Методы исследования в психологии
Цели и задачи психолого-педагогической подготовки
Цели:1.Формирование глубоких знаний,умений и навыков,а так же устойчивого интереса к теории и практике психологии и педагогики.2.Воспитание подрастающего поколения.Задачи:1.Вооружить студентов знаниями основ общей психологии ипедагогики.2.Дать четкое понимание сущности психики,ее природы,структуры,основ развития и проявления.3.Раскрыть понятие личности и дать ее целостную оценку.4.Определить основные факторы развития личности.5.Дать характеристику деят-ти как форме активности личности.6.Рассмотреть проблемы общения и межличностных отношений в группах и коллективах.7.Ознакомиться с системой образования.Дать хар-ку современным образовательным тенденциям.8.Раскрыть сущность,содержание,принципы,формы и методы процессов обучения и воспитания.9.Рассмотреть содержание управления и самоуправления учебной деят-тью.
Психология как наука
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений,Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась,с XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Предметом изучения психологии явяляется психика человека и животных, включающая в себя многие составляющие С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности ,способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Таким образом психология как наука представляет собой отрасль знаний,которая изучает психику и психическую деятельность человека и групп людей.
Конецформыначалоформы3.Предмет психологии
В буквальном смысле слова психология — это учение о психике. Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Поэтому общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Таков ее предмет, отграничивающий ее от физиологии, социологии и других дисциплин
Возникновение психики.
Психика-сво-во высокоорганиз живой материи, заключ в акт.отражении субъектов объективного мира в построении субъективно не отчуждаемой картины этого мира и регуляция на этой основе поведения и деятельности. Гл.На определенном этапе развития природы благодаря взаимодействию механических, термических, химических, световых свойств материи из неорганич. Возникла орган.- белок. Он приобрел сво-во отражения и оно стало активным. Сложные белковые молекулы (кооцерваты)способны реагировать на влияния связанные с обменом вещ-в. Сво-ва кооцерватов реагировать на внеш.среду, полезные и вредные влиния наз. Раздражимостью. Раздражимость живой материи-ее осноное сво-во, кот. Появляется во время перехода из неоран.материала в органич. Раздражимасть хар-на для растительной стадии. На стадии развития жизни, жив сущ-ва начинают реагировать на нейтральные влияния, если они сигнализ. О появлении жизненно важных биологич влияний. Это явление наз.чувствительностью. Появление чувствительности это признак появления психики.
Методы исследования в психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Осн методы психол.исследований:1.Наблюдение позволяет уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул.Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
2.Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросыЭтот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
3.Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
4.Эксперемент. Его специфика заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
5.Моделированиеприменяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.
Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.