Концептуальные положения
Альтернативные технологии
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения ТО какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.
Более адекватным определением этого понятия, видимо, будет следующее: это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными.
Так одной из сущностных характеристик ТО является авторитарность, подчиненное положение ребенка педагогу. Альтернатива этой системе - свободное воспитание - зародилась еще в древности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), прошла сквозь века (В.Ратке, Я.А.Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци) к новым временам (Л.Толстой, М.Монтессори, А.Нейлл, К.Вен-тцель, Я.Корчах, П.Каптерев, П.Блонский). Оно провозглашает в качестве основной идеи воспитания - обеспечить ребенку независимый свободный выбор поступка и деятельности.
Еще одной альтернативой авторитарной, командно-административной педагогики выступают гуманистические и демократические технологии, основанные на отношениях уважения, равенства, педагогической любви к детям.
Важнейшей стороной традиционной системы образования является классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой организации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации, деятельность разновозрастных групп и взаимодействие старших с младшими в отдельных технологиях, различные формы внеурочной работы.
В западноевропейских странах получила распространение технология «Иена-план», которая основывается на постоянных разновозрастных группах и отличном от класса обустройстве помещения для работы.
Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный творческий человек.
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
«Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.» И.Песталоцци
Штейнер Рудольф(1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.
Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение -антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству.
Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.
Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.
Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
Классификационные параметры
По уровню применения:общепедагогическая.
По философской основе:антропософская.
По основному фактору развития:биогенная.
По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная + гештальт.(«облечь в форму, придать значимую структуру») На самом же деле было бы точнее говорить не Gestalt, a Gestaltung, что означает предусмотренное, еще продолжающееся или уже закончившееся действие, подразумевающее процесс придания формы, процесс формообразования.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.
(ЗУН - знания, умения, навыки; СУД - способы умственных действий; СЭН - эмоционально-нравственная сфера; СДП - деятельностно-практическая среда - взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.)
По характеру содержания:обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления:система «репетитор» + система малых групп
По организационным формам:альтернативная, клуб + академия, индивидуальные +групповые, дифференциация.
По подходу к ребенку:личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога.
По преобладающему методу:игра + диалог + творчество.
По категории обучаемых:все категории, без селекции.
Целевые ориентации
Воспитание призвано сформировать целостную личность:
• стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);
• открытую для восприятия нового опыта;
• способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
• Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН - ЗУН + СДП).
• Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ - самоуправляющие механизмы личности ;).
Концептуальные положения
• Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.
• Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.
• Свобода как средство воспитания.
• Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.
• Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.
• Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.
• Экология здоровья, культ здоровья.
• Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.
• Подражание как средство обучения.
• Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.
• Единство развития ума, сердца и руки.
• Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).
• Школа для всех.
• Единая жизнь педагогов и учеников.