации не несущие опасности для целостности самой системы образования (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.
3. Формирование и воспроизводство общественного интеллекта и менталитета.Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. Ряд исследователей утверждают, что у этой функции — ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор мирового соперничества. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии и модели, за счёт чего становится возможным господство одних стран над другими. Особенно это прослеживается в переломные и кризисные моменты истории, когда государство и общество отчасти теряют контроль над развитием системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.
1. Привитие правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни .Формирование личности законопослушного гражданина — один из жизненно важных интересов государства и общества, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности. Образовательный стандарт содержит сведения о том, что должны думать граждане о правительстве и государстве, как они должны себя вести в отношении власти. Образовательное учреждение целенаправленно формирует ориентации населения во внешнеполитическом пространстве. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает новую. Социальные группы — носители альтернативных политических ценностей, стремятся учредить свою школу, либо внедрить в уже существующую свои правовые нормы и политические ценности.
2. Поощрение законопослушного правового и политического поведения, а такжевоспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Система образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический контроль в явной или неявной формах (кадровая политика, учебные планы, рекомендуемые учебники и т. д.).
3. Содействие патриотизму.Содержание, процесс и результат образования контролируются государством, а поэтому все участники образования должны любить именно своё государство и поддерживать своих лидеров.